Что же сподвигло Ломоносова изобрести необычное устройство, ставшего прототипом современного вертолета? Ведь еще 1 июля 1754 года в Императорской академии наук он продемонстрировал самостоятельно парящую коробочку с двумя четырехлопастными винтами.
Современное устройство мира многим обязано Михаилу Васильевичу Ломоносову, сделавшего ряд открытий, которыми общество пользуется и сегодня!
В каких других научных направлениях работал Михаил Васильевич, положивший всю свою жизнь на благо людей и нашего Отечества?
В 2015 году на авиасалоне «МАКС» презентовали новинку — вертолёт Ка-226Т. Создатели рассказывали о многофункциональности и удобстве модели, о простоте её пилотирования, о том, какое широкое применение она нашла и как служит людям — вертолётом пользуются военные, спасатели МЧС, полиция, мэрия Москвы. В финале презентации прозвучали слова: «Хорошо, что в 18 веке Ломоносов придумал вертолёт!»
Звучит неожиданно. Но перенесёмся на три столетия назад. 1 июля 1754 года в Российской Императорской академии наук проходило необычное заседание. Учёные мужи в напудренных париках сидели, в изумлении подняв головы к высокому потолку, под которым плавно, сама по себе, парила... коробочка с двумя вращающимися четырёхлопастными винтами, которые приводились в движение заводной пружиной. Сенсацию академики зафиксировали в протоколе заседания: «Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машинку, которую называет воздухобежной».
На создание аэродинамической машины Ломоносова натолкнули трагические обстоятельства. Вместе со своим единомышленником, физиком Георгом Рихманом, Михаил Васильевич занимался изучением атмосферного электричества. Учёные работали над созданием громоотвода и экспериментировали с ним, поднимая вверх на вытянутых руках. Однажды, во время особенно сильной грозы, молния попала в Рихмана. Учёный погиб. Ломоносов тяжело переживал смерть коллеги. И чтобы впредь подобное больше никогда не повторилось, он придумал летательный аппарат, который мог бы поднимать и определённое время удерживать над землёй необходимые для опытов приборы. Это позволило бы работать, не подвергая риску собственную жизнь. Ломоносов начал успешную разработку аппарата, а продолжили её изобретатели будущих поколений.
«Поразительно, но таким образом Ломоносов создал первый летающий образец беспилотного вертолёта, классический пример тех беспилотников, которые мы сегодня можем с вами видеть», — констатирует доцент кафедры проектирования вертолетов Московского авиационного института Павел Макеев. Разумеется, почти за триста лет учёными и конструкторами был пройден большой путь. Сегодня вертолёт — это уже не просто небольшая коробочка с винтами. Современная «вертушка» способна поднимать в небо пассажиров и десятки тонн груза, летать на дальние расстояния, связывать населённые пункты там, где других путей сообщения попросту не существует. Преобразовалась первоначальная идея изобретения. Однако принцип его действия за три столетия не изменился. «Ломоносов, конечно, узнал бы и в квадрокоптере, и в любом современном вертолете свое изобретение», — считает авиаэксперт по вертолётной тематике Евгений Матвеев.
Ломоносова называют универсальным гением. Он стал первым химиком, который дал физической химии определение, близкое к современному. Его молекулярно-кинетическая теория тепла предвосхитила современное представление о строении материи и началах термодинамики. Учёный открыл наличие атмосферы у планеты Венера, стоял у истоков экономической географии и науки о стекле. Его научная мысль продолжает служить людям и сегодня. И когда слышишь в небе рокот пролетающего вертолёта или видишь, как кто-то запускает в воздух квадрокоптер с видеокамерой — это хороший повод ещё раз вспомнить о том, как много Михаил Васильевич сделал для своего Отечества и науки.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема