Иван Фёдоров посвятил всю свою жизнь книжному делу. Именно он выпустил в 1564 году тиражом две тысячи экземпляров богослужебную книгу «Апостол», которая стала первой печатной книгой на Руси.
Иван Фёдоров родился около 1510 года и уже в детстве знал, какой это колоссальный труд — создание рукописной книги. Еще студентом Фёдоров заинтересовался книгопечатным делом во время обучения в краковском Ягеллонском университете. Именно Ивана Фёдорова митрополит Московский и Всея Руси Макарий благословил на строительство в Москве типографии и открытие Печатного двора по повелению царя Ивана Грозного.
Какой труд стал вершиной книжного служения Ивана Фёдорова и как с его именем связана первая русская «Азбука»?

В XVI-м веке в Москве побывал итальянский аристократ Рафаэль Барберини. Вернувшись на родину, он изложил свои впечатления от поездки в рукописи «Путешествие в Московию». Одним из предметов восхищения иностранца стала московская типография. «Ввели они у себя печатание. И я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги», — писал Барберини. Итальянцу посчастливилось стать свидетелем того, как в 1564-м году вышла в свет первая русская печатная книга — «Апостол». И увидеть человека, трудами которого это знаменательное событие смогло свершиться — первопечатника Ивана Фёдорова.
О том, что печатному делу Фёдоров посвятил всю свою жизнь, известно доподлинно. А вот о самом печатнике до наших дней дошло не так уж много сведений. По всей вероятности, родился он в Москве, так как часто подписывался Иваном Москвитянином. Приблизительным годом рождения Ивана Фёдорова историки считают 1510-й. И предполагают, что семья, в которой он появился на свет, была образованной. Скорее всего, отец Ивана трудился переписчиком. Поэтому будущий печатник с детства знал, какой это колоссальный труд — создание рукописной книги. Вручную выполнялось всё: текст, рисунки, переплёт. На один лишь экземпляр уходили долгие годы. И стоили такие книги, конечно, очень дорого.
Судя по сохранившимся документам, образование Иван получил в Польше, в краковском Ягеллонском университете. В его архивах есть запись от 1532 года — о том, что Иоанн Фёдоров Москвитянин окончил курс со степенью бакалавра. В университете преподавались латынь и древнегреческий язык. Была своя типография — и, вероятно, ещё студентом Фёдоров заинтересовался книгопечатным делом. Вернувшись в Москву, в начале 1540-х, Иван был рукоположен во диакона в Кремлёвской церкви Святителя Николы Гостунского. А в 1551 году в Москве состоялось собрание духовенства и знати — знаменитый Стоглавый Собор. На нём много говорилось о важности развития книжного дела. Повелением царя Ивана Грозного было решено построить в Москве типографию и открыть Печатный двор. На это важное предприятие митрополит Московский и Всея Руси Макарий благословил дьякона Иоанна Фёдорова.
Начинать ему пришлось фактически с нуля. Печатный станок привезли из Европы, где ещё сто лет назад его изобрёл Гуттенберг. Однако нужно было изготовить свинцовые литеры — буквы, причём, для разных шрифтов. А сначала для каждой из них вырезать деревянную форму. Формы требовались также и для орнаментов, которыми в то время было принято украшать страницы. Когда всё было готово, Иван лично набрал из них текст будущей книги. И в апреле 1564 года тиражом две тысячи экземпляров вышла в свет богослужебная книга «Апостол» — первая печатная книга на Руси. Вслед за ним, спустя два года, Иван Фёдоров выпустил ещё одну книгу «Часовник» — сборник повседневных молитв. Первую русскую «Азбуку», тоже издал Иван Фёдоров в 1575 году. Он не только напечатал учебник, но и сам составил его.
Вершиной книжного служения русского первопечатника стала так называемая Острожская Библия. Она увидела свет в 1581 году при поддержке известного православного благотворителя — Константина, князя Острожского. Отсюда и её название. Это была первая печатная Библия на славянском языке. Иван Фёдоров находился тогда уже в преклонных годах, и князь предложил ему уйти на покой, пообещал подарить дом и землю. Ведь у самого Фёдорова не скопилось никакого имущества, кроме нескольких рабочих инструментов. Но первопечатник отказался. Талантом, который дал ему Бог, он хотел служить людям до последнего вздоха. В послесловии к «Апостолу» Фёдоров писал: «Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью». С любовью к людям и сам он работал всю жизнь.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 28. Богослужебные чтения

Человечество на протяжении очень долгого периода пыталось... «услышать космос». Пифагор вслушивался в гармонии орбит планет, учёный Иоанн Кеплер буквально «описал партитуру» Солнечной системы, переведя скорости планет в музыкальные интервалы. Более поздние физики пытались «слышать» свет через особые приборы. Не говоря уже про «реликтовое эхо» — космическое микроволновое фоновое излучение, которое по сей день служит важным подтверждением Большого Взрыва.
28-й псалом Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением, — вдохновенное поэтическое произведение, тоже посвящённое «голосу космоса». Давайте послушаем!
Псалом 28.
Псалом Давида. [При окончании праздника кущей.]
1 Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь,
2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его.
3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.
4 Глас Господа силён, глас Господа величествен.
5 Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские
6 и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу.
7 Глас Господа высекает пламень огня.
8 Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес.
9 Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его всё возвещает о Его славе.
10 Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царём вовек.
11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.
Как мы слышим, Давид многократно повторяет выражение «глас Господа» — который гремит, созидает и разрушает, «разрешает от беременности ланей» и «обнажает леса». В отличие от философов и учёных, «голос космоса» для Давида — это не отчуждённый, внешний голос — а постоянно звучащий в нашей жизни голос Творца, не оставившего Своё творение без попечения — но снова и снова напоминающий нам о Своём присутствии.
И главное, к чему подводит Давид — самое лучшее место, где эта «гитара мироздания» звучит без мешающего шума, без суеты, без искажений — это Храм Господень, особо выделенное из всего остального бытия место, где всё подчинено только Одному Богу. Именно здесь, в храме, во время богослужения, наш физический слух, наше зрение, да и все другие чувства переходят в особый режим функционирования — и не только «обостряются», но и «сонастраиваются» той самой «музыке небесных сфер», которой пронизано всё бытие.
Вот почему, дорогие друзья, так важно регулярно ходить в храм — именно не «заглядывать по дороге», а сознательно приходить на богослужение: это самый лучший, самый действенный и быстрый способ сначала научиться распознавать реальность Божественного присутствия в храме — а потом и увидеть его в нашем самом обычном, будничном, дне!
Псалом 28. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 28. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 28. На струнах Псалтири
Псалом Давида
(При окончании праздника кущей)
1 Воздайте Господу, сыны Божии,
воздайте Господу славу и честь.
2 Воздайте Господу славу имени Его;
поклонитесь Господу в благолепном святилище Его.
3 Глас Господень над водами;
Бог славы возгремел,
Господь над водами многими.
4 Глас Господа силен;
глас Господа величествен.
5 Глас Господа сокрушает кедры;
Господь сокрушает кедры Ливанские
6 и заставляет их скакать подобно тельцу,
Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу.
7 Глас Господа высекает пламень огня.
8 Глас Господа потрясает пустыню;
потрясает Господь пустыню Кадес.
9 Глас Господа разрешает от бремени ланей
и обнажает леса;
и во храме Его все возвещает о Его славе.
10 Господь восседал над потопом,
и будет восседать Господь царем вовек.
11 Господь даст силу народу Своему;
Господь благословит народ Свой миром.
Пасхальный рассвет. Ольга Кутанина

Можно ли сохранить пасхальную радость на весь год? Да. Со мной такое случилось, когда я впервые увидела пасхальный рассвет. Сама не знаю, как это удалось такому любителю поспать. Думаю, такой подарок сделал мне Господь.
В нашей семье давно стало традицией ходить на пасхальную службу ночью. Это событие — самое долгожданное и для нас с мужем, и для детей.
Великая суббота наполнена ожиданием чуда, внутренней тишиной. Воскреснет ли Христос? — будто спрашивает сердце. Каким найдём мы гроб Господень? Как будем жить дальше, если похоронили Христа в страстную пятницу?
С такими мыслями и в надежде на воскресение мы собираемся на крестный ход.
Средний сын заглядывает в холодильник: как там наши куличи и творожная пасха? А вдруг кто-то съел? Семья большая, не уследишь! Младшая дочурка сидит на ковре нарядная, рассказывает кукле про праздник. Маленький сын хочет скорее на улицу, чтобы посмотреть, много ли звёзд зажглось на небе и видно ли луну. Самый крошечный малыш завернут в одеяло и спит в коляске. Только Господь знает, какие сны видит он в эту чудесную ночь.
Выходим. Успели на крестный ход — путь ко гробу, который прошли жёны-мироносицы. Волнение усиливается и — вот оно, свершилось! — «Христос воскресе!» Младшие дети прыгают от радости.
Литургия на Пасху лёгкая, поднимающая ввысь. Снова и снова слышны пасхальные возгласы. Время пролетает незаметно. Мы возвращаемся домой, разговляемся, делимся впечатлениями. Глаза уже слипаются. Обычно все ложатся спать. Так было все годы нашей воцерковленной жизни.
Но в эту ночь я легла не сразу. Прочитала вечернее правило, никуда не торопясь, наслаждаясь тишиной. Помыла чашки и глянула в окно. «Странно, неужели ещё не стемнело?» — мелькнула мысль в сонной голове. Небо было прозрачное на горизонте. «Да нет, это же не запад! Из окна кухни виден восток! Это рассвет!» — не сразу поняла я.
Неужели впервые не уснула, устав от хлопот? Неужели увижу, как встаёт раннее весеннее солнце?
Вышла на балкон. Небо светлело прямо на глазах. Внизу были видны кроны деревьев. А в них взахлёб, ликуя, перебивая друг друга, пели птицы. Они будто славили воскресшего Христа!
Рассвет очень похож на воскресение. Солнце встаёт после тёмной ночи. Природа просыпается, в сердце человека трепет. Победа света над тьмой. Есть такое выражение: Пасха — это рассвет, который уже никогда не померкнет. И рассвет, что я увидела, удалось сохранить в сердце надолго.
В Церкви не случайны повторяющиеся события. Например, каждый воскресный день вспоминают о воскресении Христа, чтобы не утонуть в заботах и скорбях, напомнить людям о пасхальной радости.
Рассвет тоже повторяется, причём, каждый день. Я стала вспоминать о том рассвете по утрам, и это придает мне сил. Да, любое утро может быть напоминанием пасхального утра. Так проще не сбиться со светлого пути, не потерять радость о воскресшем Господе!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение