Доброту и человечность Юрия Никулина зрители безошибочно чувствовали через экран даже в сыгранных им комических образах героев знаменитых фильмов, таких как «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и других.
Юрий Владимирович исполнял и глубокие драматические роли, в которых угадывалась чуткая, ранимая и сострадательная душа актёра: монах Патрикей из кинофильма Тарковского «Андрей Рублёв», дедушка главной героини из драмы «Чучело» Ролана Быкова, рядовой Некрасов из картины Бондарчука «Они сражались за Родину». Сын Юрия Владимировича, Максим Никулин, вспоминал в интервью, что его отец бескорыстно помогал многим людям.
Какие слова стали девизом Юрия Владимировича и каким он хотел остаться в памяти людей?
Однажды утром Юрий Владимирович Никулин шёл по Цветном бульвару на работу — в цирк, где вот уже много лет он был бессменным директором. Вдруг, прямо у него на глазах, на пешеходном переходе автомобиль на полной скорости сбил женщину с ребёнком. Никулин бросился на помощь. Увы, женщина скончалась. А вот её сын, шестилетний мальчик, не пострадал. Каким-то чудом успел отскочить в сторону. Однако ребёнок находился в состоянии шока. Он плакал. Завыли сирены — приехала скорая помощь и милиция. Чтобы не травмировать мальчика ещё больше и как-то отвлечь, Юрий Владимирович осторожно отвёл его в сторонку. Усадил на тротуаре, подстелив свой пиджак. И сам сел рядом. Тихонько стал рассказывать смешные истории. Наконец, малыш вытер слёзы. Ему понравился галстук Никулина — красный, с пчелой. Юрий Владимирович тут же снял его и подарил мальчику. Подошли милиционеры — они узнали адрес погибшей. Вместе с матерью и сыном там проживала бабушка. Никулин договорился с сотрудниками правопорядка, что сам отвезёт ребёнка домой. Только после того, как он лично убедился, что ребёнок в безопасности с родными, Никулин поехал на работу. А там его вот уже два часа дожидалась делегация из Японии, чтобы обсудить гастроли Цирка на Цветном в стране восходящего солнца. Юрий Владимирович ворвался в кабинет без пиджака и галстука, в рубашке с закатанными рукавами. Растрёпанный вид и опоздание японцы сочли страшным оскорблением. Без слов они покинули кабинет директора цирка. Гастроли тогда не состоялись. Но Никулин об этом нисколько не жалел. Помогать, быть рядом с теми, кому трудно и плохо, он считал главной своей задачей. «Доброта — на первом месте», — любил повторять Никулин.
Про историю с аварией сам актёр предпочитал не распространяться. Не любил выставлять себя героем. Только после смерти Никулина об этом случае рассказали в прессе его друзья. Однако доброту и человечность Юрия Владимировича люди безошибочно чувствовали даже через экран, на котором он регулярно появлялся в народных комедиях — «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы». Даже образ глуповатого жулика Балбеса у него получался трогательным, и не мог скрыть от зрителей подлинные душевные качества артиста. «Да у него же на лице написано, какой он добряк», — говорили о Никулине коллеги. Артисту нравилось смешить людей, доставлять им радость своей игрой — в кино или на арене цирка. «Кто смеётся добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства», — объяснял Юрий Владимирович свой выбор комического актёрского амплуа. Впрочем, ему великолепно удавались и глубокие драматические роли, в которых угадывалась чуткая, ранимая и сострадательная душа самого актёра — монах Патрикей из кинофильма Тарковского «Андрей Рублёв», дедушка главной героини из драмы «Чучело» Ролана Быкова, рядовой Некрасов из картины Бондарчука «Они сражались за Родину». Эта роль была особенно близка Никулину — ведь он и сам прошёл всю Великую Отечественную Войну.
Сын Юрия Владимировича, Максим Никулин, часто рассказывал в своих интервью, что его отец постоянно кому-то помогал. В тяжёлые «лихие 90-е», когда жизнь в стране была очень непростой, и любая помощь дорогого стоила, актёр доставал больным редкие лекарства, помогал решить вопрос с жильём. «Ко мне до сих пор подходят совершенно незнакомые люди и благодарят за то, что когда-то сделал для них мой отец», — рассказывал Максим Никулин.
Кстати, оскорблённые японцы, которых однажды так возмутило поведение Никулина, спустя несколько месяцев тоже отблагодарили его. Они, наконец, узнали истинную причину того, почему директор тогда опоздал и появился перед ними в неподобающем виде. Извинились перед Юрием Владимировичем и пригласили к себе с визитом. Когда Никулин сходил с трапа самолёта, те самые японцы склонились перед ним в глубоком поклоне.
«Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого — хотя бы одного, на земле все будут счастливы», — эти слова Никулина стали его жизненным девизом. Всю жизнь он делился со зрителями добротой и оптимизмом. «Я был бы счастлив, если обо мне будут вспоминать просто: «Он был добрый человек», — говорил Юрий Владимирович.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Уборка листьев. Ольга Кутанина
На примере нашей семьи, я часто вижу, как необходимо единство в повседневной жизни. И как важно, что оно основано на любви.
Есть у нас на дачном участке большой раскидистый клён. Красив он и зимой со снегом на ветвях, и весной, с нежной салатовой листвой, и летом, пышно обрамлённый зеленью, в которой он прячет шустрых пичуг, и осенью, когда горит, как костёр желтыми и оранжевым листьями.
Самое печальное — смотреть на него в ноябре: листья уже опали, а снега ещё нет. Только голые ветки клёна беспомощно топорщатся во все стороны на фоне аккуратно причёсанных ёлок. Зато под клёном — ковёр из больших ярких листьев! Идёшь по нему — даже ноги тонут.
Можно побегать вдоволь по этому ковру, подбрасывая листья носками резиновых сапог. Можно брать их в руки и кидать вверх, делая праздничный салют. Можно просто ходить по ним и шуршать, шуршать, радуясь беззаботно, как в детстве.
Но ближе к зиме каждый год этот ковёр приходиться сгребать в большие мешки на удобрение. Иначе не будет под клёном весной лужайки из зелёной нежной травы: не пробьётся она из-под плотного слоя листвы.
Одному столько листьев вовек не собрать. Тут важно объединить усилия всей семьи. Несколько грабель разбирают мама и старшие дети. Им предстоит собирать листья в небольшие кучи, похожие на живописные холмы.
Папа берёт большой мешок и говорит, что это бегемот, которого надо накормить. Малыши с радостью бросаются к собранным кучам листьев, хватают столько, сколько помещается в их детские руки, и наполняют мешок: «Кушай, кушай, бегемот!» Бегемот аппетитно жуёт тканью мешка, охает и нахваливает листья. Младшие в восторге! «Какой голодный!» — радуются они.
Папа утрамбовывает листья, относит тяжёлые мешки к забору. Постепенно вдоль него вырастает стена мешков, плотно набитых осенней листвой, а место под клёном приятно расчищается.
Много работы на даче, но, когда делаешь её вместе, получается и быстрее, и веселее!
Человек создан для совместного труда, совместной молитвы, внимательного общения. Для жизни в любви к ближнему и к Богу.
И наша Церковь основана на принципе соборности. Не случайно «литургия» переводится как общее дело. Единство верующих в любви ко Христу важно в молитве и в храме, и в малой церкви под названием семья.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
И. Макаров. «Портрет супругов Деллер Грант»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Наташенька! Рада тебя видеть. Проходи, сейчас чай пить будем.
— Ой, Маргарита Константиновна, я, наверное, не вовремя? У вас дома уборка...
— Ну что ты, Наташа! Хорошо, что зашла. А за беспорядок прошу прощения. Решила на досуге художественные альбомы разобрать. Присаживайся, а я пойду на кухню — чай ставить.
— А вот и чай! Наташа! Наташенька!
— Ой, Маргарита Константиновна, я и не слышала, как вы подошли. Взяла с журнального столика альбом, открыла, и засмотрелась на портрет. Такой необычный!
— Вижу, у тебя в руках издание с коллекцией живописи Государственного исторического музея. Ну-ка, давай посмотрим, какой картиной ты так залюбовалась. Ах, это же портрет супругов Теодора и Елизаветы Дёллер, урождённой Шереметевой. Его написал художник-портретист 19-го века Иван Кузьмич Макаров. Интересно, что путь в искусстве он начинал с церковной живописи, а впоследствии стал одним из крупнейших портретистов своего времени.
