У нас в гостях был гитарист Иван Смирнов.
Мы говорили о феномене гитары и о фестивале Ивана Смирнова: как пришла идея его организовывать, какая музыка для него выбрана, и кого он может особенно заинтересовать.
Ведущий: Алексей Пичугин
Алексей Пичугин:
— Дорогие радиослушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать и с удовольствием представляю нашего гостя, ближайший час этого «Светлого вечера» вместе с нами и вместе с вами проведёт гитарист Иван Смирнов. Иван, добрый вечер, здравствуйте.
Иван Смирнов:
— Здравствуйте.
Алексей Пичугин:
— У нас с вами повод сегодня поговорить о хорошей музыке, и, конечно же, в первую очередь, послушать хорошую музыку. И не просто послушать, но ещё и пригласить наших слушателей на фестиваль, российский гитарный фестиваль Ивана Смирнова, который седьмого, то есть уже завтра, начнется, 7, 8 и 9 сентября пройдёт в Москве в Соборной палате в Лиховом переулке. Все так?
Иван Смирнов:
— Не только, не только. Это открытие.
Алексей Пичугин:
— Тогда я передаю слово вам, Иван, расскажите и про фестиваль, и про саму идею, потому что это уже второй фестиваль. Почему пришла идея в голову собрать замечательных гитаристов и как вообще, почему в Соборной палате это тоже проходит, хотя мы знаем Соборную палату как замечательную концертную площадку, и про Ивана Смирнова — вашего отца. Тут у нас видите сколько тем, которые хотелось бы за такую, в общем-то, небольшую программу обсудить.
Иван Смирнов:
— Начнём с того, как появилась идея. Когда проходил концерт памяти отца, это было такое очень мощное мероприятие, которое длилось, наверное, 5 часов. Поскольку было очень много участников, гитаристов и не только, близких друзей — музыкантов отца, которые решили почтить память таким образом. Тогда как раз и пришла в голову мысль проводить ежегодный фестиваль. Я его назвал гитарным, хотя он является не только гитарным, он объединяет ещё фольклорных наших музыкантов.
Алексей Пичугин:
— Да, я вижу среди участников, и мы попозже поговорим о том, кто будет, людей, которые наши слушатели знают как фольклористов.
Иван Смирнов:
— Да, а вообще музыка отца она в себе объединяла гитару ну всех жанров что ли. Основных, по крайней мере. Потому что там есть и академическая классическая музыка присутствует, и импровизация джаз и фьюжн, и даже джаз-рок, не пугайтесь.
Алексей Пичугин:
— А кого это мы испугаем джаз-роком? У нас тут кто только не приходил и не играл.
Иван Смирнов:
— Ну и, естественно, фольклор, и поэтому я решил разбить по жанрам прямо вот три дня, седьмого открытие у нас будет. Мы будем играть, и дедушкину музыку со струнным квинтетом.
Алексей Пичугин:
— Дедушкина музыка?
Иван Смирнов:
— А он был таким тоже композитором. Тут у нас и пошла вся музыкальная история нашей семьи.
Алексей Пичугин:
— А можно поподробнее? Мне кажется, мы с вашим папой, и вы тоже тогда приходили, как-то делали программу. И он рассказывал, я вспоминаю, что он рассказывал, да, что его отец, что это как-то пошло из семьи вот на поколение раньше. Ну давайте напомним, расскажите, потому что, смотрите, вы у нас не были, наверное, уже года четыре. И поколение слушателей тоже меняется, кто-то, естественно, новый у нас добавляется. Давайте представим музыкальную семью Смирновых.
Иван Смирнов:
— А что представлять?
Алексей Пичугин:
— С кого начать? Давайте начнём с дедушки.
Иван Смирнов:
— Ну да, дедушка — это внук как раз расстрелянного Василия Павловича нашего, священномученика, и он собирал вокруг себя такую богему и такую диссидентскую либеральную антисоветскую тусовку. И они музицировали, а плюс ко всему он входил даже в Союз композиторов и писал такие сложные трёхчастные формы в духе, может быть, таких композиторов как Скрябин, Оннегер, такая не простая музыка.
Алексей Пичугин:
— Очень непростая. Если мы говорим о Скрябине и Оннегер, вообще непростая.
Иван Смирнов:
— А принял музыкальную эстафету отец, и мне тоже досталось.
Алексей Пичугин:
— Вы пишите?
Иван Смирнов:
— Да, конечно.
Алексей Пичугин:
— И кто в фестивале будет принимать участие? Давайте тоже перечислим. Таких основных.
Иван Смирнов:
— Первый день — это как раз открытие, вот там будет больше в сторону академической музыки уклон.
Алексей Пичугин:
— И поэтому Соборная палата. Потому что это такая очень академичная площадка.
Иван Смирнов:
— Да. Будет Дмитрий Илларионов такой классический, академический гитарист, он поиграет Баха, мы с ним вместе будем играть отцовскую музыку.
Алексей Пичугин:
— У вас, я так понимаю, что и фестиваль называется «От Баха до Смирнова».
Иван Смирнов:
— Да, я так решил взять на себя ответственность, назвать так немножко нагло, но тем не менее так оно и будет, потому что там будет и Бах, и Шопен, его будет играть Михаил Оленченко, потом у нас будет такой special гость, которому всего 10 лет, но он уже занимает на всевозможных международных конкурсах первое место — это академический и классический гитарист Гриша Сучков, 10 лет.
Алексей Пичугин:
— 10 лет ему всего?
Иван Смирнов:
— Приходите, это будет очень интересно. И соответственно мы с Мишей тоже поиграем. С удовольствием.
Алексей Пичугин:
— 8 сентября — это джаз — фьюжн?
Иван Смирнов:
— Это 7 сентября. Пока все про седьмое. А восьмого мы сыграем в клубе Игоря Бутмана.
Алексей Пичугин:
— Верхняя Радищевская, 21. Давайте адрес сразу, если Соборная палата — начало в 7 вечера, Соборная палата: «От Баха до Смирнова». Этот концерт, это часть фестиваля пройдёт по адресу: Лихов переулок, дом шесть. Если на метро поедете, то, наверное, ближайшее метро Цветной бульвар или Трубная.
Иван Смирнов:
— Но если говорить про 8 сентября в клубе Бутмана, то там больше, конечно, джаза и такой импровизационной музыки, будет Серёжа Урюпин со своим соратником пианистом Сазоновым Димой, могу ошибиться сейчас. Саша Винницкий и мы, группа Ивана Смирнова, но в таком же формате с басом и барабанами. Это тоже редкость большая. И 9 сентября.
Алексей Пичугин:
— Верхняя Радищевская, 21, это вот 8 сентября. Это Таганка. А 9 сентября кафе Ex:Libris — это тоже мои хорошие друзья.
Иван Смирнов:
— Коротко 9 сентября. Это будет фолк — концерт. Мы решили его сначала сделать на открытом воздухе во дворе библиотеки, но если будет очень холодно, мы перейдём в зал библиотеки, он очень круглый и интересный. Акустика там очень хорошая.
Алексей Пичугин:
— Там несколько, получается, помещений. То есть речь идёт о подвале?
Иван Смирнов
— Нет, речь идёт об основном библиотекарском зале. Музыканты у нас будут «Белый острог» или как их многие знают как Two Siberians — это такие музыканты гитарист и скрипач. Опять же группа «Иван Смирнов» в своем традиционном составе и специально у нас будут гости — это Андрей Виноградов с колёсной лирой Hurdy Gurdy.
Алексей Пичугин:
— Колёсная лира — это такой инструмент. Вы знаете, тоже здорово, что сейчас стало больше людей, которые осваивают колёсную лиру, к нам приходила когда-то, очень давно женщина из Украины, по-моему, из Харькова, вот не помню точно, которая занималась реконструкцией вообще самой идеи колёсный лиры. Трагичная судьба у инструмента и у исполнителей, потому что в тридцатые годы, колесников, или как правильно назвать людей, которые играли на колёсной лире? Кто-то мне говорил, что колёсники. Их, к сожалению, многих собрали, причём это было чуть ли не под видом какого-то большого концерта, их собрали и сначала отправили в заключение, а потом многие из них погибли.
Иван Смирнов:
— Ничего себе.
Алексей Пичугин:
— Вот такая трагичная история колёсный лиры. Потому что считалось, что это инструмент деклассированного элемента. Бродяжничество, колёсная лира, скоморошество по дворам. Ну давайте мы обратимся к музыке сейчас. И первая композиция, которую мы послушаем, знаменитая, если вы знакомы с творчеством Ивана Смирнова, знаменитая композиция, которая называется «Страна, где ночует солнце».
Алексей Пичугин:
— Друзья, мы возвращаемся в нашу программу, и сейчас прекрасная композиция «Страна, где ночует солнце», мы её послушали, эта музыка Ивана Смирнова, и мы вас приглашаем с удовольствием на гитарный фестиваль Ивана Смирнова который седьмого, восьмого и девятого сентября пройдёт в Москве. 7 сентября — открытие, уже завтра, в Соборной палате в Лиховом переулке, 8 сентября в клубе Игоря Бутмана на Верхней Радищевской и 9 сентября в Ex:Libris, это в Бобровом переулке рядом с метро Тургеневская. А у нас в гостях гитарист Иван Смирнов сегодня, мы говорим о музыке и слушаем музыку, и о фестивале тоже говорим, и об исполнителях, которых вы сможете послушать, если придёте. Насколько гитарная музыка сейчас в России популярна? Это был бы очень странный вопрос ещё лет 10 назад, а вот сейчас я не уверен, что он странный, поэтому задаю его.
Иван Смирнов:
— Ну мы стараемся её популяризировать. Есть фестивали такие очень известные даже в мире. Например, в Калуге, который проходит фестиваль «Мир гитары», вот Олег Акимов со своей бандой они очень много сделали для популяризации гитары. Потому что они притягивали туда помимо отечественных музыкантов звёзд со всего мира Пако де Лусия, Джон Маклафлин и кого там только не было. Так, хотелось бы, конечно, чтобы люди умели слушать музыку, и к гитаре относились не как к какому-то аккомпанирующему инструменту. Потому что это же полноценный инструмент, как рояль.
Алексей Пичугин:
— А вот вам как гитаристу, вот даже как вас правильно обозначить? Вы настолько в разных стилях работаете. Гитарист — виртуоз.
Иван Смирнов:
— Как отец говорил: гитарист он в любом случае виртуоз, если он не виртуоз, значит он не гитарист.
Алексей Пичугин:
— Но вам обидно, что гитара становится именно аккомпанирующим инструментом?
Иван Смирнов:
— Не то что обидно, это её совершенно другая сторона.
Алексей Пичугин:
— Вот, другая сторона, потому что мы же не можем упрекнуть Высоцкого, Башлачёва, например, мы же не можем упрекнуть, что он играл на двух аккордах и больше не знал. Или там Высоцкого, что как струнная гитара. Визбор играл на гитаре, ну как умел, так играл. Есть сейчас, я слышал про Визбора не так давно, кто-то мне рассуждал, что вот это джазовые нотки в творчестве Визбора, и внучка его работает в том направлении, и музыку переделывает в джаз, но сам Юрий Иосифович он всё-таки достаточно простенько себе аккомпанировал, и это не умаляет величину Визбора самого. Но тут вот гитара, её второстепенная функция, хорошие стихи поддержать, здесь она выходит на первый план. Здесь это совсем другой инструмент, получается.
Иван Смирнов:
— Да, ходят же люди послушать фортепьянную музыку, на концерт какой-нибудь там Рахманинова?
Алексей Пичугин:
— Мало людей, которые сейчас что-то там подбирая, наигрывают на фортепиано что-то и поют. Это какое-то кабаре получается. Ну мало.
Иван Смирнов:
— Ну так вот мы способствуем развитию. Потому что нужно как-то музыку понимать. Для этого нужно в себе воспитывать музыкальные ощущения что ли. Вот мы этим и занимаемся.
Алексей Пичугин:
— Как вы взяли в руки гитару? Я понимаю, что гитара звучала дома всегда. Но у вас всегда был выбор. Вы могли вообще не пойти в музыку, могли взять виолончель, фортепьяно, что угодно, я не знаю, барабаны, но вот почему-то тоже гитара. Или отец бы не понял, если бы это было не гитара?
Иван Смирнов:
— Нет, я вообще-то учился в музыкальном училище на классическом фортепьяно. Я, в общем-то, пианист изначально.
Алексей Пичугин:
— А вы вспоминаете об этом?
Иван Смирнов:
— Да, мне это очень мешало когда-то. Когда я начал играть на гитаре. Я закончил ещё параллельно классическую гитару в музыкальной в школе Глиэра. Сложно было перестроиться. Понимание и ощущение пианистическое осталось. Даже смотришь на гриф хочется, чтобы было чёрное-белое, чёрное-белое. А тут все чёрное.
Алексей Пичугин:
— До сих пор?
Иван Смирнов:
— Нет, не до сих пор, конечно.
Алексей Пичугин:
— Но за рояль вы можете сесть?
Иван Смирнов:
— Конечно.
Алексей Пичугин:
— А в школе Глиэра, мне кажется, столько, сколько мог дать ваш отец, нужно ли было школы Глиера?
Иван Смирнов:
— Но он никогда не настаивал на чем-то в плане музыки. Да, все учились в музыкальной школе, у нас семья большая, все закончили, а музыкантами стали раз, два. Ну профессиональными, концертирующими. Это я и старший брат Миша. Сестры — кто-то преподает там, кто-то чего. Гитара меня, естественно, сама привлекла, может быть, потому что она да, всегда дома звучала. И я начал копаться, слушать всяких гитаристов, отец все это заметил, и заметил, что я начал заниматься, он слышал меня. А потом, когда, видимо, я достиг чего-то, причём он не принимал участия в плане педагогической деятельности по отношению ко мне, просто услышал: так, давай пробовать играть в месте, естественно, я согласился. Это был, наверное, 2006 г.
Алексей Пичугин:
— Сколько вам было тогда?
Иван Смирнов:
— Ой, я не помню. Сейчас будем считать. Но немного. Наверное, лет 20.
Алексей Пичугин:
— Ну 20 лет — это уже достаточно. И до 20 лет вы соответственно гитаристом вот в том смысле слова, в котором можно сейчас вас представить, не были?
Иван Смирнов:
— Нет, конечно, другой уровень совершенно. А потом работа на сцене — это разные вещи, что ты дома занимаешься, что на сцене, что ты в студии пишешь, Совершенно разные подходы.
Алексей Пичугин:
— Но многим людям, разным музыкантам нравится кому-то больше студия, кому-то больше сцена, ну дома вряд ли, но студия, сцена — это...
Иван Смирнов:
— Да, это все нравится, но это разная работа, что ли.
Алексей Пичугин:
— Давайте вернёмся вновь к музыке. Композиция, которая сейчас прозвучит, она называется «Наигрыш», музыка Ивана Смирнова, вашего отца, правильно?
Иван Смирнов:
— Да.
Алексей Пичугин:
— Я напомню, друзья, что в гостях у нас сегодня гитарист Иван Смирнов, мы говорим про музыку, про гитарную музыку и про фестиваль гитарной музыки Ивана Смирнова, гитарный фестиваль Ивана Смирнова, который уже завтра откроется в Москве и пройдёт три дня: седьмого, восьмого и девятого сентября на нескольких площадках. Подробнее мы будем говорить спустя несколько мгновений, а пока слушаем музыку и небольшой перерыв.
Алексей Пичугин:
— Возвращаемся в студию светлого радио, напомним, что сегодня у нас в гостях гитарист Иван Смирнов, мы говорим о гитарном фестивале Ивана Смирнова — старшего, и про гитарную музыку, конечно же, тоже, про фестиваль напомним: седьмого, восьмого и девятого сентября сразу на нескольких площадках в Москве он пройдёт. 7 сентября в 7 вечера будет открытие в Соборной палате в Москве в Лихом переулке будет звучать программа «От Баха до Смирнова», 8 сентября в клубе Игоря Бутмана на Верхней Радищевской на Таганке джаз — фьюжн в 8 вечера начнётся, и 9 сентября тоже в 7 вечера, как и в первый день, в кафе Экслибрис на Тургеневской, Бобров переулок, шесть, строение один, фолк — концерт open Air, ну надеемся, что open Air, что если погода не подведёт, тогда будет open Air, если будет прохладно или дождливо, то тогда все это переместится в помещение библиотеки Тургеневской, во дворе которой Экслибрис находится. Гитарная музыка. Насколько, если мы сейчас спросим людей, выросших в восьмидесятые и девяностые, что такое для них гитара, ну, естественно, не людей академического музыкального склада, а вот просто среднестатистических слушателей, они назовут какое-то количество имён, фамилий зарубежных, российских, но вот первое впечатление будет — это будет гитара, электрогитара. У вас всегда акустика или вы работаете с абсолютно разными инструментами? Вообще, насколько акустическая гитара электрическая гитара — это две тоже гитары? Относительно друг друга.
Иван Смирнов:
— Да, я считаю, что это вообще, хоть и гитары, но разные инструменты, потому что специфики разные. А что касается... Вы имели в виду вообще в фестивале акустика или?
Алексей Пичугин:
— Нет-нет, для вас конкретно.
Иван Смирнов:
— Ну я больше акустической занимаюсь гитарой, как-то у меня не дошли руки до электрогитары.
Алексей Пичугин:
— Но играете, естественно?
Иван Смирнов:
— Очень редко, один раз на концерте играл, ну так чисто в прикол. Потому что когда я её беру, я понимаю, на это надо столько чтобы на ней по-настоящему играть, извлекать звук. Там же свои какие-то тонкости, нюансы, отличающиеся от акустики, естественно. Поэтому меня так тяготит, это надо целую жизнь на это положить. Мне акустики пока выше крыши хватает.
Алексей Пичугин:
— А вы когда были в детстве, в школе, понятно, что гитара как таковая в вашу жизнь пришла, как вы говорили уже ближе к 20. Профессионально. Но до того, в школе, в детстве в раннем вы же наверняка в семье вашего отца что-то умели, нет?
Иван Смирнов:
— Нет, на электро нет.
Алексей Пичугин:
— Нет, просто на акустической?
Иван Смирнов:
— Ну что-то умел, конечно. В школе, особенно в то время, это очень ценилась — парень с гитарой. Или такого не было?
Иван Смирнов:
— Нет, меня почему-то пронесло. Я наслышан, да. И отец рассказывал, как его останавливали во дворе с гитары: а ну играй.
Алексей Пичугин:
— Нет, но это уже было совсем другое время.
Иван Смирнов:
— Я понимаю все равно о чем речь. Да, парень с гитарой — это, конечно, герой компании.
Алексей Пичугин:
— Ну вам претили три аккорда А что это звучало всегда? Цой, «Гражданская оборона» или ещё что-то такое в этом стиле? Или вы тоже все это в свои 15-16 лет могли сыграть, или это не доставляло удовольствия?
Иван Смирнов:
— Не доставляло удовольствия, потому что я был воспитан на совершенно другой музыке. Если я сейчас это буду перечислять, это в основном западная музыка, и акустическая, и не только: от Beatles и так далее. Как-то Цоя у нас в семье не было. Высоцкого, кстати, слушали, любили.
Алексей Пичугин:
— Я про Цоя из таких дворовых соображений, ну где-то в компаниях там собирались, играли. Я просто вспоминаю. Мы просто выяснили, что мы примерно ровесники, я вспоминаю, как где-то у метро сидели играли на гитарах, даже я что-то пробовал играть. Собирали деньги на что-нибудь. И это было нормально тогда. Да это и сейчас не зазорно. Но в то время, в лет где-то в 15 — 20, но в 20 уже нет, но в 15 — 17 лет — это была вообще нормальная история. Все время собирались, тот кто лучше умел играть, тот играл, тот, кто лучше умел собирать, тот собирал, потом иногда менялись.
Иван Смирнов:
— А мы в таких компаниях обычно молча терпели, когда это все закончится. В наших компаниях — это в основном были битлы, конечно. У нас каждый в семье, даже отец Дмитрий, старший брат.
Алексей Пичугин:
— Протоиерей Димитрий Смирнов, да, старший брат Ивана Смирнова, дядя нашего гостя.
Иван Смирнов:
— Да, он когда-то в школе пел песню «Гёрл».
Алексей Пичугин:
— Слушайте, он же тоже играл на чем-то?
Иван Смирнов:
— Да нет, он... Его же первое образование художественное.
Алексей Пичугин:
— Но я почему-то помню, значит я что-то путаю, я почему-то помню, что он на чем-то умел играть.
Иван Смирнов:
— Не знаю, я ни разу не видел.
Алексей Пичугин:
— Значит, нет.
Иван Смирнов:
— Ну вот когда-то в школьных каких-то штуках, насколько я знаю. Что такое исполняли, битлов. Это точно.
Алексей Пичугин:
— Слушайте, в чем феномен Beatles? Вы знаете, этот вопрос меня мучает, наверное, с детства. Я в детстве, я рос, я как раз из той компании, от которой вы ждали, когда все это закончится. Я при этом, конечно же, тоже, хорошая западная музыка не прошла мимо. Я очень долго думал, я помню, мне подарили кассету Beatles. У меня как-то появились три классических западных кассеты, которые я периодически слушал, потому что долгое время я думал, что надо — это Beatles, это «Кис», и это и «Исидиси». И вот я все время пытался понять: в чем феномен Beatles? Ведь ничего прям такого вау в этом нет. Но при всём при том огромное количество моих знакомых музыкантов, за более чем 20 лет работы на радио знакомых музыкантов очень много появилось. И все как один говорят, что на них, работающих в разных стилях абсолютно людей, очень повлияла группа Beatles. Вот в чем феномен Beatles?
Иван Смирнов:
— Я думаю, что они, как это сказать, сами, не зная того, открывали какие-то вещи, даже открывали какие-то новые жанры, какие-то течения музыкальные. Как я думаю. Их можно даже перечислять, я просто не знаю, как они правильно называются.
Алексей Пичугин:
— Жанры и течения я тем более не знаю.
Иван Смирнов:
— Это вот Миша, он в этом ориентируется, в музыке той эпохи, и потом какая-то мелодичность у них. Нет они, конечно, такие исключительные ребята. Как-то Господь устроил, что именно им досталась такая штука: вести за собой целые пласты музыкальные какие-то.
Алексей Пичугин:
— Я при всём при том, что отдаю должное тому, что они начали, они не были первыми, но они были первыми, кто сумел это вывести на такой космический совершенно уровень. Но все равно... Я слушаю Beatles теперь, с удовольствием, видимо, прошло какое-то время, мне стало больше лет, и эта музыка меня сумела догнать или я её, не знаю. Все равно для меня вот в этом плане в музыкальном гораздо ближе были «Дорс», которые позже появились. Я там слышу музыку, слышу там действительно какие-то феноменальные для меня музыкальные идеи. Я даже помню в 2012-м году или 11-м, мы тогда проводили большой концерт на одной из очень крупных московских площадок, я тогда работал на радиостанции, которая делала, но там в основном была попсовая музыка, и был такой большой попсовый сборник, и мы делали этот большой попсовый концерт, на этой большой площадке, всё хорошо, мы с ними подружились. И вот у них «Дорс» приезжает, приезжает Кригер, Манзарек, вместе с ними барабанщик не ездил из первого состава, из золотого состава, я уже запамятовал, как его зовут, и вместо Моррисона какого-то парня нашли похожего, естественно, просто внешне. Ну а уже голос у него было, уж как-то он споет. Конечно, акцент был на Манзарека и Кригера. Для меня это был, конечно, лучший концерт в моей жизни до сих пор, на котором я был. Потому что я вживую слушал именно музыку. Мне вот в «Дорс» всегда нравилась музыка, эта идея, в первую очередь, Манзарек, наверное, и я стоял... Я просто помню, что меня на этот концерт пригласили, потому что мы очень хорошо сделали этот попсовый сборник. И я стоял, смотрел и понимал, что эта музыка, что это жизнь, она сквозь десятилетия с перерывами и все равно она добралась до меня, к сожалению, после этого концерта Манзарека не стало, ну вот.
Иван Смирнов:
— Представьте, что с вами было бы, если бы вы были на концерте Beatles.
Алексей Пичугин:
— А вот вряд ли, даже если мы сейчас просто представим себе возможность оказаться на концерте Beatles, мне кажется, что я отдам должное в очередой раз тому, что эти парни вот они стоят, играют, но... Но это опять же все вкусовщина.
Иван Смирнов:
— Да, кто так к «Дорс» относится ...
Алексей Пичугин:
— Очень прохладно.
Иван Смирнов:
— Даже не то что прохладно, считает это отвратительнейшей вещью. Из таких музыкантов, известных. Ну на вкус и цвет.
Алексей Пичугин:
— Возвращаемся к музыке, напомним, что второй российский гитарный фестиваль Ивана Смирнова открывается завтра в Соборной палате в Лиховом переулке, и продлится он три дня: седьмого, восьмого и девятого сентября, множество замечательных музыкантов в эти дни в разных направлениях и стилях выступят на нескольких московских площадках. Можете все подробности найти на сайте: Иван смирнов.com. А мы слушаем музыку, музыку Ивана Смирнова — старшего. Dream Island это называется.
Иван Смирнов:
— Нет, это уже музыка Ивана Смирнова — младшего.
Алексей Пичугин:
— А, ну извините.
Иван Смирнов:
— Нет, ну тема дедушки, который мечтал папа сделать этот вальс дедушкин. Поэтому получается, что мы эту композицию сделали даже вчетвером. Потому что тема деда, часть аккомпанемента, прием придумал отец, я это все записал, и Миша сделал струнную аранжировку. «Сон- остров». Так и называется моя первая сольная пластинка.
Алексей Пичугин:
— Слушаем.
Алексей Пичугин:
— Иван Смирнов, гитарист у нас в гостях, и сейчас прозвучала композиция Ивана Смирнова Dream Island, «Сон-остров». Оказывается, пока звучала эта композиция, мы обсудили, что это не просто название музыкального произведения, но это ещё и конкретная географическая точка. Где это, Иван?
Иван Смирнов:
— Это в Карелии. И надо начать с такой истории небольшой. Поскольку это дедушкина тема, я думал, как назвать эту композицию. Почему? Ну просто потому, что вальс — это уже не вальс, мы его переделали, и очень долго думали. И выяснилось, что дед ходил в такие походы байдарочные по Карелии, речка Кереть, и как раз был на «Сон-острове». А сон-остров, почему он так называется? Потому что там моряки пережидали шторм, отдыхали, спали. Поэтому мне пришла такая идея. Я вот в этом году, я тоже в Карелию часто езжу, очень люблю это место, и вот как раз у меня получилось там побывать. Непосредственно на этом острове.
Алексей Пичугин:
— Я, пока вы говорите, просто посмотрел, пишут в интернете, что это такое место, «Сон — остров», и почему он получил такое название, потому что Белое море оно разным бывает, бывает очень спокойным, я сам много раз наблюдал его в приливах и отливах. Бывает очень неспокойное, и вот «Сон — остров» — это место где поморы, рыбаки отдыхали после своих долгих выходов в море. Сон, спокойствие, там можно было отдохнуть, видимо, это ещё и залив такой, как я понимаю, небольшой, нет?
Иван Смирнов:
— Наверное, так мне сложно сказать.
Алексей Пичугин:
— Вот там можно было отдохнуть. То есть название композиции вплотную относится к географическому пересечению?
Иван Смирнов:
— Да.
Алексей Пичугин:
— А почему Карелия? Или вы туда с детства ездили?
Иван Смирнов:
— Нет, не с детства, с детства я слышал об этом. Туда ездил дед, о чем я до этого сказал. И также Алексей Николаевич, средний брат папы, и отец Дмитрий тоже бывали в этих местах. И ходили в походы с отцом. В смысле с дедом. А я. Меня как-то позвал мой двоюродный брат, я один раз съездил и всё, я теперь не могу жить без этой природы и вообще без Карелии. Потому что там потрясающие места. И Белое море... Как поморы говорят: «не влюбляйтесь в Белое море», но уже поздно.
Алексей Пичугин:
— Но это правда. Потому что это опасная любовь — Белое море. У меня много знакомых, которые переживали роман с Белым морем, у всех он по-разному закончился. Трагических историй, конечно же, нет ни у кого, но у всех он по-разному заканчивался или не заканчивался, но что-то в нём есть коварное, непростое.
Иван Смирнов:
— Бывает.
Алексей Пичугин:
— Потому что если вы там родились и живёте, на севере, на берегах Белого моря — это ваше. А если вы приезжаете из Москвы, например, на Белое море и сумели его полюбить, стали уже чувствовать себя как дома — это ложное ощущение. У Белого моря, если вы не родились там, вы всегда будете в гостях.
Иван Смирнов:
— Но с нами всегда гид. Такой, что мало не покажется. Это тоже наш дальний родственник, который как раз вот из поморской семьи, очень такой большой семьи, раскулаченной и который помнит очень многое, и знает очень многое, и видел такое в море, переживал, что это вообще. Поэтому с ним, и дай Бог ему здоровья, хотя он уже в преклонном возрасте. С ним как-то не страшно.
Алексей Пичугин:
— То есть они до сих пор ходят в море эти люди?
Иван Смирнов:
— Да, ему вот уже за 70. А он ходит и ещё как.
Алексей Пичугин:
— Просто мы недавно обсуждали поморов, мне говорят, что нет, это все уже не то, рыбные колхозы убили поморскую культуру. Потом рыбные колхозы они хотя бы были какими-то рыбными, а сейчас уже все кому это нужно? Уже траулерами ловят. Но всё-таки нет, значит есть люди? А на чем они выходят в море?
Иван Смирнов:
— Нет, они уже, конечно, выходят не на деревянных вот этих лодках, хотя он из тех, кто ещё на деревянных лодках сплавлялся. Но он как раз именно из тех поморов, я со стороны просто вижу, как он молится. Это вообще. Он как будто перед Христом стоит.
Алексей Пичугин:
— Ну вот представляете, какие там стихии бывают?
Федора Конюхова, отца Федора Конюхова спрашивали, он неоднократно на этот вопрос отвечал, ему сколько приходилось там в одиночку в океане путешествовать, в том числе и во время неспокойных штормов сильных. И конечно, он говорил, что ощущение Бога максимально близко. Я думаю, что у поморов, которые сталкивались с этим, тоже так. И кстати, поэтому очень многие священники, опять же нам здесь в студии светлого радио приходилось говорить со священниками, которые служили у поморов, что поморы и священников далеко не всех принимают, потому что не все проходят эту проверку на прочность. Одно дело, когда ты в каких-то стерильных условиях, в спокойных, а другое дело, когда это в условиях обнаженной совершенно стихии, природы чистой. И люди там тоже, мне кажется, вот с такими характерами. Так всё-таки на чем они в море ходят?
Иван Смирнов:
— Ну кто на чем. Кто на «прогрессе», кто да казанках, кто на чем. В этот раз мы вообще взяли с собой свой катер. Везли, так что у нас было много катеров разных.
Алексей Пичугин:
— Но это все всегда связано с ловлей рыбы?
Иван Смирнов:
— Ну да, и с этим тоже, конечно.
Алексей Пичугин:
— Давайте ещё раз вернёмся. Мы просто сейчас послушали композицию «Dream Island», Замечательную совершенно, «Сон-остров», и ушли в сторону Карелии. Хотя это тоже безумно интересно. И когда ты говоришь о гитарной музыке, слушаешь гитарную музыку, ты в последнюю очередь, наверное, думаешь, что это было создано под влиянием таких мест как «Сон-остров», Карелия. Это не значит, что эти места не могут вдохновлять, но мне все равно какие-то другие инструменты представляются. Но вот здесь гитара, и поэтому, конечно, грех было не поговорить про это тоже. Времени у нас остается все меньше, сейчас мы послушаем последнюю чудесную композицию. Это моя, наверное, одна из самых любимых композиций в творчестве Ивана Смирнова-старшего, «Долгое озеро». Но перед этим напомним ещё раз, что гитарный фестиваль, второй гитарный фестиваль Ивана Смирнова седьмого, восьмого и девятого сентября пройдёт в Москве, 7 сентября в Соборной палате в Лиховом переулке, ближайшее метро Цветной бульвар, в 7 вечера начало, программа «От Баха до Смирнова», 8 сентября в клубе Игоря Бутмана, Верхняя Радищевская 21, джаз-фьюжн, Таганка, метро Таганская ближайшее, 9 сентября в 7 вечера в кафе X-libris рядом с чистыми прудами на Тургеневской, в Тургеневской библиотеке, фолк — концерт, если погода позволит open Аir, если не позволит, внутри библиотеки, Бобров переулок, шесть, строение один. Приходите, чудесная гитарная музыка, множество прекрасных исполнителей сыграют свои произведения, произведения Ивана Смирнова. У нас в гостях сегодня был Иван Смирнов- младший, и мы говорили про фестиваль, про гитарную музыку, про гитару, и даже про Карелию успели поговорить. И в завершение нашей программы слушаем прекрасную композицию «Долгое озеро». Спасибо и до новых встреч, до свидания!
Иван Смирнов:
— Всего доброго!
Все выпуски программы Светлый вечер
Город Нижний Новгород
«Купно за едино» — этот лозунг был рожден на Волжских берегах во времена Смутного времени в начале XVII века, когда русские люди встали на защиту своего Государства, Православной веры, объединившись под знамена Второго народного ополчения, которое из города Нижний Новгород выдвинулось на Москву, и освободило Столицу от власти интервентов и захватчиков. «Купно за едино», «Вместе за одно», — эти слова объединяют и в наши дни всех людей, которые любят и дорожат своей Родиной, и стараются что-то сделать для её защиты. В непростое время мы живём. Не только военные действия, но и угрозы, связанные с проблемами зависимостей, сквернословия, обмирщения русского человека ставят нас перед выбором — будем ли мы равнодушно смотреть на то, что наши дети возрастают не на идеалах добра и красоты, а идут на поводу самых низких стереотипов и привычек, или «Купно за едино» станем что-то делать, чтобы украшать нашу Русскую Землю. В Нижнем Новгороде таких дел, которые являются примером для всех, накопилось немало. В нашей программе мы рассказываем не только об истории и достопримечательностях города Нижний Новгород, но и о тех проектах, которые осуществляются трудами Нижегородской Митрополии. Это и центры «Трезвение», и проекты «Россия без сквернословия» и «Ковчег фронту». В программе участвуют настоящие нижегородцы, вдохновители «третьего ополчения», которое рассылает свой клич по всем городам России. А также мы расскажем о святом, которого называют Нижегородским Чудотворцем — Преподобном Иоасафе, чьи мощи пребывают в Храме Преображения Господня на месте старопечерского монастыря, где есть целебный источник.



Иоасафа Нижегородского чудотворца


во Всероссийский день трезвости


у памятника святого Благоверного Великого Князя Георгия и Святителя Симона


Все выпуски программы Места и люди
Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде»

— Маргарита Константиновна, спасибо, что пригласили меня в Музей русского импрессионизма! Я сегодня вечером еду к родственникам в Нижний Новгород. Чемодан уже собрал с утра. Время ещё есть, и я рад провести его в таком замечательном месте.
— А вы раньше бывали в Нижнем, Леонид Сергеевич?
— Да вот, как-то всё не доводилось. Обычно родственники ко мне в Москву приезжают. А теперь вдруг к себе позвали. Ну, а я с удовольствием. Люблю новые места, новые впечатления. А в Нижнем Новгороде есть, на что посмотреть!
— О, безусловно! Один из древнейших городов России. Видами и архитектурой Нижнего Новгорода вдохновлялись многие живописцы.
— А вот интересно, есть ли здесь, в Музее русского импрессионизма, какое-нибудь полотно с изображением Нижнего Новгорода?
— Есть, Леонид Сергеевич! Вот, взгляните — справа от вас, в резной раме бронзового цвета.
— Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде». 1919 год.
— Пётр Иванович Петровичев был одним из значимых живописцев первой половины ХХ века. Ученик Исаака Левитана, Валентина Серова и Аполлинария Васнецова. В технике импрессионизма — свободной, фактурной — он изображал лирические русские пейзажи. Особенно любил писать с натуры памятники древнего зодчества. Петровичева неспроста называли певцом русской старины.
— Маргарита Константиновна, вы сейчас для меня открыли нового удивительного художника! Я о нём раньше не слышал.
— Без Петра Ивановича Петровичева просто невозможно представить отечественную пейзажную школу. Он умел своим искусством тонко передать зрителю лирическое своеобразие русского пейзажа.
— Это вы точно сказали, Маргарита Константиновна! Смотрю на картину, и прямо ощущаю этот простор! Широкая улица, старинные здания, Волга вдалеке поблёскивает синей гладью. А на переднем плане картины, слева от зрителя — белокаменный храм с шатровой колокольней. Судя по названию полотна — это и есть церковь святого Иоанна Крестителя.
— Да, один из древнейших храмов Нижнего Новгорода. Есть версия, что это с его паперти в 1612 году, в Смутное время, нижегородский купец Кузьма Минин призывал горожан сплотиться и защитить Москву от польских захватчиков. Правда, тогда церковь была ещё деревянной. Каменный храм, который мы видим на картине, построен на его месте в 1683 году. Кстати, правильное, полное название храма — церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу.
— А, так видимо, отсюда и название улицы — Рождественская! А почему — «на торгу»?
— А вот, видите здание с колоннами? Это типичные старинные торговые ряды. Да и на первых этажах соседних домов тоже угадываются лавочки и магазины. Возле них снуёт народ. Перед нами — торг, то есть, рынок, базар. Ну, а раньше на торгу обязательно стоял храм. Чтобы люди в будничной суете не забывали о Боге.
— Вон оно что! Да, теперь заметил. Наверное, эти детали от меня ускользнули, потому что я на краски засмотрелся. Удивительные! Где-то почти прозрачные, где-то яркие. Жизнерадостный пейзаж!
— А знаете, искусствоведы давно подметили, что творчество русских живописцев, воспитанных на иконописи, как правило оптимистично по настроению.
— Петровичев учился иконописи?
— Да, художник начинал с неё. Ещё подростком он поступил в иконописную и резную школу при Ростовском музее древностей. А уже потом, в 1892 году — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
— Теперь понятно, почему от картины словно исходит внутренний свет! Кстати, Маргарита Константиновна, вы не знаете, сохранился ли храм Рождества святого Иоанна Предтечи до нашего времени?
— Сохранился! И выглядит сейчас практически так же, как на этом полотне Петра Ивановича Петровичева. Так что вы, когда приедете в Нижний Новгород, без труда его найдёте.
— Кстати, до отправления-то осталось всего ничего! Как незаметно время пролетело. Ещё раз спасибо вам, Маргарита Константиновна, за приглашение в Музей русского импрессионизма. И за то, что познакомили меня с замечательным художником, Петром Петровичевым.
— Ангела хранителя вам в дорогу, Леонид Сергеевич!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Павел Трубецкой. «Мать и дитя»

— Маргарита, посмотри какая необычная скульптура! Впрочем, не удивлена: мы ведь с тобой в московском Музее русского импрессионизма.
— Да, вижу, Оля! Работа Павла Петровича Трубецкого. Или Паоло Трубецкого, как сам он часто подписывался, потому что был наполовину итальянцем. Он жил и творил в конце 19-го — первой половине 20-го века. Скульптурная композиция называется «Мать и дитя».
— Вообще-то я думала, что импрессионизм — это стиль живописи. А тут — скульптура... Неожиданно.
— Правда, скульптурный импрессионизм — довольно редкое явление. Павел Трубецкой, пожалуй, один из немногих его представителей. Для импрессионизма характерно своеобразное видение натуры. Однако у Трубецкого оно гармонично переплетается с вполне классическими художественными приёмами.
— Я как раз на это и обратила внимание! Фигуры женщины и ребёнка — их головы, лица, руки — вроде бы выполнены в привычной реалистичной манере. Но в то же время скульптура выглядит как будто слегка незавершённой, не до конца отточенной. Кажется, на ней заметны даже вмятины от ладоней мастера, и видно, как двигались его руки. Где-то эти движения резкие, неровные. Где-то — наоборот, плавные.
— И этим контрастом скульптор создал потрясающую динамику. Тем более это поразительно, что материал композиции — не мягкая и податливая глина, а довольно непростая для такой работы бронза.
— Бронза? Никогда бы не подумала! Композиция выглядит лёгкой, воздушной. А знаешь, Маргарита, ведь эта своеобразная небрежность, незаконченность, создаёт удивительный скульптурный рельеф. Благодаря им с любого ракурса на изваянии видна игра света и тени. Кажется даже, что женщина и мальчик двигаются!
— Ты права, Ольга. Из-за необычной техники границы скульптуры как бы размываются, фигуры приобретают внутреннюю экспрессию, можно сказать — «оживают». Это свойство работ Трубецкого отмечал живописец Илья Репин. Он называл творчество Павла Петровича искренним, трогательным, а главное — жизненным. Таким и было творческое кредо самого Трубецкого: «видеть поэзию жизни во всём, что окружает».
— Скульптура лиричная, одухотворённая. А кто же они, эти «Мать и дитя»? С кого Трубецкой их лепил? Или это просто фантазия скульптора?
— Нет, Оля, не фантазия. Павел Петрович запечатлел горячо любимую супругу Элин и их единственного сына Пьера.
— Чувствуется огромная любовь, с которой скульптор создавал своё произведение!
— Да! Трубецкого неспроста называли искренним художником. Коллеги-современники утверждали: по работам Павла Петровича можно с большой долей вероятности определить его отношение к модели.
— А ещё почему-то — печаль...
— В 1908-м году, буквально через несколько месяцев после того, как скульптор начал работу над композицией «Мать и дитя», его сын Пьер заболел и скоропостижно скончался. Мальчику было всего два года...
— Творчество помогло художнику пережить горе?
— Помогло, и потом не раз ещё помогало. В 1927 году супруга Трубецкого, Элин, тяжело заболела. Скульптор нашёл лучших врачей, пробовали всё возможное, чтобы её вылечить. Однако женщина умерла. Всю оставшуюся жизнь Павел Петрович воплощал в своём творчестве образ любимой жены и сына.
— А где можно увидеть эти его скульптуры?
— Ну, например, в итальянском городе Палланца есть монумент работы Трубецкого — мемориал павшим в Первой Мировой войне. В одной из его скульптурных групп — женщине с ребёнком — просматриваются черты Элин и Пьера.
— И всё же, несмотря ни на что, от работы Трубецкого «Мать и дитя» веет светлым настроением.
— Скульптор говорил: «Как после ненастья всегда показывается солнце, так и радость всегда побеждает в жизни и творчестве». Трубецкого называли художником-оптимистом, который с детской непосредственностью умел всюду находить красоту.
— И нас с тобой, Маргарита, скульптор Павел Трубецкой сегодня научил видеть её по-особенному.
Все выпуски программы Свидание с шедевром











