Художник Николай Николаевич Ге — автор знаменитого евангельского цикла полотен, который принес ему признание и славу.
В 1857 году Николай Николаевич с золотой медалью закончил Императорскую академию художеств и отправился стажироваться за границу, где познакомился с Александром Ивановым, автором монументального полотна «Явление Христа народу». Находясь в творческом кризисе, Николай Ге обратился к Евангелию.
В 1863 году Николай Ге вернулся из Италии в Петербург и представил картину «Тайная вечеря» Совету Академии художеств. Ему было присвоено звание профессора исторической живописи. Саму же картину для своей коллекции приобрел император Александр II.
Что сам живописец говорил о своём призвании?

В 1863 году в жизни русского художника Николая Николаевича Ге произошло знаменательное событие. Его картину «Тайная вечеря» приобрёл для своей коллекции сам император Александр Второй. Живописец радовался, как ребёнок. Ведь теперь у него были деньги, чтобы купить фрак, и он сможет ходить в Эрмитаж! В 19 веке посетителей без фрака в главный художественный музей не пускали. Бессребреник, вся жизнь которого — в искусстве — так говорили о Ге те, кто близко его знал.
Сам живописец о своём призвании говорил: «Я — художник. Этот дар дан не для пустяков, удовольствия или потехи; дар этот для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть дорогого...» Николай Николаевич был уверен, что его талант должен служить людям. Напоминать им о самом важном. Так родился знаменитый евангельский цикл полотен Ге и та самая картина «Тайная вечеря». Она стала одной из первых работ этого цикла и принесла художнику признание и славу.
Николай Николаевич написал «Тайную вечерю» за границей. В 1857-м году он с золотой медалью закончил Императорскую академию художеств и отправился стажироваться за границу. В Италии молодой художник познакомился с Александром Ивановым. Тот только что завершил своё монументальное полотно «Явление Христа народу». Картина потрясла Ге. Под впечатлением от неё он долгое время не мог взяться за кисть — художнику казалось, что после ивановского «Явления» всё, что бы он ни написал, будет выглядеть мелким и незначительным. Но работа над картиной на любой сюжет была условием его заграничной стажировки. Когда творческий кризис стал особенно тяжёлым, Ге открыл Евангелие. Художник вспоминал: «И вдруг я увидел Спасителя. Близ него — Иоанн; я увидал Петра и, наконец, уходящего Иуду». Ге вдохновенно принялся за работу. Для начала он вылепил из глины маленькие фигурки, которые олицетворяли персонажей картины. Долго группировал и переставлял их на столе, обдумывая композицию. Экспериментировал со светом. Делал наброски на холсте. Однажды вечером Ге зашёл в мастерскую с масляным фонарём. Глиняные фигурки на столе озарились необыкновенным, мягким светом. Николай Николаевич застыл, поражённый. И бросился к мольберту.
В 1863 году Николай Ге вернулся из Италии в Петербург и представил картину «Тайная вечеря» Совету Академии художеств. Зрители увидели небольшую комнату, залитую колеблющимся светом. В её центре — Христос. Вокруг него — апостолы. Они смотрят на тёмную фигуру — уходящего Иуду. Через несколько минут он предаст Христа и обречёт его на казнь... За эту работу Николю Ге было присвоено звание профессора исторической живописи. А картину для своей коллекции приобрёл император Александр II.
«Не только у нас в России, но, можно смело сказать, во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине», — так отозвался на «Тайную вечерю» Николая Ге его коллега, художник Илья Репин. А писатель Салтыков-Щедрин посвятил «Тайной вечере» отдельную статью, в которой написал, что картина Ге представляет одно из ключевых евангельских событий во всей его торжественной поучительности, во всей поразительной красоте.
Ученик Николая Николаевича, художник Лев Ковальский, рассказывал, что Ге воспринимал живопись как форму миссионерского служения и своими картинами стремился проповедовать Христа. Талант, данный Богом, нужно посвятить Богу и людям, считал Ге. «Нужно спешить, чтобы побольше сделать для Того, кто нас послал на работу. В этом и жизнь», — говорил художник.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Вера и дело». Сергей Заборов

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Сергей Заборов — управляющий партнер консалтинговой компании «Триада». В беседе он рассказал о профессиональном пути, принципах работы и о том, как вера изменила его взгляды. Он считает, что в бизнесе важны кооперация, преемственность и развитие.
В своей работе он стремится принимать только те решения, за которые не будет стыдно, — это помогает ему оставаться честным и сохранять внутреннюю целостность.
Тема веры и её влияния на жизнь стала ключевой в разговоре. С детства Сергей знал церковные традиции, но к осмысленной духовной жизни пришёл спустя годы. Он рассказал, как этот шаг изменил его приоритеты: работа перестала занимать всё пространство, а в жизни появились паломничества, участие в приходской жизни и благотворительность.
В «Триаде» он инициировал проекты, направленные на поддержку образовательных и социальных учреждений, а также на восстановление культурного наследия.
Отдельно поговорили о балансе между карьерой и семьёй. Сергей — многодетный отец, и он признаётся, что в работе легко потерять ощущение времени. «Нужно заранее выделять островки для семьи, планировать праздники и ценить возможность быть рядом с близкими», — делится он.
Этот выпуск «Светлого вечера» ещё раз напомнил, что вера — это не только убеждение, но и действие. Слова апостола Иакова «вера без дел мертва» проходят через весь разговор, делая его особенно близким ценностям программы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Свято-Покровский женский монастырь города Суздаля. Монастырский музей
Свято-Покровский женский монастырь города Суздаля — один из красивейших монастырей России. Он был создан в XIV веке Благоверным Великим Князем суздальско-нижегородским Андреем Константиновичем. На протяжении веков эта женская обитель пользовалась благоволением русских государей. Великий Князь Василий III построил здесь надвратный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Покровский Собор и колокольню, архитектурный облик которых уносит нас в далекое прошлое, и знакомит с белокаменным наследием Древней Руси. Обитель восстановлена трудами первой настоятельницы обители Игумении Софии Комаровой, благодаря которой в монастыре собралась монашеская община, сестры которой несут трудовые послушания и молитвенные подвиги, показывая приходящим в обитель истинную красоту Православия. Красивое место, наполненное тишиной и молитвой, привлекает сюда и многочисленных туристов, гостей города Суздаля, и паломников и богомольцев поклониться мощам Святой Преподобной Софии Суздальской, в миру Великой Княгини Соломонии Сабуровой. В обители есть замечательный музей, раскрывающий этапы развития монастыря, который обязательно нужно посетить, он создан на самом высоком уровне.







Игумения София Комарова (04.04.2016)
Все фотографии предоставлены Свято-Покровским женским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 37. Богослужебные чтения

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Псалом 37-й, о котором мы сегодня поговорим, занимает особое место в богослужении — он входит в состав так называемого «шестопсалмия» — шести избранных псалмов, которые каждый день читаются в храме в начале утрени. Нетрудно догадаться, что этот псалом имеет особую важность. Давайте послушаем.
Псалом 37.
1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание моё не сокрыто от Тебя.
11 Сердце моё трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моём.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
Основной мотив прозвучавшего псалма — глубокое покаяние Давида о тех ошибках и грехах, которые послужили причиной его отдаления от Бога. Давида разрывает и изнутри, и снаружи: грех, словно неизлечимая, мучительная болезнь, отравляет всё его существование. И внешние обстоятельства жизни также ополчились против псалмопевца — всё, как говорится, «не слава Богу», везде сплошные препятствия, проблемы, горести и неприятности — и кажется, что им нет конца.
Складывается впечатление, что Давид не то чтобы «достиг дна», — а находится в не знающем остановки или хотя бы замедления падении всё ниже, ниже и ниже — и с каждым днём становится только хуже. Но в чём же причина такого незавидного положения дел?
Вот как объясняет святитель Николай Сербский: «Каждый новый грех — это новая рана на душе, всякий грех — гной, всякий грех — смрад. Но отчего происходят грехи? От безумия моего, — объясняет пророк. Ум, выброшенный из своей божественной стези, понуждает человека ко греху. Пока не очистится ум, не может и человек стяжать чистоту. А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2:16), — говорит Апостол, то есть ум у нас возвращён на ту же стезю, на которой пребывал ум Адама до грехопадения, порождающего смрад. Поэтому, братья, вся православная наука подвижничества сосредоточивает своё внимание на одном главном пункте — на уме человека, на очищении и исправлении ума».
Действительно, святые отцы постоянно говорили о важности «предстояния умом в сердце» — то есть тщательном наблюдении за всеми помыслами, переживаниями, ощущениями, чувствами, которые происходят в нашем внутреннем мире. Беспечное, безрассудное отношение к тому, что внутри — неизбежно приведёт к «душевным пробоинам», сквозь которые обязательно просочится откровенное переступание заповедей Божиих. И когда это произойдёт, внутри водворится тот самый мрак, от которого и стремится избавиться Давид словами искреннего плача и покаяния в сегодняшнем 37-м псалме.
Вот почему и оказался этот псалом в составе шестопсалмия: он пронзителен, снова и снова напоминает о нашем несовершенстве, и, главное, — помогает развернуть боль и печаль нашей души в покаянном настроении навстречу целительной силе Божественной любви и прощению!