
Апостол Павел
2 Кор., 173 зач., III, 4-11.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет Ветхий Завет Новому. Для него речь идёт далеко не о книгах, которые позже христиане объединили под одной обложкой под общим названием «Библия». Речь идёт о двух образах жизни.
Слово «завет» означает какой-либо союз, соглашение, которое заключается между двумя сторонами. Благодаря этому они вступают в новые отношения. Так, например, заветом можно считать брак между мужчиной и женщиной, которые выходят на иной уровень социальной и личной ответственности по сравнению с прошлой жизнью. Итак, в чём же отличие двух заветов, которые Господь на протяжении истории заключал с людьми?
Ветхий Завет в своей основе имел текст закона. Его автором считается пророк Моисей, который на горе Синай примерно в середине второго тысячелетия до Рождества Христова получил десять заповедей, записал буквами древнееврейского алфавита и передал еврейскому народу. В отличие от него Новый Завет имеет в своей основе силу Божественной благодати, которую получили апостолы в день Пятидесятницы. Если ветхий закон был чем-то внешним по отношению к человеку, он предлагал лишь инструкции, которыми могли руководствоваться люди в своём внешнем поведении, то в Новом Завете действие Духа меняло само человеческое сердце. Когда человек просто исполняет требования буквы закона, он внутренне может с ними не соглашаться. Когда душу наполняет благодать Духа, завет становится внутреннем содержанием человека. Он живёт по заповедям Бога не потому, что его принуждает система установленных правил, а потому что от всего сердца горит этим желанием. Это его внутренний мотив. То есть Ветхий Завет изменил лишь внешнее поведение человека, а Новый — саму его природу.
Ещё одно отличие заключается в том, что Ветхий Завет видит в Боге Справедливого Судию. Порой беспощадного. Его отношения с человеком носят преимущественно юридический характер. По сути, вся жизнь людей, которые вступали с Ним в завет, превращалась в попытки не нарушить систему запретов, чтобы не прогневать Творца и не лишиться Его милостей, не оказаться на скамье подсудимых за нарушение закона. Новый Завет даёт людям иной опыт. Бог — любящий отец. Как к Нему обращается по-арамейски Христос, «авва», то есть «папа». В основе нового союза отношения жертвенной любви. Бог не только создал человека, но и отдал Свою жизнь на кресте, чтобы вернуть его, блудного ребёнка, домой, к Себе. Здесь нет и капли юридизма. Лишь сыновне-отеческие отношения.
Не следует думать, что коль мы родились и живём в эпоху Нового Завета, коль приняли крещение, мы автоматически становимся полноценными участниками этого союза. Даже будучи православными христианами, мы нередко продолжаем воспринимать Творца исключительно как грозного, карающего Судию, который, словно тюремный надсмотрщик, стремится наказать нас за наши промахи и неудачи. Нередко именно этим ощущением мы неосознанно руководствуемся в своей церковной жизни, в соблюдении многочисленных ритуальных правил и предписаний устава. Именно так мы смотрим на церковные таинства. Для нас это нечто, что позволяет нам очиститься, чтобы стать достойными участниками договора. Такая модель религиозного сознания неизбежно отражается не только на нас, но и на наших близких, который мы порой душим своим суровым христианством. Увы, но некоторые люди живут в Церкви с таким мироощущением до самой смерти. Они так и не находят ту дверь, которая позволила бы им стать не участниками юридического договора, а детьми, которые имеют право на ошибку, но которых Отец всё равно готов принять в любой момент в Свои любящие объятия. Зачастую мы не имеем того опыта свободы, которая есть у сына правителя в отличие от его слуг, рабов и партнёров по бизнесу. Однако войти именно в этот опыт нас и призывает сегодня апостол Павел. Ведь у нас есть всё необходимое для этого. В первую очередь Евангелие Христово, которое показывает, что конкретно нужно делать, чтобы радикально изменить свою жизнь. Какие практические действия необходимо совершать по отношению к людям, чтобы Дух Божий наполнил нас Своим светом, сделал бы полноценными участниками Нового Завета и мы вошли бы в радость свободы Царства нашего Небесного Отца.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема