Деян., 30 зач., XII, 12-17.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В моей жизни был случай, когда Бог явным образом исполнил то, о чём я просил, — причём я не особо-то и сильно просил, а вот Он исполнил в точности до мелочей! Когда это произошло, не скажу, что я был в восторге: скорее, я был шокирован. К такому стремительному ответу Свыше, откровенно говоря, я не был готов. И даже не понимал сначала, что делать дальше и как к этому относиться. Потому что внутри сердца, глубоко-глубоко, укоренилась мысль: ну ты же сам прекрасно знаешь, что шансы практически равны нулю, молись или не молись, но результат будет один и тот же! А тут вдруг — раз — и всё исполнилось!
Отрывок из 12-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня во время богослужения в православных храмах, рассказывает о схожей реакции первых христиан на чудесное событие в жизни апостола Петра. Давайте послушаем.
Глава 12.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
Почему близкие друзья апостола Петра сразу не поверили в то, как чудесным образом Ангел Господень освободил его из тюрьмы? Я думаю, ровно потому же, почему и я, получив просимое, не понимал, что с этим делать дальше. В чём может быть причина такой, с позволения сказать, «душевной косности»? Почему нас может столь сильно изумить явная близость духовного мира и его действия в нашем, человеческом, мире?
Свой ответ я бы сформулировал так: у нас очень мало, быть может, критически мало жизненного навыка следования воле Божией. Большей частью мы живём по своему разумению, обычаям, привычкам — и если что-то разрушает сложившийся порядок и уклад — мы злимся, расстраиваемся, возмущаемся. Вот когда всё по-моему — причём до мелочей! — я успокаиваюсь и только краем глаза поглядываю, чтобы ничего не изменилось. А Богу-то как действовать в этой абсолютно самодостаточной тюрьме моего разума, которую я сам же для себя и создал? И, конечно же, если там происходит нечто вообще неординарное, чудесное — едва ли это способно сильно меня порадовать.
Но для человека, который стремится во всём искать прежде всего волю не свою, а Божию, каждая минута, каждая секунда жизни становятся пространством непрекращающегося диалога с Богом. Для такого человека уже нет никаких мелочей и никаких случайностей: он предельно внимателен не к собственным представлениям о том, что и как с его точки зрения должно быть, а к тому, что по факту даёт в данный момент Господь. И чем неожиданнее, чудеснее и невероятнее эта «данность» — тем большей радости и восхищением исполняется сердце верного Богу — да, Господь — рядом, Он — Всемогущ, Он — бесконечно благ и милосерден! И не нам, человекам, навязывать Ему, Творцу вселенной, свои мелкие и ограниченные представления — ведь всё — в Его силе и власти!
Вот о чём, дорогие мои, нам хорошо бы почаще напоминать себе ежедневно — особенно, когда мы выпадаем из доброго и мирного расположения духа, — а не слишком ли много внимания я стал уделять своей, человеческой воле — вместо того, чтобы следовать воле Божией?
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.