Главный герой картины Михаила Нестерова «Пустынник» — монах Гордей из Троице-Сергиевой лавры. Художнику пришлось долго уговаривать старца позировать ему. Слава Богу, он согласился, и живописцу удалось запечатлеть светлый образ его чистой души.

«Пустынник» Михаил Нестеров, 1888 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Настенька, здравствуй! Рада снова видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Как хорошо, что мы встретились! Я хотела с вами поделиться. Нам учительница рисования на уроке посоветовала, приходя в художественный музей, сосредоточить внимание на какой-то одной картине. Но ведь тогда не увидишь многих других произведений! Как вы думаете?
— Я думаю, что учительница дала мудрый совет. Беглое рассматривание десятков полотен не даст уму и сердцу столько пищи, сколько подарит вдумчивое знакомство с одной картиной. Если какое-то произведение искусства привлекло твоё внимание — остановись перед ним, прислушайся к своим чувствам, поразмышляй над тем, что хотел сказать художник. Не стоит спешить в другие залы музея.
— Вы меня успокоили! А то я застыла возле картины Михаила Нестерова «Пустынник», и не могу отойти. А сама переживаю, что больше ничего не увижу сегодня.
— Переживать не о чем. А от картины «Пустынник» и в самом деле трудно оторваться. Я сама не раз подолгу созерцала образ старенького монаха на фоне неяркого осеннего пейзажа над рекой. Это первая значительная работа Нестерова. Михаил Васильевич написал её в 1888 году, ему было на тот момент всего двадцать шесть лет. Но в картине уже присутствует неповторимый авторский стиль, в ней проявилось умение живописца затронуть струны в душах людей.
— Вот точно — струны! У меня как будто грустная мелодия в душе звучит. Вам тоже жалко этого старичка?
— Нет, я не испытываю жалости, когда смотрю на героя картины.
— Но почему? Вы только посмотрите, какой он старенький — весь седой, как тяжело опирается на палку. И одет бедно, не по погоде. На ногах у него лапти, подвязанные верёвками. А ведь на улице холодно — деревья жёлтые и снег лежит на пожухлой траве.
— Да, на картине изображена поздняя осень. Лес на горизонте почти утратил свой золотой наряд, и тропа заиндевела. Но монаха согревает молитва. Согревает, утешает, радует. Взгляни на выражение его лица — сосредоточенное и спокойное.
— А что за накидка на плечах у старичка? Тонкая, прозрачная...
— Это мантия, часть монашеского облачения. Она символизирует силу Божию, покрывающую монаха, её ещё называют плащом спасения. Старец поднял руку, и ткань просвечивает на солнце. В этой прозрачности край мантии стал похож на крыло. Так Михаил Нестеров подчеркнул окрылённость своего героя, его устремлённость к миру горнему, отрешённость от всего земного.
— Маргарита Константиновна, а известно, что это за старец? Откуда он, как его зовут?
— Да, Настенька, известно. На картине Михаила Нестерова изображён монах по имени Гордей из Троице-Сергиевой лавры. Художник часто приезжал паломником в этот монастырь. Однажды на богослужении он обратил внимание на старца, лицо которого светилось добротой. Михаил Васильевич стал уговаривать скромного инока позировать для картины. Тот долго отказывался, но потом всё-таки согласился. Нестерову хватило двух сеансов по два часа каждый, чтобы ухватить светлый образ старенького монаха.
— Интересно, а как Гордей стал таким светлым? Что нужно делать, чтобы лицо светилось добротой?
— Конечно же, у монаха никогда не было цели как-то по-особенному выглядеть. Он лишь искал общения с Богом, старался стать к Нему ближе. Для этого есть лишь один способ — покаяние, то есть, преодоление пороков. Взгляни на полотно — монах идёт, попирая собственную тень. И это символ противостояния своей тёмной стороне, страстям, которые мешают уподобиться Христу. Картина Михаила Нестерова «Пустынник» — бессловесный рассказ о том, как рождается святость. И он доступен каждому, кто вдумчиво созерцает это полотно в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Утро в лесу»

Фото: Victoria Tyur / Unsplash
Однажды солнечным зимним утром собралась я покататься на лыжах. Рядом с домом есть небольшой лес, в нём проложена отличная лыжная трасса. Оделась и уже собиралась выходить, как мне звонит мама. Она испекла моё любимое печенье и приглашала на чай. Мы почти месяц не виделись, хотя живём рядом. Из-за будничной суеты часто забываешь о главном, о том, как важно уделять время близким. Договорившись о встрече, я поставила лыжное оборудование обратно в кладовку. И тут меня посетила интересная мысль: а что, если доехать до мамы на лыжах? Наши дома разделяет тот самый лес, в котором есть лыжная трасса. Она предназначалась для профессионалов, но это был будний день, а гонки обычно устраивают в выходные.
До маминого дома километра три. Еду я спокойно, никому не... «Хоп!» — слышу я окрик за спиной. Оборачиваюсь и вижу летящую на меня группу лыжников. Они вот именно, что не ехали, а летели! Сработал инстинкт самосохранения, и я отскочила в сторону. Пронесло!
Оказывается, в этот день всё-таки проходили соревнования. И я нечаянно приняла в них участие. Но главное было не это. Лёжа в сугробе, я услышала, как кто-то шевелится совсем рядом. Оборачиваюсь и вижу белку — в метре от меня. Она запуталась в какой-то сетке и отчаянно пыталась выбраться.
Я с детства боюсь грызунов, но в тот момент мне стало очень жаль несчастное животное. Было понятно, что кроме меня ей никто не поможет. Преодолев страх, я решила действовать. Сняла куртку и накрыла ею белку. Аккуратно придерживая животное одной рукой, другой я распутала сетку. Как только грызун оказался на свободе, он запрыгнул на дерево и умчался вверх по стволу.
Я с облегчением вздохнула и отправилась дальше в путь. Солнечные лучи щедро окрасили золотом мою лыжню. Всем известно, что зимнее солнце светит, но не греет. И руки действительно мёрзли. Но на душе у меня было так тепло...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема