
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 182 зач., VI, 11-16.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие, говорю, как детям, распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет смысла отрицать того факта, что христианство довольно быстро распространилось по территории Римской империи и за её границы. Христианские церкви появились во всех крупных городах Средиземноморья и Ближнего востока. Однако бурный рост числа последователей Спасителя не означал автоматического исчезновения язычества. Оно довольно долго отстаивало свои позиции. Последний оплот старой цивилизации вообще пал только в шестом веке, когда в Афинах закрылась знаменитая Академия Платона — ведущее учебное заведение эпохи идолопоклонничества.
Наряду с радикальной языческой оппозицией христианство встречало на своём пути и иные формы... Нет, не сопротивления. Скорее — желания совместить веру во Христа с привычкой обращаться к богам многочисленного греко-римского пантеона. В особенности в тех ситуациях, когда речь шла о какой-то болезни или о несчастной любви, например. Подобное поведение было свойственно некоторым христианам города Коринф, где в течение полутора лет проповедовал апостол Павел и где его трудами возникла многочисленная поместная церковь.
После отбытия Павла из Коринфа некоторые его ученики стали отчасти возвращаться к прежнему образу жизни. Так, в случае появления какого-то физического недуга они бежали в святилище Асклепия — языческого покровителя медицины — и приносили жертвы двум его спутницам-змеям. Если что-то не ладилось у какого-то из коринфян на личном фронте, то приношения адресовались уже Афродите. Её капище располагалось в центре города. А местные жрицы оказывали не только религиозные, но и некоторые иные услуги, о которых в эфире лучше подробно не говорить.
Когда апостол Павел узнал, что творят христиане Коринфа, печали его не было предела. Не имея возможности вернуться в город, святой направил местной церкви обширное послание, наполненное сожалением, увещеваниями и, конечно же, праведным возмущением. Говоря о двоеверии своих учеников, Павел использует интересный образ сердечной тесноты. С одной стороны, он (этот образ) указывает на наличие в жизни коринфян несовместимых стремлений — попытки одновременного служения истинному Богу и идолам. С другой стороны, сердечная теснота обозначает собой невыносимый груз отягчённой грехом совести, отсутствие радости жизни из-за предательства Христа.
Благодаря вразумлению апостола Павла Коринфская церковь, в конце концов, преодолела пережитки языческого сознания и вернулась к истинной вере. Но историческая ситуация, о которой мы узнали, не осталась единичной. Чего уж скрывать, по большому счёту, мы сами находимся в похожем на коринфян положении. Думаю — слушателям прекрасно известны случаи, когда один и тот же человек сначала гордо называет себя православным христианином, а затем без каких-либо колебаний обращается к экстрасенсам, гадалкам, знатокам оккультных наук. Что это как не двоеверие, не попытка одновременного служения Богу и дьяволу? Стоит признать, что многие наши современники в этом отношении мало чем отличаются от древних коринфян.
Почему такое поведение осуждается Церковью? Не потому, что Бог накажет или будет мстить. А потому что сам человек наносит себе вред, обращаясь к тёмным силам, а ещё — воспринимая религиозное как какую-то сферу услуг или супермаркет. Вот на этой полке лежит жизнь вечная, а вон на той средство от головной боли. Сложу-ка я всё в одну тележку. Во-первых, Бога в тележку не положишь, а во-вторых, в отношениях со злыми силами за все оказанные услуги приходится платить. Здоровьем, разумом и, наконец, душой. Поэтому обращаться за помощью нужно только к Богу, не обрекая своё сердце на тягостную пустоту, но, наоборот, наполняя его благодатью и радостью от Господа.
«Музыка и вера». Амвросий Тарасов

Гостем программы «Вечер воскресенья» был музыкант, доцент кафедры народного инструментального искусства Санкт-Петербургского института культуры Амвросий Тарасов.
С пяти лет он играет на балалайке, сейчас преподаёт, выступает с оркестрами и ансамблями, а также руководит Всероссийским конкурсом-фестивалем «Балалайка во фраке». В 2025 году фестиваль проходит во второй раз — с 25 по 31 октября в Петербурге при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Амвросий рассказал о своём пути в музыку, о вдохновляющих учителях и учениках, о том, как меняется восприятие искусства с возрастом и почему народная музыка снова вызывает интерес у молодёжи. Также наш гость поделился воспоминаниями о детстве в семье священника, о помощи отцу в алтаре и о том, как вера, заложенная с ранних лет, становится личным опытом.
Кроме того Амвросий говорил о радости отцовства, которое, по словам музыканта, стало для него самой настоящей «точкой полноты жизни».
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Суета и духовная жизнь». Прот. Григорий Крыжановский, Евгения Белонощенко, Сергей Комаров
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, основательница сети развивающих клубов для детей Евгения Белонощенко и публицист, катехизатор, главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров размышляли о том, что такое суета, как она влияет на жизнь человека, в том числе, на ее духовную сторону.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение