Леонтий Лукьянович Шамшуренков — автор четырёхколёсной «самобеглой коляски», об изобретении которой он сообщил Сенату в письме 1751 года. По сути, Шамшуренков стал отцом отечественного автопрома. Ему же принадлежала идея удобного для судоходства канала на Москве-реке и «подземной дороги» — тоннеля, по которому коляски и упряжки могли бы передвигаться на глубине.
Леонтий Лукьянович никогда не обучался механике, умел лишь читать и писать. Но многое постигал «своей догадкою», как сам любил говорить. Именно Шамшуренков в 1736 году придумал, как поднять Царь-колокол весом 2000 тонн на колокольню Ивана Великого. Несмотря на то, что реализовать свой замысел Леонтий Лукьянович не сумел из-за «великого Троицкого пожара» в Кремле, его изобретения служат людям и по сей день.
Какими чаяниями делился сам изобретатель в отношении имевшихся у него талантов?

В 1736 году на Ивановской площади московского Кремля собрался народ. Москвичи пришли посмотреть на подъём Царь-Колокола. Для него уже давно было приготовлено место на колокольне Ивана Великого. Но как вознести исполина весом более 2000 тонн на такую высоту, было пока неясно. В тот день рабочим предстояло лишь поднять колокол из литейной ямы и водрузить на небольшой помост. Среди толпы, ахающей при каждом движении канатов, стоял крестьянин Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков. Он внимательно наблюдал за происходящим и, наморщив лоб, о чём-то напряжённо думал.
Вернувшись из Москвы, Шамшуренков засел за чертежи. Он никогда не обучался механике. Умел лишь читать и писать. Но многое постигал «своей догадкою», как сам любил говорить. Через несколько месяцев в Московскую сенатскую контору от Шамшуренкова поступило «доношение о подъёмном снаряде». В нём Леонтий Лукьянович сообщал, что изобрёл механизм, способный поднять Царь Колокол! 3 августа 1736 года сенатская контора распорядилась: «Оному Шамшуренкову к подъёму большого Успенского колокола сделать модель немедленно». Леонтий Лукьянович прибыл в Первопрестольную и приступил к сборке. Было вынесено экспертное заключение: подъёмная машина Шамшуренкова «признавалась быть к подъёму больших тяжестей удобной». А потом в Кремле вспыхнул печально знаменитый «великий Троицкий пожар». Леса, поддерживающие Царь Колокол, упали, гигант съехал со своего помоста и получил повреждение — от него откололся большой фрагмент. Поднимать колокол в таком виде было невозможно, и Шамшуренкова отпустили восвояси. Реализовать своё изобретение при жизни Леонтию Лукьяновичу не удалось. И всё же оно не пропало даром. Технический замысел Шамшуренкова служит людям и по сей день. Его чертежи и сам «подъёмный снаряд» легли в основу создания современных многотонных кранов и лебёдок, которые в настоящее время широко используются, например, в лесозаготовительной отрасли.
Однако вернёмся в 18 век. Приехав из Москвы домой, неугомонный изобретатель вскоре снова дал о себе знать. В 1751 году он отправил в Сенат письмо, в котором сообщал властям о своём новом изобретении. Шамшуренков уверял, что знает, как изготовить четырёхколёсную «самобеглую коляску»! «Сделать могу доподлинно так, что будет бегать без лошади, только правима двумя человеками, стоящими на той же коляске, а бегать будет хоть чрез какое дальнее расстояние», — объяснял Леонтий. Шамшуренкова вызвали в Петербург. Получив в распоряжение необходимые материалы, мастерскую и помощников, он приступил к осуществлению своего замысла. В ноябре 1752 чудо-коляска успешно прошла испытания. Принцип её действия был таков: два водителя, стоящие в специальном отсеке позади удобного крытого пассажирского кресла, нажимая на педали, приводили в движение колёса. Коляска могла развивать скорость до 15 км/ч — в середине XVIII века такое казалось фантастикой. Шамшуренков, ни много ни мало, создал первый прообраз автомобиля и, по сути, стал отцом отечественного автопрома. Лишь через сорок лет, уже после смерти Леонтия Лукьяновича, ещё один народный умелец — Иван Кулибин — создаст свою версию «самокатки», в основе которой, однако, будет лежать всё тот же шамшуренковский «самобеглый экипаж».
Среди рисунков и записок Леонтия Лукьяновича, обнаруженных после его кончины, было найдено ещё немало удивительных для того времени рационализаторских и инженерных решений. Например, ему принадлежала идея удобного для судоходства канал на Москва-реке и «подземной дороги» — тоннеля, по которому коляски и упряжки могли бы передвигаться на глубине. Удивительно, но все эти задумки, хотя и через сотни лет, реализовались! Сегодня в столице есть знаменитый Канал имени Москвы и метрополитен. «Милостью Божией искусство во мне имеется, которое употребить желаю на благо всякого человека», — говорил изобретатель. И его чаяния сбылись.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема