Картину «Иллюминация Московского Кремля» Василий Суриков написал под впечатлением от первой в истории России электрической иллюминации по случаю коронации императора Александра III. Сюжет напоминает о том, что вера в Бога может рассеять любую тьму.

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад Вас видеть!
— Добрый вечер, Леонид Сергеевич! Давненько Вас не было.
— Да, всё никак не успевал после работы зайти. По выходным дела. А недавно узнал, что в четверг и пятницу Третьяковская галерея до 9 вечера работает. Вот и забежал. Кстати, обратил внимание: какая у здания галереи красивая подсветка! Вот что значит, современные технологии! При Третьякове о таком, наверно, и не слыхали!
— Да, вечерняя подсветка у нас действительно замечательная. Я бы сказала — уютная. И всё же вынуждена Вам возразить, Леонид Сергеевич. Традицию светового оформления фасадов зданий можно проследить ещё со второй половины 19 века!
— Неужели!? Это очень интересно! Хотелось бы узнать поподробнее.
— А давайте пройдём с вами в 28-й зал. Там есть кое-что на эту тему. Вот, посмотрите — это картина художника Василия Ивановича Сурикова «Иллюминация Московского Кремля». Суриков написал её в 1883 году под впечатлением от первой в истории России электрической иллюминации по случаю коронации императора Александра III. Вся Москва собралась тогда на Софийской набережной, чтобы увидеть это яркое и захватывающее зрелище.
— Да, действительно, иллюминация поражает. Повсюду огоньки. Кремлёвская стена сияет! И какой удивительный контраст с тёмной водой Москва-реки. А впрочем, нет, она не совсем тёмная. В ней отражается сверкающая от подножия до самого купола колокольня Ивана Великого! Мне кажется, что колокольня — это центр всей картины. Посмотрите, Маргарита Константиновна, как она выделяется. Стены и башни светятся, но они всё равно темнее. А колокольня, словно яркая свеча, рассеивает мрак!
— Соглашусь с Вами, Леонид Сергеевич. Знаете, когда Суриков впервые оказался в Москве в 1877 году, он признавался, что его поразили московские соборы. Он работал над росписью Храма Христа Спасителя. Поэтому не удивительно, что на картине «Иллюминация Московского Кремля» художник сделал акцент именно на колокольне Ивана Великого. Там рядышком и Успенский собор виднеется, видите? Кстати, должна сказать, что такая иллюминация носила не только зрелищный характер. В 19 веке была традиция подсвечивать храмы по большим церковным праздникам. Так люди хотели не только удивить других, но и послужить Богу.
— А ведь и сейчас на Пасху фасады храмов украшают светящейся надписью «Христос Воскресе!». Правда, в 19 веке электричество наверняка было дорогим удовольствием?
— Совершенно верно! Но существовали и другие способы. Если Вы читали книгу Ивана Шмелёва «Лето Господне», то должны помнить, как герои устраивали у себя на приходе пасхальную иллюминацию. Они использовали стеклянные стаканчики, залитые цветным воском. Всё это соединялось специальным огнепроводным шнуром, а потом особым образом размещалось на здании храма. И вот за такое непростое и кропотливое дело люди брались, потому что хотели потрудиться для Бога.
— Да, кажется, я понимаю! А знаете, Маргарита Константиновна, мне думается, что светлая колокольня в центре картины Василия Сурикова как раз и напоминает о том, что в сердце русского человека всегда жива вера в Бога, и эта вера способна рассеять любую тьму. Мне даже строки из Евангелия вспомнились: «Свет во тьме светит и тьма не объяла его...»
— Вы, Леонид Сергеевич, очень тонко чувствуете живопись! А знаете, в этом, пожалуй, и есть феномен картины Василия Ивановича Сурикова «Иллюминация Московского кремля». Вроде бы простой сюжет, городская зарисовка. Но сколько удивительного сможет увидеть и почувствовать тот, кто, кто придёт полюбоваться этой картиной в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











