Деян., 32 зач., XIII, 13-24.
Глава 13.
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим проповедь апостола Павла в синагоге Антиохии Писидийской, города, который находится в западной части Малой Азии. Вместе с апостолом Варнавой, ещё в Антиохии Сирийской они были избраны Духом Святым для того, чтобы проповедовать Евангелие, они должны были обращаться к иудеям, которые жили в диаспоре, а также язычникам. И так, прибыв в очередной город в субботу, они пришли в синагогу. После чтения пророков и писания, что было основой любого собрания, начальники синагоги предложили апостолам сказать слово. Это не означало личного знакомства, но было знаком простого уважения к гостям. В свою очередь они увидели в этом возможность проповеди, для которой и были посланы.
Обращаясь к слушающим, апостол Павел кратко пересказывает им историю, которую любой иудей знал с детства. Сегодня, мы привыкли жить в мире, который постоянно обрушивает на нас все новые и новые потоки информации. И нам может показаться чем-то странным и излишним то, что он делает. На самом же деле его слова были очень важны, потому что они задавали систему координат, в которых существовал народ. Они означали, что народ живёт не просто так, что у него есть миссия, есть путь, который он должен пройти. Языческая империя была постоянным соблазном, предлагала самые разные жизненные стратегии и нужно было постоянное усилие со стороны иудеев, чтобы сохранить верность Богу.
Итак, апостол говорит об истории иудейского народа. Речь Павла очень краткая, хотя самые важные вехи он упоминает. Бог избирает праотцев, иудеи попадают в Египет, а затем выходят из него... Они путешествуют по пустыне, избирают царя, сначала неправедного и отверженного, затем праведного и живущего по заповедям... Наконец, апостол переходит к самому главному: из потомков Давида рождается Спаситель Иисус, чьё явление проповедовал известный многим пророк Иоанн Креститель. При этом во всей речи апостола, есть несколько важных черт: во-первых, главным действующим лицом в истории народа оказывается Бог! И во-вторых, говоря о самых разных сюжетах, он не акцентирует внимания на несовершенствах людей.
Именно Бог избрал праотцев, Он возвысил народ в Египте, вывел их и питал в пустыне, давал им царей и воздвиг из среды потомков царя Давида Иисуса. В этой речи нет ни сомнений Авраама, ни возмущений народа в пустыне, ни грехов Саула или даже самого Давида... Всё это было в их жизни, но всё это было не главным, потому что несмотря на их несовершенства, Бог вёл их к цели, которая заключалась во Христе.
В истории нет идеальных ситуаций. Люди немощны и несовершенны. Однако Бог приходит не ради совершенных, но действует в истории вопреки всем несовершенствам. Он восстанавливает и исцеляет, поднимает расслабленных и возвращает зрение... Не только конкретным людям, но и целым народам, если они готовы, признать Его и пойти за Ним.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 265 зач., II, 9-14
Комментирует священник Антоний Борисов.
Даже самое радостное и благородное служение не обходится без приложения усилий. Во всяком случае, так обстояло дело со служением апостольским. Ученикам Христовым пришлось преодолеть множество трудностей, исполняя возложенную на них миссию — проповедовать Евангелие всему миру. Доказательство этому мы можем найти в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
Апостол Павел, автор прозвучавших строк, был не только самым настоящим интеллектуалом и блестящим ритором. Павел никогда не чурался физического труда. Более того, был к нему приучен и с удовольствием осваивал различные ремёсла. Во время пребывания в греческом городе Коринфе Павел, например, изучил профессию мастера-изготовителя особых корабельных палаток. То есть шатров или тентов, которыми закрывали палубы, чтобы солнце или дождь не повредили ценные товары.
В прозвучавшем отрывке из первого послания к христианам города Фессалоники апостол объясняет, для чего ему понадобилось трудиться руками. В течение всего времени пребывания в городе Павел, не желая никого отягощать, зарабатывал себе на хлеб сам, усердно трудясь в вечернее и ночное время, чтобы днём проповедовать Евангелие Христово. Апостол, на первый взгляд, шёл наперекор собственным принципам. Ведь в других своих текстах он отстаивает право христианского проповедника жить за счёт пожертвований. Но проявляя подобную милость к иным, к себе Павел, как кажется, относился строго. Или даже сурово.
Апостол учитывал следующее обстоятельство. Ему первому выпала ответственность проповедовать на европейском континенте в условиях языческого большинства. И эта новая паства часто руководствовалась требованиями, которые предъявлялись к античным мыслителям и философам, совмещавшим свою наставническую деятельность с каким-либо ремеслом. Павлу, надо сказать, подобное соединение духовного и бытового не было в тягость. Ведь ветхозаветный раввин, которым Павел до обращения в христианство являлся, обязан был владеть какой-то профессией, чтобы ни от кого в материальном плане не зависеть.
Давало ли всё перечисленное Павлу почву для самолюбования? Вовсе нет. И упоминает апостол о своих трудах по одной единственной причине. Ссылаясь на собственный опыт, опыт ближайшего ученика Христова по духу, Павел призывает своих читателей думать не только о своих нуждах, но и о том, как наши поступки, образ жизни влияют на окружающих. И настоящий христианин, с точки зрения апостола, не должен никого утруждать, жить за чей-либо счёт тогда, когда вполне сам может заработать себе на кусок хлеба.
Надо сказать, что избранная Павлом тактика принесла добрые результаты. Фессалоникийцы, увидев нестяжательность апостола, отсутствие в его проповеди какой-либо меркантильной составляющей, стали принимать крещение, вошли в состав нового народа Божия — Церкви Христовой. Эти люди приняли проповедь Павла не как слово человеческое, а как слово Божие. Потому что видели и ещё одну вещь — как горит огонь веры в сердце проповедника Христова. Как он сам пылает удивительным духовным счастьем и готов окружающих одарить этим согревающим и животворящим пламенем благодати Святого Духа.
Прозвучавшие строки из первого послания апостола Павла к фессалоникийцам учат нас тому, как важно соединить правую веру с правым делом. Чтобы не только на словах, но и на практике, каждый день жизни, соответствовать высокому званию православного христианина. Да. Подобное невозможно без усердного ежедневного труда. Но результат точно превзойдёт все ожидания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь семьям, живущим в прифронтовых населённых пунктах
Фонд «Ясное дело» опекает семьи и одиноких пожилых людей в Луганской Народной Республике. Регулярно собирает помощь и отвозит тем, кто в ней нуждается. Чаще всего это продукты и вещи.
Сегодня поддержки фонда ждут несколько семей, чьи населённые пункты находятся неподалёку от зоны боевых действий. В таких опасных условиях, часто без воды, электричества и связи люди всё равно продолжают жить — воспитывают детей, занимаются хозяйством, работают и заботятся друг о друге. Они не могут отсюда уехать по разным причинам.
Бабушка Тамара Ивановна — одна из подопечных проекта «Ясное дело». Она растит двух внучек и внука — их родители погибли. Вместе с ребятами женщина разбила небольшой огород и завела кур, за счёт этого маленького хозяйства семья выживает. Сейчас бабушке и внукам не хватает самого элементарного — еды, тёплой одежды и постельного белья.
Ещё один подопечный фонда — 5-летний Богдан. Мальчик тяжело болен и не может самостоятельно ходить. Он нуждается в специальных памперсах, которые здесь, в прифронтовой зоне, достать невозможно. Родители стараются обходиться подручными средствами, но это сложно. Кроме того, мальчику необходима качественная медицинская помощь.
Сейчас на сайте фонда «Ясное дело» открыт сбор для помощи нескольким семьям из Луганской Народной Республики. Им нужны продукты, вещи, лекарства, средства ухода и многое другое. Чтобы узнать об этом больше и поддержать тех, кто оказался в беде, переходите на сайт фонда, в раздел «Срочная помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к ближним в творчестве Л.Н.Толстого». Максим Калинин
У нас в студии был филолог, переводчик, специалист по сирийским святым Максим Калинин.
Разговор шел о взглядах Льва Николаевича Толстого на то, каким должно быть отношение человека к ближним, как это отражено в его рассказе «Хозяин и работник», а также мы размышляли, как могло бы измениться мировоззрение Толстого, если бы он был знаком с творениями сирийских святых отцов, в частности Исаака Сирина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер