Павел Нахимов, говоривший, что «жизнь наша принадлежит Отечеству, и на всё воля Бога!», знаменит, в том числе, благодаря самоотверженным и героическим боям с турками, флот которых русские эскадры под командованием Павла Степановича разгромили в Наваринском бою 1827 года.
Морская служба Павла Нахимова началась в 1818 году, когда он был зачислен в один из экипажей Балтийского флота. В свою команду на фрегат «Крейсер» Нахимова взял адмирал Михаил Петрович Лазарев, который позднее говорил о Павле Степановиче, что тот «чист душою и любит море».
Как называли скромного труженика, для которого морская служба была единственным делом его жизни, его подчиненные? И как Павел Нахимов относился к матросам?

В Военно-морском инженерном институте Санкт-Петербурга хранится знаменитое полотно художника Ивана Айвазовского «Наваринский бой». Оно посвящено событиям 1827 года, когда в бухте близ греческого острова Пелопоннес русские эскадры разгромили турецкий флот. На первом плане картины художник изобразил героический российский флагман «Азов», сыгравший в Наваринском сражении решающую роль. Одной из батарей на «Азове» командовал Павел Степанович Нахимов. Будущий прославенный адмирал, герой обороны Севастополя, а в то время — молодой мичман, за храбрость и выдержку, проявленные в Наваринском бою, получил орден Святого Георгия 4-й степени. Свою первую награду.
Орденов, сражений и побед в жизни Нахимова было немало. Однако подвигами и наградами адмирал не кичился: среди сослуживцев и друзей слыл простодушным, скромным человеком и неутомимым тружеником. Он никогда не думал о личной славе — слава Отечества и служение ему всегда были для Нахимова на первом месте. Вот как об этом говорил историк Евгений Тарле: «Морская служба являлась для Нахимова не просто важным, а единственным делом жизни; иначе говоря: никакой другой жизни, помимо морской службы, он не знал».
Началась она в 1818 году, когда вчерашний гардемарин Нахимов был зачислен в один из экипажей Балтийского флота. Молодого, но талантливого и прилежного моряка заметил адмирал Михаил Петрович Лазарев. Он взял Нахимова в свою команду на фрегат «Крейсер», который отправлялся в кругосветное путешествие. Кругосветка — серьёзное испытание даже для опытного моряка. «Новичок» Нахимов прошёл его с честью. «Чист душою и любит море», — скажет о нём после трёхлетнего плавания адмирал Лазарев. В этом путешествии произошёл случай, который ярко характеризует Павла Степановича не только как моряка, но и как человека. Во время сильного шторма одного из членов экипажа смыло за борт волной.
Нахимов, несмотря на опасность, немедленно вызвался его спасать. Под руководством Павла Степановича группа матросов на шлюпке бросилась навстречу стихии. В считанные секунды они потерялись из вида. На «Крейсере» решили, что все, кто уплыл, погибли. Каково же было удивление команды, когда вперёдсмотрящий оповестил о том, что шлюпка возвращается! Нахимов спас утопающего и вернул всех моряков на борт. Любопытно, что спустя годы, когда Павел Степанович уже стал адмиралом, похожая ситуация произошла с ним самим. Однажды шлюпку, в которой находился Нахимов, унесло в море. Ему грозила гибель. Но вахтенный матрос на флагманском корабле не сдавал пост, пока, наконец, не заметил пропавшую шлюпку. Нахимов был спасён. На протяжении всей жизни адмирал от себя лично выплачивал пенсию вахтенному, благодаря которому спасся.
Подчинённые не зря называли Нахимова «отцом-благодетелем». Павел Степанович никогда не ставил себя выше тех, кто находился под его началом. Каждого матроса он знал по имени. На всех кораблях, которыми командовал адмирал, были строго запрещены телесные наказания. «Истинная сила — в простых матросах», — говорил Нахимов. В ноябре 1853 года под его командованием в Синопском сражении была разгромлена турецкая эскадра. В рапорте на Высочайшее имя Императора адмирал подробно описал храбрые и самоотверженные действия своих матросов. И ни слова — о себе самом.
Когда в 1855 году, во время Крымской войны, Нахимова назначили губернатором Севастополя, он возглавил оборону города. Не страшась, шёл под вражескими пулями, чтобы своим собственным примером поднять боевой дух солдат. «Жизнь наша принадлежит Отечеству, и на всё воля Бога!» — говорил Нахимов. И жил, служа Родине, согласно этому простому правилу.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер