Главный герой картины Михаила Нестерова «Пустынник» — монах Гордей из Троице-Сергиевой лавры. Художнику пришлось долго уговаривать старца позировать ему. Слава Богу, он согласился, и живописцу удалось запечатлеть светлый образ его чистой души.
— Настенька, здравствуй! Рада снова видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Как хорошо, что мы встретились! Я хотела с вами поделиться. Нам учительница рисования на уроке посоветовала, приходя в художественный музей, сосредоточить внимание на какой-то одной картине. Но ведь тогда не увидишь многих других произведений! Как вы думаете?
— Я думаю, что учительница дала мудрый совет. Беглое рассматривание десятков полотен не даст уму и сердцу столько пищи, сколько подарит вдумчивое знакомство с одной картиной. Если какое-то произведение искусства привлекло твоё внимание — остановись перед ним, прислушайся к своим чувствам, поразмышляй над тем, что хотел сказать художник. Не стоит спешить в другие залы музея.
— Вы меня успокоили! А то я застыла возле картины Михаила Нестерова «Пустынник», и не могу отойти. А сама переживаю, что больше ничего не увижу сегодня.
— Переживать не о чем. А от картины «Пустынник» и в самом деле трудно оторваться. Я сама не раз подолгу созерцала образ старенького монаха на фоне неяркого осеннего пейзажа над рекой. Это первая значительная работа Нестерова. Михаил Васильевич написал её в 1888 году, ему было на тот момент всего двадцать шесть лет. Но в картине уже присутствует неповторимый авторский стиль, в ней проявилось умение живописца затронуть струны в душах людей.
— Вот точно — струны! У меня как будто грустная мелодия в душе звучит. Вам тоже жалко этого старичка?
— Нет, я не испытываю жалости, когда смотрю на героя картины.
— Но почему? Вы только посмотрите, какой он старенький — весь седой, как тяжело опирается на палку. И одет бедно, не по погоде. На ногах у него лапти, подвязанные верёвками. А ведь на улице холодно — деревья жёлтые и снег лежит на пожухлой траве.
— Да, на картине изображена поздняя осень. Лес на горизонте почти утратил свой золотой наряд, и тропа заиндевела. Но монаха согревает молитва. Согревает, утешает, радует. Взгляни на выражение его лица — сосредоточенное и спокойное.
— А что за накидка на плечах у старичка? Тонкая, прозрачная...
— Это мантия, часть монашеского облачения. Она символизирует силу Божию, покрывающую монаха, её ещё называют плащом спасения. Старец поднял руку, и ткань просвечивает на солнце. В этой прозрачности край мантии стал похож на крыло. Так Михаил Нестеров подчеркнул окрылённость своего героя, его устремлённость к миру горнему, отрешённость от всего земного.
— Маргарита Константиновна, а известно, что это за старец? Откуда он, как его зовут?
— Да, Настенька, известно. На картине Михаила Нестерова изображён монах по имени Гордей из Троице-Сергиевой лавры. Художник часто приезжал паломником в этот монастырь. Однажды на богослужении он обратил внимание на старца, лицо которого светилось добротой. Михаил Васильевич стал уговаривать скромного инока позировать для картины. Тот долго отказывался, но потом всё-таки согласился. Нестерову хватило двух сеансов по два часа каждый, чтобы ухватить светлый образ старенького монаха.
— Интересно, а как Гордей стал таким светлым? Что нужно делать, чтобы лицо светилось добротой?
— Конечно же, у монаха никогда не было цели как-то по-особенному выглядеть. Он лишь искал общения с Богом, старался стать к Нему ближе. Для этого есть лишь один способ — покаяние, то есть, преодоление пороков. Взгляни на полотно — монах идёт, попирая собственную тень. И это символ противостояния своей тёмной стороне, страстям, которые мешают уподобиться Христу. Картина Михаила Нестерова «Пустынник» — бессловесный рассказ о том, как рождается святость. И он доступен каждому, кто вдумчиво созерцает это полотно в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.