Деян., 1 зач., I, 1-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что принёс людям Христос? Две тысячи лет существует христианство, а жизнь лучше не стала. Те же социальные катастрофы, те же стихийные бедствия, те же болезни и смерть. Да и если посмотреть на жизнь отдельного человека, также картинка не радостная. Вот он крестился, ходит в храм, а всё равно проблемы на работе, в семье. Всё равно он болеет и умирает. Что же даёт нам Церковь? Вопрос не праздный. И, возможно, ответ на него мы можем услышать в отрывке из 1 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
После Своего воскресения Иисус Христос продолжает являться Своим ученикам ещё на протяжении сорока дней. В сокровенных беседах Он открывает им знание, которое они в свою очередь должны будут передать своим ученикам. Поразительно то, что апостолы, даже несмотря на всё пережитое, несмотря на то, что сейчас им открылось намного больше, чем они могли вместить раньше, всё равно много не понимают. И это чувствуется в их вопросе, обращённом к Учителю: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». В умах учеников всё ещё живёт красочная картинка, на которой жизнь распрекрасна. Они всё ещё ждут, что Христос изменит реальность, и наконец-то Израиль превратиться в страну, где текут молочные реки вдоль кисельных берегов. А потому Господь не даёт никаких ответов. Единственное, Он обещает, что скоро они всё сами увидят и поймут. После Его ухода придёт Дух Святой, тогда и откроется то Царство, о котором Он столько проповедовал. Так и произошло. В день Пятидесятницы на апостолов сошёл Утешитель, так сам Господь называет Дух Святой. Внешне ничего не изменилось. Тот же Иерусалим с его повседневными проблемами, те же римляне-оккупанты, те же дрязги между различными политическими партиями, та же агрессия со стороны религиозных лидеров. Глобальные изменение произошли в самих апостолах. Дух наполнил их сердца, просветил их умы. Они получили новый, глубокий взгляд на этот мир и окружающую действительность. А вместе с этим и новое отношение к жизни, к самим себе, к людям, ощутили явственно ту роль, которая была им отведена в замысле Творца.
Нередко человек, встретив Бога и придя в Церковь, думает, что его жизнь должна измениться кардинальным образом. И в первую очередь в его представлениях эти изменения касаются внешних обстоятельств. Улучшение ситуации на работе, в семье, с близкими. Не в последнюю очередь он рассчитывает на то, что с лёгкостью избавится от своих внутренних проблем. От тех недостатков, которые доставляли ему и окружающим неудобства. В целом это всё то, о чём думали апостолы, спрашивая Иисуса Христа о восстановлении царства Израилю. Однако нередко явного чуда не происходит. Люди не меняют своего отношения к нам, они продолжают предъявлять нам определённые претензии, да и наши собственные особенности, изъяны и дефекты характера не собираются так легко пропадать. И сегодня Писание говорит нам: это не те изменения, которые должны произойти. Да, внешние трансформации могут сопровождать нашу жизнь, но всё это очень факультативно. Главное, что получает человек, вступая в Царство Бога, — новое качество жизни. Он приобретает то, что апостол Павел называет в своих посланиях «Ум Христов». В нас укореняется способность воспринимать окружающий мир со всеми его несовершенствами через призму благодати Духа Святого. Это совершенно новые очки, которые позволяют увидеть самого себя и окружающую реальность в новом свете. Это сила, которая позволяет нам проживать жизнь с её трудностями, оставаясь в мирном расположении духа, в радости, любви, не погрязая в пучине тоски и уныния. Поэтому и говорит Спаситель в Евангелии о том, что Царство Небесное не здесь и не там. То есть оно не занимает какое-то определённое место в пространстве и времени. Царство Божие, по Его словам, «внутри вас есть».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.