Летчик-ас Первой мировой войны Юрий Владимирович Гильшер был награжден орденами Святого Владимира и Святой Анны 4-й степени, а также получил звание корнета после того, как сбил несколько вражеских аэропланов.
Когда Юрию Гильшеру было всего двенадцать лет, он впервые увидел в небе аэроплан. Выпустившись из Николаевского кавалерийского училища, Юрий Владимирович был определен в охрану императорской резиденции в Царском Селе. 3 июня 1915-го года Гильшер был командирован в Гатчинскую Военную авиационную школу. В должности военного лётчика в том же году Юрий прибыл в Галицию для несения службы на Юго-Западном фронте. 7 июля 1917 года отважный корнет погиб в результате шквального огня.
Как вспоминал о Юрии Гильшере его командир, капитан авиации Донат Адамович Макиенок?

10 мая 1916 года в вечернем небе над Карпатами кружил военный самолёт. Это был лёгкий истребитель С-16. Шла Первая мировая война, на Юго-Западном фронте дислоцировалась 7-я Русская армия, а в её составе — 7-й истребительный авиаотряд. Однако аэроплан вёл себя в воздухе странно. Казалось, он демонстрирует фигуры высшего пилотажа: три переворота через крыло, потом — «штопор». На самом же деле пилот истребителя был далёк от воздушных акробатических этюдов. Он потерял управление, и самолёт неумолимо падал.
Подоспевшие к месту крушения пехотинцы вытащили лётчика из-под обломков машины. К счастью, прапорщик Юрий Гильшер остался жив. Но был ранен и находился без сознания. Очнулся Юрий в госпитале. Туго забинтованная нога сильно болела. Прапорщик осторожно её ощупал. Что-то явно было не так. Зашедший для осмотра врач подтвердил его опасения: левую ступню пришлось ампутировать. Гильшер похолодел. Неужели теперь он больше никогда не сможет подняться в небо и защищать своё Отечество?
В 1914-м году Юра впервые увидел в небе аэроплан. Ему было двадцать лет. Выпускника Николаевского кавалерийского училища определили в охрану императорской резиденции в Царском Селе. Именно там, стоя в карауле, он услышал в небе рокот мотора. И ему вдруг самому неудержимо захотелось точно так же подняться в воздух на крылатой чудо-машине. Всё оказалось настолько серьёзно, что Гильшер даже подал начальству рапорт с просьбой отправить его на обучение лётному делу. Мечта сбылась летом 1915-го: 3 июня прапорщик Гильшер был командирован в Гатчинскую Военную авиационную школу. А уже в сентябре совершал ежедневные полёты в составе специального авиаотряда охраны Царского Села с воздуха. Ещё через месяц Юрий в должности военного лётчика прибыл в Галицию для несения службы на Юго-Западном фронте. С собой у него была характеристика от начальника Гатчинской авиашколы. «Предназначенный в авиаотряд прапорщик Гильшер — отличный», — лаконично резюмировал в ней полковник. Доверие командиров Юрий оправдал в одном из первых же заданий. Лётчик сбил в воздушном бою вражеский самолёт. А на следующий день случилось то самое, непредвиденное: во время патрульного вылета самолёт Гильшера потерял управление, сорвался в штопор и рухнул с тысячеметровой высоты.
Восстановление после ампутации длилось долго. Но Юрий твёрдо решил: он не сдастся обстоятельствам. Гильшер сконструировал специальный подвижный тренажёр, имитирующий кабину самолёта с приспособлением для стрельбы. С протезом вместо ступни, каждый день упорно на нём тренировался. Когда, наконец, пришло время предстать перед военной комиссией, Юрия признали годным к несению воинской службы. Весной 1917 года лётчик Гильшер снова поднялся в небо. Воевал он самоотверженно. Сбил несколько вражеских аэропланов, за что был награждён орденами Святого Владимира и Святой Анны 4-й степени, а также получил звание корнета.
Бой 7 июля 1917 года был жарким. Немецкая эскадра бомбила Тарнопольский аэродром. Истребитель корнета Гильшера окружили восемь вражеских самолётов. Но Юрий бесстрашно вступил в неравный бой. Одну из машин успел подбить. Остальные открыли по нему шквальный огонь. Самолёт Юрия рассыпался в воздухе. Отважный корнет погиб. Ему было 23. С фотографии 1916 года он смотрит на нас: лёгкая улыбка, а во взгляде весёлых глаз — решимость и смелость. Пилоту Юрию Владимировичу Гильшеру было посмертно присвоено звание лётчика-аса Первой мировой войны. Известно, что спустя годы его подвиг вдохновил другого нашего героя, знаменитого лётчика Алексея Маресьева. И судьбы их оказались похожими.
Проникновенные слова о Юрии Гильшере сказал его командир, капитан авиации Донат Адамович Макиёнок: «Да послужит всем боевым орлам геройский подвиг корнета Гильшера как пример безграничной преданности Родине и безупречного, святого выполнения своего долга».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер