9 мая 1911 года в Константиновском артиллерийском училище Петербурга собрались лучшие умы столицы. Учёные, профессора, члены Русского технического общества пришли посмотреть на любопытный эксперимент. Преподаватель физики, кандидат технических наук Борис Львович Розинг публично проводил сеанс «видения на расстоянии».
В одной из комнат установили коробку, внутри которой находился аппарат, передающий электрическое излучение. В другой комнате поставили коробку чуть поменьше — в центре неё находилась стеклянная трубка, похожая на тюльпан. Она заканчивалась чем-то наподобие маленького плоского экрана. Вокруг этой трубки и собралась в трепетном ожидании научная общественность. Прошла минута, другая, третья... И вдруг по комнате пронесся дружный вздох восхищения: плоская часть трубки засветилась и на ней появилось изображение решётки! Розинг демонстрировал его у передатчика в соседнем кабинете, а все остальные видели здесь, прямо перед собой! Таким образом больше ста лет назад состоялась первая телепередача. Борис Львович Розинг запатентовал своё изобретение, которое именовал «Способ электрической передачи изображения на расстояние». Мы сегодня называем его более коротко и привычно: телевидение.
Коллеги называли Розинга «техническим пророком». В 1923 году он издал книгу под названием «Электрическая телескопия — видение на расстоянии», в которой предрекал телевидению огромную роль в жизни человека.
«Наступит время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет необходимой. Врач будет пользоваться ею при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть всё, что делается в мастерских», — писал Борис Львович.
Без сомнения, он рассматривал своё изобретение, прежде всего, как возможность служить людям. Именно в этом Розинг видел смысл своей научной деятельности. Совершенствуя и развивая идею телевидения, с помощью всё той же электролучевой трубки Борис Львович создал фотоэлектрический прибор для ориентировки слепых в пространстве и так называемую «читающую машину», способную воспроизводить на слух любые тексты. Розинг фонтанировал идеями.
Но наступил октябрь 1917-го, и жизнь учёного резко изменилась. После большевистского переворота вместе с семьёй он переехал из Петербурга, эпицентра революционных событий, в более спокойный Екатеринодар — ныне Краснодар. Там на общественных началах Борис Львович открыл первое высшее учебное заведение на Кубани — «Кубанский политехнический институт». Розинг всегда был сторонником популяризации науки. До революции в Петербурге он читал бесплатные лекции под общим названием «Физика для всех», которые пользовались огромной популярностью.
В Петербург Розинг вернулся в 1924-м. И попал в беду. Однажды в лаборатории к нему подошёл коллега и попросил помочь одному из бывших сослуживцев по Константиновскому училищу, который оказался в бедственном положении. Борис Львович в помощи никогда никому не отказывал — дал денег и расписался в подписном листе. Из этого невинного поступка было сфабриковано обвинение — «финансовая помощь контрреволюции». Три года Розинг провёл в ссылке под Архангельском. И только после освобождения смог вновь вернуться к своим исследованиям в области телевидения.
Опыты, проведенные учёным, доказали полную работоспособность его телевизионной системы. Изображения, передаваемые на экране трубки становились всё более чёткими и настолько яркими, что их можно было фотографировать. Молва об изобретении Розинга дошла до заморских предпринимателей. Дочь Бориса Львовича рассказывала, как однажды он получил письмо от американской фирмы с очень выгодным предложением о работе. Реакция учёного был категоричной:
«Я свой мозг продавать американцам не собираюсь. Я русский и буду работать для своей страны», — заявил Розинг.
Он трудился на благо Отечества до последнего вздоха. «Отца телевидения» не стало в 1933-м. А детище его живёт и развивается. Изобретением русского учёного пользуются сегодня большинство жителей Земли.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.