
В военном 1944-м году в одном из уголков Зауралья единственным врачом на всю округу был доктор Гавриил Абрамович Илизаров. Он окончил Крымский государственный медицинский институт. И сразу же после выпуска попросился на фронт — врачом. Однако ему отказали. Биография оказалась неподходящая. Отец, бывший красноармеец, в 1920-м сбежал в Польшу, разочаровавшись в большевиках. Гавриилу ненавязчиво дали понять, что он — сын дезертира и перебежчика. И по-хорошему, место ему не на фронте, а в тюрьме. Но так и быть — учитывая сложное время, ему дадут возможность работать. В тылу ведь тоже нужны медики.
В зауральской глубинке, в одном из районов Курганской области, куда распределили Гавриила, врач был не просто нужен, а остро необходим. Илизаров стал доктором на все руки: он и роды принимал, и аппендицит удалял, и от воспаления лёгких лечил. Больницей был обычный деревенский дом. Гавриил Абрамович проводил там почти всё время — с раннего утра и до позднего вечера. Впрочем, разбудить доктора могли и среди ночи. И он спешил по первому зову — даже если на дворе бушевала метель, а ехать нужно было далеко.
Однажды его вызвали в соседнее село — за пару десятков километров. Лошадь с трудом тащила телегу по грЯзи и на одном из поворотов съехала в овраг. Сломалась оглобля. Гавриил Абрамович в замешательстве ходил вокруг. Инструментов у него с собой не было. Имелась только аптечка. А в ней — бинт. По склону оврага рос кустарник. Доктор срезал несколько самых крепких прутьев, обложил ими оглоблю со всех сторон и туго обмотал бинтом. Взял вожжи и осторожно тронулся. Оглобля выдержала!
После этого случая доктор долго размышлял. А что, если применить подобный метод в лечении переломов? Ведь гипс не всегда даёт нужный эффект. Несколько ночей Илизаров не спал и что-то чертил на бумаге. Потом поговорил с деревенским кузнецом, и тот по чертежу Гавриила Абрамовича собрал аппарат, состоящий из продольных металлических прутьев и нескольких поперечных колец. В селе жил хромой гармонист. Когда-то он повредил коленный сустав, и уже много лет не мог передвигаться без костылей. Доктор предложил ему эксперимент. Несколько месяцев гармонист провёл с конструкцией Илизарова на ноге. А когда Гавриил Абрамович разрешил её снять, костыли больше не понадобились. Бывший хромой мог ходить свободно. «Чудо!» — восхищённо перешёптывались сельчане. После этого Илизаров поставил на ноги пожилую женщину. Пятнадцать лет она не могла самостоятельно передвигаться из-за неправильно сросшейся после перелома кости. И теперь со слезами на глазах благодарила деревенского доктора, вернувшего её к полноценной жизни.
Вскоре сарафанное радио донесло весть о чудодейственном изобретении доктора Илизарова до самой столицы. В уральскую глушь к Гавриилу Абрамовичу приехал Валерий Брумель — всемирно известный прыгун в высоту. После аварии на мотоцикле врачи заявили, что теперь он до конца жизни обречён ходить на костылях и о спорте можно забыть. Но уже через год лечения у Илизарова Брумель смог вернуться к тренировкам! После этого случая о докторе из Зауралья заговорили в научном медицинском сообществе. А в Курган потянулись люди со всей страны. Пациенты говорили, что Гавриил Абрамович не просто лечит, но и поддерживает упавшего духом больного, ободряет его, заряжает оптимизмом. «Жизнерадостные люди быстрее выздоравливают», — любил повторять Илизаров. Он брался даже за самые тяжёлые случаи. Однажды к Илизарову обратился Дмитрий Шостакович. У композитора была давняя и очень тяжёлая болезнь суставов, которая прогрессировала. В какой-то момент Шостакович просто не смог играть на фортепиано — руки его не слушались. Гавриил Абрамович помог ему вернуться к творчеству.
Изобретатель уникальной методики в ортопедии, доктор Илизаров часто говорил, что врач должен быть не только профессионалом, но и человеком. Важно, чтобы он дарил больным доброту и тепло. Чувствовал, что живёт ради своих пациентов. Именно так жил и работал сам Гавриил Абрамович.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Самбо

Фото: Kampus Production / Pexels
Самооборона без оружия — так расшифровывается название одного из самых популярных национальных видов спорта в России — самбо. История этого единоборства берёт своё начало в Японии в русской православной миссии, которую возглавлял архиепископ Николай (Касаткин) — будущий святитель Николай Японский. В 1861 году он прибыл в Японскую империю, чтобы вести христианскую проповедь среди местного населения. За годы своего служения святитель основал множество общин, под его руководством в Токио был построен православный храм и открыта семинария для обучения будущих священнослужителей. Именно в это учебное заведение в 1907 году попал 12-летний сирота — Василий Ощепков, сын каторжан с Сахалина, и впоследствии — основоположник самбо.
Кроме классических школьных и богословских дисциплин с 1908 года в семинарии появился кружок дзюдо — японской национальной борьбы. Особый талант к ней проявился у Василия Ощепкова. В старших классах семинарии святитель Николай благословил ученика на выбранный им путь — поступление в Кодокан, главную школу дзюдо в Японии. Там Василий успешно прошёл обучение и стал первым русским обладателем мастерской степени дзюдо.
В 1914 году Ощепков вернулся в Россию, где попал на службу в контрразведку. Вместе с этим он стал тренировать дзюдо милицию и простых жителей Владивостока. После революции 1917 года Василий был отправлен в Японию в качестве разведчика, где служил до 1926 года. После возвращения на Родину он стал много тренировать: в Центральном доме красной армии, в Институте физической культуры и школе милиции в Москве. В то же время он дорабатывал боевые приёмы и соединял техники из разных видов единоборств, создавая новую более эффективную систему самообороны.
Параллельно с Ощепковым подобную систему разрабатывал Виктор Спиридонов, только опирался он на джиу-джитсу — японское боевое искусство самозащиты. Интерес к борьбе у него появился в годы Русско-Японской войны, когда, будучи выпускником Казанского военного училища, он попал в действующую армию. После революции Спиридонов стал много тренировать, а в 1923 году выступил одним из инициаторов создания спортивного общества «Динамо» в Москве, где открыл секцию самообороны и придумал новый термин «самбо».
В 1938 году системы самообороны Василия Ощепкова и Виктора Спиридонова фактически слились в новый вид борьбы. Так появилась Всесоюзная секция «борьбы вольного стиля (самбо)». В основу нового единоборства, кроме дзюдо и джиу-джитсу, легли приёмы из русской, английской, грузинской и других национальных видов борьбы.
С тех пор интерес к новому единоборству только увеличивался. Самбо было создано с целью обороны, а не нападения, и формировало в молодых людях стойкость и твёрдый характер. Учащийся самбо должен был защищать слабых, поступать по совести и использовать свои навыки только во благо. Эти принципы и эффективность боевых приёмов сделали борьбу известной и популярной. Чемпионаты мира по самбо стали проводиться с 1973 года. В память о святителе, познакомившем юного Василия Ощепкова с дзюдо, с 2011 года проводится международный фестиваль «Кубок равноапостольного Николая Японского», где спортсмены могут показать свои достижения в самбо и других боевых искусствах.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 95. Богослужебные чтения

В память о больших победах (прежде всего, народных) пишут торжественные гимны. Ветхозаветный Израиль в этом отношении исключением не был. И царь Давид, и другие библейские авторы сочиняли радостные псалмы, в которых прославляли те или иные победы, дарованные Богом. Именно таким гимном является псалом 95-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Существует версия, что прозвучавший псалом составил царь и пророк Давид. Но, скорее всего, псалом 95-й был составлен после возвращения древних евреев из Вавилонского плена в середине 6 века до Рождества Христова. Надписи об авторстве Давида появились позднее по причине того, что по стилю псалом напоминает произведения знаменитого царя и пророка. Автор псалма усердно старался подражать Давиду. Услышанный нами текст является настоящим гимном, прославляющим величие Божие и отражающим радость от того, что вавилонский плен завершился. А значит — у древних иудеев есть теперь возможность не только вернуться на родную землю, но и построить там храм Божий. Для автора псалма такой исход представляет собой доказательство величия Господа, превосходства истинного Бога над идолами. Или как читаем мы в псалме: «ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил». Почти 70 лет евреи находились в плену у Вавилона и смогли сохранить в этих тяжелейших условиях веру в Бога истинного.
Для автора псалма данное обстоятельство является самым настоящим чудом. Подчёркивая превосходство Господа над идолами, псалмопевец призывает иные народы одуматься, признать единственного верного Бога и отказаться от неправоты язычества. Потому что рано или поздно история этого мира закончится, и наступит час суда, когда Бог будет определять судьбы человечества. Горько тогда станет тем, кто променял истинного Господа на идольский суррогат. Речь в данном случае идёт не только о древнем язычестве. В 20-м веке человечество пережило тяжелейшее искушение безбожными утопиями — попытками построить на земле царство Божие без Бога. Тут можно вспомнить и атеистический коммунизм, и попытки вывести расу сверхлюдей в Германии, и другие опыты игры в повелителей вселенной. Какими же жертвами обернулись все перечисленные эксперименты! К какой ужасающей участи приговорили себя инициаторы подобных проектов!
Псалом 95-й призывает нас не поддаваться искушению заменить Бога истинного на Его подделку. Только следуя правде Божией, Его заповедям, мы оказываемся способны отделить истину от лжи, увидеть ясным образом цель, ради которой мы призваны в этот мир. И цель эта состоит в том, чтобы жить и действовать в любви к людям через любовь к Богу. Иного пути просто нет. Всё остальное есть уклонение от истины, приводящее к горечи поражения и утрат. От чего да убережёт нас всех Господь!
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 95. На струнах Псалтири
1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля!
2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше!
3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его!
4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов.
5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил.
6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его.
7 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь!
8 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его!
9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля!
10 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей.
11 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем!
12 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним;
13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы — по истине Своей.