...Неужели с пелёнок
не бывал ты влюблён
в родословный рифмовник
отчеств после имён?
Это строки из стихотворения поэта Андрея Вознесенского «Имена». И они напоминают нам об интересной теме: использование отчеств в наше время. В последние десятилетия стала более употребима форма имени и фамилии: Дмитрий Менделеев, Михаил Булгаков. Однако многим из нас комфортнее говорить, например, Александр Сергеевич Пушкин, чем просто Александр Пушкин. Хотя в таком сокращённом именовании нет ничего плохого, всё же называние по отчеству — часть нашей коммуникативной культуры.
Не зря на Руси говорили: «Как тебя звать-величать?» Первое значение у глагола величать — называть по титулу и званию, с уважением. То есть важно было не просто назвать имя, а указать на ценность собеседника.
Отчество упоминается в русских летописях с XII века. Сначала по отчеству называли князей, затем бояр и дворян. В «Табели о рангах», документе о перечне чинов, при Екатерине Второй отчества удостаивались только чины первых пяти классов. В XIX веке им уже пользовались и другие сословия.
В наше время на вопрос — «Как вас зовут?», мы чаще всего слышим только имя или имя и фамилию. И это уже стало нормой. Отчество же зачастую используется при общении со старшим поколением, либо в официальной обстановке.
А вот при упоминании деятелей науки и искусства до сих пор встаёт вопрос: необходимо ли отчество? Сразу отвечу: необходимости нет, если нет шанса спутать с однофамильцем. Например, есть два Алексея Толстых — Николаевич и Константинович. Поэтому в данном случае лучше использовать отчество.
Употребление отчества жёстко регламентировано только в документах. А в публицистке и художественной литературе, в биографической прозе, научно-популярных произведениях можно использовать имена как с отчеством, так и без.
И всё же, пусть это необязательно, но использование имени-отчества — наша традиция, это отражение истории и культуры общения. Подтверждение моей мысли — снова в строчках Андрея Вознесенского:
Ты, робея, окликнешь
из имён времена,
словно вызовешь Китеж
из глубин Ильменя.
Словно горе с надеждой
позовёт из окна,
колокольно-нездешне:
Ольга Игоревна.
Эти святцы — поэмы
вслух слагала родня,
словно жемчуг семейный
завещав в имена.
Все выпуски программы: Сила слова
- Какие птицы свили гнёзда в русских пословицах и поговорках
- Упрощается или усложняется наш язык
- Несколько слов о Да и Нет
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