— Как интересно! А я ничего не знаю об этом художнике... Впрочем, как и о мужчине с женщиной, которые изображены на его полотне. Но вижу, что они очень друг друга любят. В их глазах столько нежности...
— Макаров написал этот портрет после венчания супругов Дёллер в 1846-м году. История их любви — удивительная. Теодор Дёллер был австрийским композитором и музыкантом. Во время одной из гастрольных поездок в Петербург он познакомился с Елизаветой Сергеевной Шереметевой. Молодые люди всей душой друг друга полюбили. Но о браке не могло быть и речи.
— А почему?!
— Такие были времена, Наташенька. Елизавета Шереметева происходила из старинного дворянского рода. Простой музыкант, Теодор Дёллер не мог претендовать на её руку.
— Но ведь всё-таки они поженились! Как им это удалось?
— Теодор служил придворным музыкантом у итальянского герцога Карла Бурбона. Он вернулся из России в Италию и поведал герцогу о своих трудностях. Тогда тот пожаловал Дёллеру титул барона. Теодор стал дворянином, и теперь мог посвататься к Елизавете Шереметевой. Он снова отправился в Петербург, и весной 1846-го года молодые люди обвенчались в Симеоновской церкви.
— И тогда же заказали у художника Ивана Макарова свой первый семейный портрет?
— Совершенно верно. Думаю, на Ивана Кондратьевича выбор молодожёнов пал неспроста. Макаров в середине 19-го века считался одним из лучших в России мастеров портретной живописи. Его техника отличалась не только строгой достоверностью рисунка, но и особым, мягким колоритом красок, который придавал полотнам естественность.
— Да, художнику очень точно и вместе с тем деликатно удалось передать тихую радость, переполняющую молодых людей. Портрет супругов получился, как бы это сказать... неформальный, что ли. Не парадный, как большинство семейных портретов того времени, а такой домашний, уютный. Супруга трогательно и доверчиво прильнула к мужу. А его глаза светятся радостью.
— Наташа, ты совершенно права. Портрет супругов Теодора и Елизаветы Дёллер необычен для школы русского камерного портрета середины 19-го столетия. Полотно эмоциональное, молодожёны не скрывают своих чувств, и художник Иван Кузьмич Макаров намеренно это подчёркивает.
— Смотрю на портрет, и думаю: воистину, неисповедимы пути Господни. Молодые люди были уверены, что им никогда не быть вместе. А потом стали счастливыми мужем и женой.
— Да, Теодор и Елизавета Дёллер прожили долгую совместную жизнь. Кстати, впоследствии супруги много фотографировались. Но первым их семейное счастье запечатлел художник Иван Кондратьевич Макаров.
— Благодаря ему сегодня и мы можем почувствовать это счастье молодожёнов и искренне порадоваться за них.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
19 декабря. О творчестве Якова Полонского
Сегодня 19 декабря. В этот день в 1819 году родился русский поэт, литературный критик и журналист Яков Полонский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Яков Петрович Полонский — яркий представитель так называемого «чистого искусства»,
намеренно избегавшего тем на злобу дня. Яков Петрович всего ближе к Афанасию Фету,
с которым он составлял подлинный тандем, отдавая предпочтение своему литературному другу и
оппоненту одновременно. Многим из наших слушателей наверняка знакомы строчки «Наш костер в тумане светит, искры гаснут на лету» — это слова Полонского, легшие в основу одного из самых
популярных цыганских романсов своего времени. Не будем отрицать, что поэты XIX столетия были
людьми, воспитанными в дворянских гнездах, в дружном сообществе архивных юношей. Кстати,
журнал «Москвитянин» и объединил этих замечательных наших соотечественников с тонкими
чувствами, как бы мы сказали, рафинированных интеллигентов, людей, взросшенный на православной духовности, умеющих мысль облекать в точенную форму, людей, всегда откликавшихся на окружающую их жизнь, но выражавших свои убеждения высоким светлым и проникающим в глубины душ словом.
Яков Петрович Полонский — представитель русской поэзии, на которую сегодня доступно в
антологиях, в сборниках, и немалая часть его творчества представляет собой молитву. Мы видим,
что его одушевляло искренне религиозное чувство.
Все выпуски программы Актуальная тема