Когда я в далеких и уже легендарных девяностых стала стараться ходить в храм, мне многое мешало. Ну, во-первых, я не понимала дресс-кода (юбочки-платочки). У меня на тот момент был имидж «парижского подростка» — узкая лохматая девочка в рваных джинсах. Но от этого пришлось отказаться. Я уже была замужем и уже родила первенца — так что лохматость приходилось прятать под платочек, ну а джинсы, что делать — заменила на юбочку ради порядка!
Но больше всего меня смущали бабулечки в церкви. Да да, наши замечательные бабулечки, которые точно знают, как ты должна вести себя и ежеминутно напоминают о твоих косяках, отвлекая от высокого. Рассказы о бабушках, наводящих строгость в приходской жизни, уже общее место, я не об этом.
Вот муж мой, например, чрезвычайно благодушно воспринимал все замечания, шепотом благодарил за полученные знания и тем самым вызывал волну огромной нежности у церковных бабушек: какой красивый, высокий — и какой смиренный!
В те времена нашего горячего православного экстремизма мы по благословению настоятеля нашего московского храма на Крещение ходили окунаться в прорубь. Для начала, это очень весело. А потом, согласитесь, есть же что-то героическое в том, что молодые люди подъезжают к пруду с вырубленной во льду крестообразной черной прорубью, идут к ней укутавшись в пледы, а потом, согретые ледяной освященной водицей и счастливые, бегут в тепло машины к горячим термосам!
Но вот эта бабушка из нашего подворья с тяжелой длинной седой косой — она шла не из машины. Скинула с себя тулуп, прошла в длинной сорочке, трижды перекрестившись трижды окунулась с головой и, откинув мокрую косичку, пошла к своему тулупчику и переодеваться в сухое. Мы смотрели ей вслед, и наш героизм как-то померк.
Я вскоре после службы подошла к бабушке и заговорила с ней. Она очень обрадовалась разговору. «Только никому не говорите: мне уже сто два года!»
Бабушка, конечно, прошла очень много исторических событий и исторических драм. В Великую Отечественную была санитаркой на фронте — в общем оказалась маленькой сухонькой с ясными глазами и ясными мыслями старушкой в формате «гвозди бы делать из этих людей»...
Я часто еще после служб внимала ее рассказам! Потом мы уехали на несколько месяцев, а потом... Потом бабулечка уже не появилась в храме.
Для меня это была потеря, хотя даже телефона ее у меня не было.
И вот сейчас я думаю: много лет прошло, и я усвоила все тонкости церковного уклада, что, разумеется, никак не повлияло на крепость моей веры. Знание, как себя вести и к какому празднику, какой цвет платочка подобрать, в общем, не кажутся мне судьбоносным.
А вот с бабушками в церквях тех городов, в которые заносила меня судьба, я стала с удовольствием разговаривать. Мне особенно ценна — их огромная благодарность за то, что ты слушаешь их рассказы, тебе интересна их жизнь, их здоровье, их внуки.
Но знаете, что самое главное? Это не так давно сформулировал мой муж, который подолгу и с вниманием разговаривает с нашими приходскими бабушками. Я думала, у него просто ангельское терпение! Но однажды он сказал мне фразу, которая все сразу мне объяснила!
«Вот, ты разговариваешь с каким-то очень крутым своим знакомым. Он настолько крут и настолько занят, что через пять минут как окончил с тобой говорить, умчался в свои мысли и в свои дела-проекты. А бабушка-молитвенница из храма после разговора с тобой будет, сколько ей дано лет, за тебя молиться! Ну и с кем общаться полезнее?»
Вот какие дары, да еще самые главные — молитвенные, божественные дары — можно получить от наших прекрасных бабушек. Разговаривайте с ними, слушайте их, не жалейте своего суетливого времени! Часто через медленных, согбенных старых людей с нами разговаривает вечность...
Ведь они скоро уйдут в те края, где быть может уговорят Бога поставить нам маленький плюсик — ни за что, просто за наше маленькое внимание — и ради их заступления!
Все выпуски программы Частное мнение
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«К вере через болезнь». Ксения Черная

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была руководитель благотворительных проектов пациентской организации «Содействие больным саркомой» Ксения Чёрная.
Наша гостья рассказала о том, как тяжелая болезнь повлияла на ее приход к вере, как, несмотря на уговоры врачей сохранила беременность и родила сына, и как сегодня помощь другим стала для нее важной частью жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья