Константин Савицкий написал картину «Встреча иконы» в 1878 году, после Русско-Турецкой войны, в которой погиб муж сестры художника. Вдова с детьми осталась на его попечении. Живописец видел, как сестра молится и это даёт ей силы жить дальше.

— Нина Викторовна?! Здравствуйте! А я всё смотрю, вы это или не вы!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я вас тоже не сразу увидела. В Третьяковской галерее сегодня столько народу! Очень рада встрече.
— И я рада! Мы с вами в последнее время всё больше по телефону общаемся. Но, мне кажется, вы чем-то расстроены?
— Это правда. Помните, я вам рассказывала, что внука в армию призывают? Вчера проводили. Волнуюсь я за него, так неспокойно на сердце. Вот, пришла на картины посмотреть — это меня успокаивает.
— Да, быстро время летит. Внук у вас уже совсем взрослый. То, что вы переживаете и беспокоитесь, вполне понятно. Но сейчас, слава Богу, время мирное. Отслужит, возмужает, вернётся настоящим мужчиной.
— Ох, Маргарита Константиновна, я даже не представляю, как матери и жёны своих мужей и сыновей на войну провожали. Как они жили каждый день с такой тяжестью на душе? Где находили утешение?
— Нина Викторовна, а вы не против, если мы пройдём в 23-й зал. Там есть картина, которую мне очень хочется вам показать. Мне кажется, она сможет ответить на ваш вопрос. Вот она. Полотно художника Константина Апполоновича Савицкого «Встреча иконы».
— Картина прекрасная. Но я пока не совсем понимаю, в чём суть. Мы с вами говорили о войне, о тяжести ожидания... А здесь я вижу, как люди молятся перед иконой.
— Совершенно верно! Ключевая идея этого полотна — молитва. Савицкий написал картину «Встреча иконы» в 1878 году. Только что закончилась Русско-Турецкая война, во время которой погиб муж сестры художника. Вдова с маленькими детьми осталась на его попечении. Так что горе женщины, потерявшей на войне мужа, Константин Апполонович видел своими глазами. И видел, как сестра молится и находит в молитве силы жить дальше. Во время войны Савицкий много ездил по деревням и сёлам в поисках натуры для своих полотен. И не раз становился свидетелем того, как крестьянки молят Бога о своих мужьях и детях, ушедших воевать.
— Теперь я, кажется, понимаю! Посмотрите, ведь на картине почти нет мужчин. Их по пальцам пересчитать можно. Наверное, все на войне. А женщины молятся об их благополучии перед иконой Богородицы. Упали на колени, на их лицах столько надежды. Видно, с какой горячей верой они обращаются к Божьей Матери.
— Константин Савицкий запечатлел момент приезда в село чудотворной иконы. Люди вышли встречать её на дорогу. Кто-то уже склонился в земном поклоне, кто-то ещё бежит, на ходу надевая тулуп. На улице холодно — поздняя осень, день пасмурный. Но лик Божьей Матери словно освещает и согревает всё вокруг. Присмотритесь, икона — самый светлый фрагмент полотна. Народ тянется к Богородице, стремится излить Ей в молитве свою душу. И вы совершенно правы, Нина Викторовна, их молитва — об ушедших на войну. В те годы, когда картина была написана, её исторический контекст казался очевидным. Кстати, коллеги Константина Аполлоновича Савицкого очень высоко оценили его работу. Художник Владимир Стасов говорил, что картина «Встреча иконы» превосходна и полна глубокого содержания.
— Я с ним совершенно согласна! Чувствуется искренность молитвы и духовное единение героев картины. А главное, теперь мне понятно, где находили утешение эти люди. Господь и Богородица были их поддержкой.
— А знаете, Нина Викторовна, что говорил о молитве святитель Иоанн Златоуст? «Молитва сильна остановить войны, прекратить сражения, утишить бури».
— Представьте себе, Маргарита Константиновна, а ведь моя буря и правда утихла! Я имею в виду волнение за внука. Больше не стану унывать, а лучше буду за него молиться. И когда он вернётся из армии, обязательно приведу его в Третьяковскую галерею и покажу картину Константина Савицкого «Встреча иконы».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема