
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Центром еврейской цивилизации, её духовным стержнем на протяжении веков являлся храм царя Соломона. Расположенный в центре Иерусалима, на вершине горы Мориа, храм в честь Бога Единого был единственным святилищем эпохи Ветхого Завета, где совершалось богослужение по закону пророка Моисея. Гора Мориа оказалась выбрана для постройки не случайно. Согласно библейской истории, на её вершине Авраам собирался принести в жертву Исаака, своего сына. Но был в последний момент остановлен ангелом. Данное событие стало пророческим предзнаменованием крестной жертвы Иисуса Христа, Которого через почти полторы тысячи лет распяли на северной части склона Мориа — месте, прозванном Голгофой.
Ветхозаветный храм был построен в десятом веке до Рождества Христова. В течение истории он разрушался иноземными завоевателями, затем восстанавливался и достраивался иудеями. Последние значимые изменения в устройство святилища внёс никто иной, как Ирод Великий — гонитель Спасителя. Занявший царский трон незаконно, Ирод, благоукрашая главную святыню Израиля, пытался таким образом укрепить собственный авторитет в глазах народа. История Иерусалимского храма закончилась в семидесятом году нашей эры, когда в ходе подавления еврейской революции его разрушили римские солдаты. Напоминанием о былом величии святилища Соломона сегодня служит «Стена плача» — западная стена храма, специально оставленная захватчиками нетронутой. Чтобы своим видом напоминать, как опасно поднимать бунт против Римской империи.
Первоначально осуществить строительство Иерусалимского храма желал ветхозаветный царь и пророк Давид, но Бог запретил ему возвести святилище, так как Давид много воевал и его руки не раз были обагрены человеческой кровью. Давид, расстроенный запретом, тем не менее подготовил для строительства все необходимые материалы, чтобы облегчить дело строительства своему сыну и наследнику — Соломону.
До возведения храма иудеи совершали богослужение в Скинии — так назывался шатёр, изготовленный по указанию пророка Моисея в годы сорокалетнего странствия евреев по пустыне. Скиния состояла из трёх частей: внешнего двора, святилища и Святое святых. Во дворе скинии находились во время богослужения все собравшиеся. В святилище имели право входить только священники. Святое святых — главную часть скинии — мог посещать только первосвященник и только раз в год. Храм Соломона повторял устройство скинии — в нём тоже были внешний двор, святилище и Святое святых.
Вот этой самой главной части Иерусалимского храма апостол Павел уделяет в прозвучавшем чтении особое внимание. Услышанный нами отрывок из послания к евреям является традиционным богослужебным чтением для нескольких праздников в честь Богородицы. Прежде всего — для праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для этого имеется веская причина. Ведь ветхозаветная скиния традиционно считается символом Божией Матери. Как в скинии обитал Бог, так и в Деве Марии Духом Святым был зачат Сын Божий Иисус Христос.
Скиния усилиями царя Соломона превратилась в Иерусалимский храм. Именно туда, согласно преданию, состарившиеся родители Девы Марии, Иоаким и Анна, решили отдать свою юную дочь на воспитание — что было для евреев Ветхого Завета делом обычным. При храме имелся приют для девочек-сирот и тех, чьи родители были стары или больны. Первосвященник, которому Иоаким и Анна передали свою дочь, к всеобщему удивлению, решил ввести Деву Марию внутрь храма Соломона, что было запрещено, а также показал ей Святое святых — главную часть храма. Данное действие с точки зрения Моисеева закона было совершенно недопустимым.
Первосвященник действовал по вдохновению Божию. Это был очень смелый поступок. Ведь, как мы выяснили, в Святое святых мог заходить только первосвященник и только раз в год. Но Дева Мария оказалась в самом сердце храма, конечно же, неслучайно. Святое святых ко времени эпохи Боговоплощения лишилось своей главной составляющей — ковчега завета, важнейшей святыни Израиля. Ковчег, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез во время вторжения вавилонских войск. Ковчег был, конечно, важен сам по себе. Но в то же время являлся символом совершенной святости. Воплощением такой святости и стала Дева Мария — Новый ковчег завета. Уже не только для Израиля, но и для всего мира.
Святое святых иудеи воспринимали как место постоянного присутствия Бога. А Дева Мария была избрана Господом для того, чтобы родить Спасителя мира, Иисуса Христа. Вот почему апостол Павла использует образ Святое святых для объяснения смысла служения Богоматери. А отрывок Послания к евреям читается на богослужении в дни богородичных праздников — в том числе и в день Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе