
Первый в мире нефтепровод и цилиндрические нефтехранилища, Московская водопроводная система, изящные стеклянно-металлические перекрытия на крышах Киевского вокзала. Всё это — творения мысли инженера, конструктора и изобретателя Владимира Григорьевича Шухова, «русского Леонардо» — как называли его современники. Сегодня именем Владимира Шухова названа одна из столичных улиц, а на Сретенском бульваре установлен памятник инженеру.
Но главный памятник Владимиру Шухову и его преданности своему делу — это, бесспорно, знаменитая радиотелебашня на Шаболовке. «Шуховская» — так до сих пор называют её москвичи. Радиовещание с неё началось в 1922 году. А уже в 1937-м Шуховская башня стала транслировать первые коротковолновые телевизионные передачи. В 60-е годы Шуховская башня стала официальным символом советского телевидения. В Телецентре на Шаболовке снимали легендарную новогоднюю программу «Голубой огонёк». Студия была оформлена огромным баннером с изображением башни, и создавалось ощущение, что действие происходит прямо под её куполом. Конструкция башни оказалась настолько крепкой, что за всё время своего существования ни разу не подверглась серьёзному ремонту. А однажды без всякого ущерба выдержала удар почтового самолёта, который, потеряв управление, задел башню крылом.
Идея необычных лёгких конструкций, способных, однако, выдерживать большие нагрузки, пришла к Владимиру Григорьевичу Шухову в конце 19 века. Однажды на кухне у кого-то из знакомых он увидел перевёрнутую вверх дном плетёную корзину из ивовых прутьев. Сверху на ней, как на подставке, стоял тяжёлый глиняный горшок с пальмой. Корзина не мялась и не сгибалась под его весом. Присмотревшись, Шухов догадался, что всё дело — в особом переплетении прутьев. Будучи в выпрямленном состоянии, они бы непременно сломались под такой нагрузкой. Это натолкнуло Владимира Григорьевича на создание несущих конструкций, которые впоследствии получат название гиперболоидных. Лёгкие, ажурные, словно металлическое кружево или тонкая паутина, решётчатые шуховские вышки выдерживали вес в сотни тонн. При этом им был не страшен даже очень сильный ветер. А ещё гиперболоидные конструкции были очень дёшевы. Изобретение инженера Шухова стало пользоваться большим спросом. Своим новаторским способом по всей России он построил немало водонапорных башен, которые и по сей день исправно служат. А в 1921 году советская власть обратилась к Владимиру Григорьевичу с просьбой спроектировать и построить на Шаболовке мощную радиостанцию. То, насколько беззаветно Шухов служил своему делу, ярко демонстрирует случай, произошедший во время строительства. Башню высотой 148 метров возводили без помощи подъёмных кранов. Однажды оборвался трос, поднимающий строительные материалы на высоту. Шухова обвинили в халатности, саботаже и... приговорили к расстрелу. Приговор постановили привести в исполнение сразу после того, как Владимир Григорьевич закончит работу. Можно только представить, что творилось всё это время на душе у инженера. Но на результате это никоим образом не отразилось. Радиобашню Шухов сдал в срок, принята она была без единого нарекания. Смертный приговор инженеру решили отменить.
Хотя в Советской России Шухову жилось непросто, он никогда не помышлял об эмиграции. «Мои идеи нужны Отчизне», — говорил Владимир Григорьевич. В 1929 году он подписал документ, в котором все права на свои изобретения передавал Родине.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема