
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 74 зач., IV, 20 — V, 21.
Глава 4.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Глава 5.
1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него.
16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, наполнен глубокими богословскими смыслами. Одна из важных идей, с которой мы здесь встречаемся, — идея реальности того, что Абсолютный Бог стал подлинным человеком. Мы уже не один раз говорили о том, что апостолы писали свои послания по конкретным поводам. Так они поддерживали верующих, усмиряли разного рода нестроения, которые возникали в раннехристианских общинах, опровергали вероучительные заблуждения. Вот и сегодня апостол Иоанн, обращаясь к последователям Спасителя, разоблачает ересь гностицизма.
Одним из ключевых пунктов мировоззрения гностиков являлось уверенность в том, что материя совершенно порочна. Это средоточие скверны и всего нечистого. Напротив, Дух благ. Поэтому они отрицали ключевую для христианского вероучения истину, согласно которой Бог стал человеком. Или, иными словами, Дух облёкся плотью. Один из гностиков-богословов по имени Церентий учил о том, что Иисус был простым человеком. Божество вселилось в него в момент крещения от Иоанна на Иордане и покинуло перед распятием на Голгофе. В этом случае как жизнь, так и сама смерть Христа теряла всякое значение для нас. Ведь Бог перестаёт тогда быть искупителем человека ценой собственной жизни.
Апостол Иоанн полемизирует с подобными воззрениями. Он говорит, что распятие — это один из ключевых моментов земного пути Спасителя, Который являлся истинным Сыном Божиим и Самим Богом в каждый момент своей жизни и смерти. Поэтому он и говорит: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию... три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном». Слова «вода» и «кровь» имеют отношение к двум важным событиям земной жизни Спасителя. Вода указывает на Его крещение, кровь — на Его распятие. Так Иоанн подчеркивает принципиальную важность этих двух моментов. Кроме того, вода и кровь отсылают прямо к тому, что произошло на Голгофе. В своём Евангелии Иоанн пишет: «Один из воинов копьем пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода». Это опять же подчёркивает важность смерти Христа, глубокий искупительный смысл Его жертвы. Наконец, апостол упоминает о Духе, Он также является свидетелем Божественности Иисуса. Ведь если бы Он не был Богом, который по своему человечеству не умер на кресте, Он не смог бы послать Своим апостолам Святой Дух в день Пятидесятницы. И, с другой стороны, лишь тот человек, в котором живёт Святой Дух, способен поверить в то, что Иисус есть подлинный Мессия, подлинный Сын Божий и подлинный Спаситель, и что в Нём Бог-Творец явил Себя миру.
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 51 зач., XXVIII, 1-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня во время литургии в православных храмах звучит заключительная — 28-я — глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава производит очень оптимистичное впечатление: апостол Павел проповедует в Риме, и нет ничего, что препятствовало бы его проповеди. Однако если мы будем внимательны к словам книги Деяний, то мы увидим очень интересную особенность: благоприятное время для проповеди отнюдь не было благоприятным в жизни проповедника, то есть апостола Павла. Давайте послушаем звучащие сегодня за богослужениям слова Нового Завета.
Глава 28.
1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.
2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.
3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.
4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.
6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.
8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.
9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,
10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.
11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове,
12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.
13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,
14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.
15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.
16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.
18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;
19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.
25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию:
26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.
30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,
31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Как мы только что услышали, книга Деяний святых апостолов закончилась возвышенными и радостными словами: «И жил Павел целых два года на своём иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Однако мы помним, что в это же самое время апостол Павел был под домашним арестом. Конечно, этот арест не был идентичен аналогичной мере наказания в современном мире, но факт остаётся фактом: свобода апостола была существенным образом ограничена. У нас нет оснований полагать, что Павел сильно переживал по этому поводу, он, как и всегда, думал не о собственном благополучии, а о деле евангельской проповеди, условия же для проповеди были благоприятными, правда, апостол сам не мог идти к людям, поэтому люди шли к апостолу.
Нам не дано знать, какое количество верующих приобрела Церковь в те два года, о которых повествует книга Деяний, но кажется вполне очевидным, что эта проповедь была успешной, ведь её благословил Сам Христос, в видении сказавший Павлу: «Как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11).
Апостол Павел явил образец христианского восприятия происходивших с ним злоключений, он не терял веры, не терял доброго расположения духа и оптимизма, присущего всем по-настоящему верующим во Христа людям. В дальнейшем Церковь явила множество людей, которые имели тот же дух, что и святой апостол. В качестве одного из ярких примеров можно привести священномученика Илариона (Троицкого), он пострадал за Христа в 1929 году. Сохранились такие строки, написанные им из одиночного заключения: «Я уже привык не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме, как ты живёшь в своей квартире. Конечно, нелепого в моей жизни и было и есть немало, но нелепое для меня более смешно, чем мучительно. Зато есть у меня преимущества в моей жизни, из-за которых я согласен терпеть и разные нелепости... В самом деле. Имею здесь отдельную келию с достаточным освещением, с почти достаточным отоплением — и всё это бесплатно. Нужно тратить только несколько рублей в месяц, чтобы пансион был достаточным, — конечно, для такого безразличного к этим делам человека, как я. Но главное... самое милое то, что я могу без помехи отдаться своей первой и постоянной любви — науке, с которой жизнь было меня совсем разлучила... Здесь... меня ничто и никто не отвлекает».
Хочется надеяться, что примеры апостола Павла и всех от века просиявших святых помогут нам стяжать тот же самый христианский дух, помогут научиться во всём и всегда находить пользу для наших бессмертных душ!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Евгений Онегин»: драма потери себя». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о драме потери себя и потенциала, заложенного Богом в человека на примере образов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С.Пушкина;
Третья беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена последним годам жизни А.С.Пушкина;
Четвертая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена влиянию общества на человека на примере образов романа «Евгений Онегин».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День рождения А.С. Пушкина;
— Влияние произведений Пушкина на читателей;
— Пушкин в культуре: кино, театре и др.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер