Нашей собеседницей была кандидат исторических наук, общественный деятель, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Разговор шел о том, как в настоящее время сохраняются история и традиции русского духовного пения. Анна поделилась, с какой целью была организована выставка, посвященная трехсотлетию Синодального хора, какие интересные экспонаты можно на ней увидеть, как история хора связана с императорской семьей, и почему важно сохранять наследие русской духовной музыки.
Ведущая: Елизавета Волчегорская
Елизавета Волчегорская:
— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами Елизавета Волчегорская, и мы встречаемся с Анной Витальевной Громовой, историком, общественным деятелем, председателем наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, кандидатом исторических наук и ведущим научным сотрудником института всеобщей истории РАН. Добрый вечер. Я бы хотела начать наш разговор с рассказа о выставке: «Глагол таинственный небес», посвящённый 300-летию основания Синодального хора, которая прямо сейчас проходит в государственном центральном музее в современной истории России, что на Тверской, точный адрес: Тверская, 21. Почему было принято решение, вами было принято решение, делать выставку о Синодальном хоре? В чем её важность, актуальность?
Анна Громова:
— Ну, во-первых, к нашей большой радости ушедший год и нынешний год — это года, посвящённые юбилейным торжествам, связанным с императором Петром Первым. И если прошлый год мы посвятили 300-летию провозглашения России империей, Елизаветинско-Сергиевского общества вместе с научным краеведческим сообществом Татарстана, Пермского края, Калининградской области проводили такую большую, обширную, многогранную научную конференцию с глубоким погружением в эту тематику. Отличия российской империи от других западных империй, особенности развития административного, хозяйственного, религиозного развития Российской империи от других империй. Для нас это исключительно важная тема. И в нынешний год мы перешли непосредственно к празднованию юбилея государя-императора Петра Первого. И, конечно, в контексте развития российской культуры эти юбилейные даты имеют огромное значение. И одна из серьезных дат, которая тоже была повсеместно отмечена, Санкт-Петербургской духовная академия, например, тоже провела большую научную конференцию, посвященную 300 -летию учреждения Святейшего Синода. В Москве вот мы удостоились стать организаторами выставки, посвящённой 300-летию учреждения Синодального хора, что тоже непосредственно связано с реформами государя императора Петра Первого. И конечно, поскольку изменилась вся структура управления певчими, дьяками, иподьяками, то мы на этой выставке постарались рассказать о своеобразных путях развития русской духовной музыки с 14-го века до начала 18-го. И с начала 18-го начинается другая Синодальная эпоха соответственно, которая увенчивается в конце 19-го века периодом нового времени в музыкальной культуре — это новое направление в русской хоровой музыки, которое возглавили Разумовский, Чайковский, в котором участвовали Смоленский, Кастальский, Ипполитов — Иванов, Кашкин, Гречанинов и очень многие известные композиторы-синодалы. Мы подробнейшим образом рассказываем на выставке в пяти залах государственного музея современной истории ГЦМСИР, все вы прекрасно знаете это здание на Тверской, здание с такими львами, собаками, которые мы очень любим, это бывшее здание английского клуба, мы прекрасно знаем там камерный концертный зал, который тоже очень любят москвичи. Вообще такое место нами любимое, и по счастью, нам удалось благодаря руководству музея, Ирине Яковлевне Великановой, нам оказали такую честь и предоставили пять исторических залов, которые находятся в левом крыле первого этажа, и благодаря работам наших художников и застройщиков, нам удалось создать там особую средневековую атмосферу, повторить некоторые орнаменты древних росписей в стиле 17-го века, где мы рады будем вас принять до 27 февраля, каждый день работает выставка кроме понедельника. В понедельник музей на выходном дне, и условия традиционные как во всех музеях, нужно непременно иметь QR-код о прививке, я так понимаю, что в некоторых случаях достаточно и ПЦР, который, сутки со времени сдачи которого не истекли. Суточный ПЦР. Но дети, естественно, могут прийти без прививки, и пользуясь этой замечательной возможностью, мы организовываем каждое воскресенье в 2 часа дня прекрасные концерты детских духовных коллективов, у нас уже на протяжении, я уже сбилась со счёту, сколько это воскресений, потому что мы работаем с середины ноября, выставка открылась, и уже практически все музыкальные коллективы Москвы хоровые выступили в пространстве английского клуба, это всегда собирает хорошую аудиторию, и с удовольствием мы проводим авторский экскурсии сразу после концерта, концерт длится где-то минут 40 50, и после этого мы все спускаемся вниз, и в пространстве выставки проходят авторские экскурсии. Продлена была выставка, её очень хотели посетить студенты, которые теперь уже после Татьяниного дня будут себя чувствовать менее ответственными, когда сессия сдана, когда наступают каникулы, то, по крайней мере, студенты средних и высших учебных заведений музыкальных могут посетить. Но, на самом деле, выставка настолько интересна, она настолько богата прекрасным выразительным художественным рядом, у нас только Музей музыки дал более 50 своих экспонатов, письма Чайковского, Рахманинова, партитуры Гречанинова, Кастальского, расшифровки крючковых знаков Смоленского, удивительные творческие работы Кастальского переложение со знаменного написания Пещного действа знаменитого средневекового церковно-театрального, я бы сказала, действия, которое вызывало всегда неподдельный интерес во все времена, потому что к воссозданию Пещного действа обращались на протяжении нескольких веков, и такого впечатляющего итога, пожалуй, достиг только Кастальский. У нас совершенно уникальный художественный ряд, потому что у нас, например, представлено удивительное полотно вид Успенского собора и Кремлёвской площади Федора Яковлевича Алексеева, это удивительный художник, которому в свое время, в начале, в самом-самом начале 19-го века, в 1801-м-1803-м годах Павлом Первым было поручено сделать, написать виды Москвы. И благодаря работам Алексеева, который для этой благородной цели был призван государем- императором из Италии, мы обладаем теперь несколькими полотнами, которые хранятся в Третьяковке, а в Государственном историческом музее и которые передают нам вид Москвы до пожара 12 г. То есть это совершенно уникальные произведения художественные. У нас прекрасный портрет государя императора Александра Третьего, который оказал абсолютное непосредственное и невероятное поворотное влияние своими решениями в 1886 году, потому что именно в этом году вышел указ Александра Третьего, подготовленный Константином Петровичем Победоносцевым, генеральным прокурором Святейшего Синода, обер-прокурором Святейшего Синода, который в подробностях разработал тему возрождения музыкально-хоровой культуры на основе многовековых традиций, с одной стороны, многовековых традиций хорового пения, а с другой стороны, не только наследие патриаршего и митрополичьего, и великокняжеского хора 15-го века легло в основу этих разработок Победоносцева, но и огромный песенный материал, целый пласт народной культуры песенный был поднят и включён также в разработку этих программ для Синодального училища и для Синодального хора. Назывался этот указ «Об изменении управления Синодальным хором и Синодальным училищем». Оно было преобразовано в восьмиклассное, то есть оно из четырёхклассного стало восьмиклассным, то есть фактически были певческие факультеты отделены от регентских, певческие классы от регентских, то есть таким образом произошло такое переформатирование всего учебного процесса, благодаря деятельности на посту директора Синодального училища Степана Васильевича Смоленского, который был в свое время, это удивительный был человек, он родом был из Казани, известнейший музыковед, медиевист, композитор, выдающаяся личности, и в выборе руководителя Синодального хора и Синодального училища сыграл огромную роль Пётр Ильич Чайковский, который предложил Василия Сергеевича Орлова, тоже совершенно выдающегося регента, на пост регента Синодального хора. И вот Орлов, Смоленский, опираясь на полную поддержку государя-императора в области развития национальной культуры, приближения к истокам, к возвращению её к православной традиции, потому что во времена Петра Первого наступил значительный отход от православной традиции, и Смоленский откровенно писал, что нужно избавить репертуар наших литургических песнопений от всякой дряни. Ну в первую очередь, имелись в виду итальянские песнопения, много чего заимствованного, чуждого нашей культуры, которое на протяжении 17-го века внедрялось в тело русской хоровой музыки. И действительно вот под руководством этих мудрых практиков и совершенно выдающихся теоретиков музыкального дела Смоленского, Орлова, позже Кастальского наступает золотой век Синодального хора и наступает новое время в истории хоровой музыки, и мы с огромной радостью экспонировали многие документы, касающиеся августейшего покровительства Синодальному хору, Синодальному училищу. Дело в том, что проводником политики Александра Третьего в области национальной культуры был его младший брат великий князь Сергей Александрович, который занял в 1891-м году пост московского генерал-губернатора, и с 96-го года он был командующим московским военным округом, то есть он фактически выполнял обязанности наместника государя во всей Центральной России. И Сергей Александрович, и Елизавета Фёдоровна, будучи большими поклонниками музыкального искусства и также познакомившись ближе с Синодальным хором, Елизавета Фёдоровна стала просто действительно настоящим фанатом, что называется, она всегда любила церковную музыку, у неё было множество любимых ею музыкальных произведений, но выступление Синодального хора всегда приветствовались. Все знаменательные для русской истории события сопровождались выступлениями Синодального хора, конечно, это открытие памятника Александру Второму в Кремле, это освящение Храма Христа Спасителя ещё во время коронации государя-императора Александра Третьего, это позднее, в 1912-м году, установка памятника Александру Третьему у Храма Христа Спасителя и открытия музея изящных искусств имени Александра Третьего, нынешнего Пушкинского музея. Фактически нельзя назвать ни одного события церковной и государственной жизни, которое не проходило с участием Синодального хора.
Елизавета Волчегорская:
— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер» с вами Елизавета Волчегорская, мы говорим о выставке «Глагол таинственный небес», посвящённой 300-летию основания Синодального хора, который прямо сейчас проходит в Государственном центральном музее современной истории России, что на Тверской, точный адрес: Тверская, 21, и будет продолжать работать до конца февраля. Фонд Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество приглашает всех успеть ознакомиться с уникальной экспозицией, о которой мы и говорим с Анной Витальевной Громовой, историком, общественным деятелем, ведущим научным сотрудником института всеобщей истории российской Академии наук и председателем наблюдательного совета Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества. Анна Витальевна, хотела вас ещё поподробней попросить рассказать о связи истории Синодального хора с историей императорской семьи.
Анна Громова:
— Остались прекрасные свидетельства о том, насколько Николай Второй был внимателен к творчеству Синодального хора. Он с высоты своего прекрасного знания церковных хоровой музыки, которое он очень любил, он высоко оценивал выступление хора, и Степану Васильевичу Смоленскому он высказывал благодарности свои, и даже был один курьезный случай, когда хор выступал в присутствии государя, и Сергей Александрович, зная, что он очень любит произведения Чайковского, «Был у Христа- младенца сад», он попросил Смоленского без репетиции исполнить. И нужно сказать, что Синодальный хор достойно справился с этой задачей.
Елизавета Волчегорская:
— Это без репетиций?
Анна Громова:
— Да, без репетиции. И государь был настолько растроган, что все получили совершенно потрясающие подарки всем хористам были присланы часы, каждому. И Смоленский получил бриллиантовый перстень, тогда было принято одаривать такими дорогостоящими подарками из императорского кабинета, которые обязательно были отмечены государственным гербом и инициалами государя, то есть это такая памятная уникальная вещь, и ценность её составляла, может быть, не дороговизна камней или металла, а вот именно личное отношение государя. Нужно сказать, что Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович всегда радели о том, чтобы учащиеся в синодальном училище были всегда хорошо благоустроены, Елизавета Фёдоровна внимательно смотрела не только за состоянием программ Синодального училища и работой наблюдательного совета, который нёс очень серьезную научную функцию и функцию рецензирования церковных произведений и выступал как квалификационный совет, и аттестовал и присваивал звание певчим, регентам, то есть это такое очень высокое собрание, состоявшее в основном из консерваторских профессоров, которые оказывали большое влияние не только на формирование высокого уровня музыкальной культуры в самом училище, но и во всей общероссийской музыкальной жизни. Елизавета Фёдоровна, несмотря на трудные времена, которые настали уже во времена великой войны, в 14-м году, в архивах сохранилось письмо её к государю-императору Николаю Второму, это был момент, когда Святейший Синод решал судьбу, определял профессиональный статус выпускников Синодального училища. И очень важно было, чтобы они получили статус свободных художников, который позволял им трудоустраиваться, потому что главная задача Синодального училища была выпуск высокого уровня реагентов и певчих для хоров по всей России. То есть выпускники разъезжались по различным губерниям, и уже благодаря вот этому высокому уровню подготовки реагентов они могли поднять музыкальную культуру на местах на совершенно новый уровень. Но для этого они должны были тоже иметь свой статус, потому что это предполагало пенсии, это предполагало некоторое социальное обеспечение и так далее, так далее. То есть это позволяло им трудоустраиваться с большим основанием, менять место работы, то есть без этого статуса было очень сложно. Елизавета Фёдоровна в письме, невзирая на то, что время было трудное, и государю-императору было явно не до церковной музыки, да, тем не менее она убеждала его принять участие и дать указание Святейшему Синоду, над тем чтобы решения были приняты в пользу выпускников Синодального училища. Нужно сказать, что Елизавета Фёдоровна вообще очень внимательно относилась к устройству выпускников, она как-то имела особое такое попечение о талантливых. Она могла их выделить из общей массы, из общей массы тех, кто выпускался. И мы знаем, что она очень рано заметила Николая Голованова, она пригласила его, ещё когда он был студентом Синодального училища, пригласила его регентовать небольшим хором в Малый Николаевский дворец, к себе в резиденцию, а потом уже после смерти великого князя Сергея Александровича, после его трагической гибели в Кремле она, основывая Марфо- Мариинскую обитель милосердия, сначала там делает госпитальный храм Марфы и Марии, так вот в госпитальном храме Марфы и Марии регентовал хором тоже Николай Семёнович Голованов, в будущем, мы знаем, лауреат сталинских премий, главный дирижёр Большого театра и так далее, человек, который удостоился заслуженных наград и регалий и очень высокого статуса в русской музыкальной культуре и в советской музыкальной культуре. Вот Елизавета Фёдоровна смогла увидеть его талант и оценить его. На выставке находится, в частности, специальное свидетельство архивное из канцелярии её императорского высочества Елизаветы Фёдоровны, о том, что он на протяжении нескольких лет на самом высоком уровне поддерживал пение в Марфо-Мариинской обители, организовывал пение хора, потому что нужно сказать, что хор под управлением Голованова, например, участвовал в освещении Покровского собора Марфо-Мариинской обители, более того когда Елизавета Фёдоровна давала свои клятвы как начальница Марфо-Мариинской обители, то молодой Николай Голованов тоже в этот момент присутствовал и регентовал хором во время божественной праздничной Литургии, проходившей уже в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители. Потом, конечно, мы на выставке обращаем внимание наших посетителей на то, что доброй традицией всех благотворительных учреждений Елизаветы Фёдоровны было приобщение учившихся в этих в этих учреждениях к благотворительной деятельности. Она покровительствовала, например, музыкально-драматическому училищу в Москве, Строгановскому училищу, живописи, ваяния и зодчества, Синодальному училищу, и все учащиеся принимали по возможности участие в благотворительных акциях в пользу воинов русско-японской войны, в пользу пострадавших от неурожая 1891 г., мы даже нашли программу концерта, которую учащиеся Синодального училища давали в пользу семей, сосланных в Сибирь, в пользу тюремного попечительства великой княгини Елизаветы Фёдоровны, то есть Елизаветинское благотворительное общество — это удивительная организация, созданная Елизаветой Фёдоровной в Москве сразу же по приезду её в Москву в 1891-м году, благодаря только благотворительной помощи, потому что эта организация не брала вообще денег из казны никаких субсидий, то есть Елизавета Фёдоровна организовала работу 224 утверждений только в Москве, практически все уезды Московской губернии имели свои филиалы ещё Елизаветинского благотворительного общества, и помощь они оказывали детям беднейших родителей, то есть многодетные бедные семьи могли рассчитывать на то, что они получат от общества субсидию или учреждение Елизаветинского благотворительного общества примут их детей, и эти дети будут с младенчества не только выращенны в этих учреждениях, но и потом трудоустроены Елизаветой Фёдоровной. Потому что она умудрялась их пристроить в Синодальное училище, она умудрялась их пристроить в типографию Троице-Сергиевой лавры, то есть каждый по своим возможностям и способностям получал помощь. И за 20 лет существования этого учреждения 9000 детей получили таким образом полное возрастание в стенах и благодаря Елизаветинскому благотворительному обществу просто помощь получили 16 000 семей.
Елизавета Волчегорская:
— Поразительно, получается, что она помнила про каждого, буквально, каждого из 1000 людей, какие у кого особенности, таланты, потребности, нужды.
Анна Громова:
— Вы знаете, это удивительная её особенность, я вообще считаю, что Елизавета Фёдоровна величайшая, по крайней мере, в современной нам истории, в новейшей истории, величайший организатор благотворительности. И я думаю, что это, конечно, обычному человеку, я думаю, не под силу, потому что именно помощь Божья и её непрестанная молитва, мы знаем, что она много молилась по ночам, что она накладывала на себя подвиги различные аскетические, что её кровать практически не имела матраса и так далее. То есть она действительно была человеком Божьим и человеком, молитву которого слышал Господь. Более 150 благотворительных учреждений были под ее попечением, это же грандиозно. И огромное количество молодых людей во всех подведомственных ей организациях, в том числе Синодальное училище, столько детей получили первые уроки благотворительности под её попечительством. Ну и, конечно, для нас очень важно, что наша выставка включает прекрасный портрет Рерберга Елизаветы Фёдоровны, замечательный портрет великого князя Сергея Александровича, нам даже удалось из Коломенского, благодаря любезному отношению к нам руководства Коломенского музея заповедника и хранителей получить царские врата 17-го века из Александро-Сергиевской церкви на Тверской, 13. Совершенно потрясающее убранство, которое передано акварелями Матвеева, и эти акварели убранства александровской церкви в стиле 17-го века тоже украшают нашу выставку и сами эти врата дивные совершенно. Потом, конечно, мы очень благодарны отделу икон Государственного исторического музея, который предоставил ряд икон, связанных с певческой тематикой, с изображениями Псалмопевца Давида, Романа Сладкопевца, с изображением первых хоругвей, новгородские иконы, иконы Крестовоздвижения — это 15-й век, прекрасную икону "Воспойте Господи песнь нову«17-го века с совершенно потрясающими богословского глубокого содержания клеймами. Мы специально сделали мультимедийную расшифровку этих изображений, ну, в общем, мы прямо выложили изображения, все клейма этой иконы в мультимедийный контент, каждое клеймо прокомментировали теми сведениями, которые предоставили нам сотрудники отдела икон российского государственного исторического музея и также нашли научный комментарии, потому что до конца ещё исследователи не пришли к единому мнению по поводу тематики отдельных клейм, ну в общем, такая интересная спорная вещь, красоты необыкновенной. Во-первых, она величины необыкновенный, она, наверное, 2,5 на 4 м, она доминирует в нашем третьем зале, она привлекает всеобщее внимание своей удивительной красотой первозданной. Мы очень надеемся, что руководство ГИМО тоже обратит внимание на эту икону, она будет отреставрирована, потому что она нуждается ещё и в некотором уходе, потому что 17-й век, в такой прекрасной сохранности, но тем не менее нужно сохранять её в дальнейшем. И, конечно, для нас очень важна вся часть, посвящённая послереволюционной судьбе Синодального хора, Синодального училища. Это наши прекрасные дирижеры-регенты, которые явились преемниками традиции российского хорового музыкального искусства, это, конечно, Николай Семёнович Голованов, мы все его очень любим и почитаем в Москве, мы знаем, что у нас есть музей Голованова многие из вас, в нём бывали, там совершенно потрясающие экспозиции, потому что он благодаря тому, что был совершенно выдающимся человеком своего времени, мы знаем, что это замечательный семейный союз с Неждановой, мы знаем что они действительно были звёздами в Советском Союзе, учитывая, что Николай Голованов был воспитан в московском воспитательном доме, он происходил из беднейшей московской семьи, поэтому как раз вот этой лазейкой воспользовались очень многие бедные семьи Москвы, что можно кого-то из деток отдать в Московский воспитательный дом. И вот возвращаясь к Елизаветинскому благотворительному обществу, хочу сказать, что, собственно говоря, после того как Александр Третий проанализировал смертность в Московском воспитательном доме и понял, что нужно принимать всё-таки только сирот и незаконнорожденных туда, а детей законных родителей принимать не надо. И он издал указ в 1892-м году, который лишил возможности осуществлять вот такие манипуляции, как родители Голованова осуществили, вот они Николая Голованова отдали в Московский воспитательный дом, хотя это было запрещено. То есть вот таких детей уже воспитывала практически всех Елизавета Фёдоровна в своем Елизаветинском благотворительном обществе. Потому что для того чтобы сократить число находящихся в Московском воспитательном доме детей.
Елизавета Волчегорская:
— И понизить таким образом смертность.
Анна Громова:
— Когда детей меньше, тогда соответственно кормилицы в деревнях там и так далее, то есть меньше денег уходило на содержание этих детей, и можно было увеличить качество их образования, увеличить количество кормилиц, увеличить количество единиц докторов, педиатров, которые лечили этих детей. То есть поднять на другой уровень. Александр Третий пытался сохранить хотя бы тех детей, которые вообще остались без попечения родителей. Хотя очень многие московские бедные семьи стремились туда как бы своих деток отдать в воспитательный дом, ну вот как раз Николай Семёнович Голованов был из тех детей, которым удалось всё-таки быть воспитанным в Московском воспитательном доме, нужно просто, я с умилением читала книгу о нём, которая недавно вышла. Где он приносит огромные слова благодарности московскому Синодальному училищу и говорит, что это учебное заведение научило меня всему: и вере, и честности, и трудолюбию, и самоотверженности в работе, в общем, много-много всего, всего доброго и тех принципов и традиций, на которые он опирался в своей дальнейшей профессиональной жизни, и главное, в своей духовной жизни. Потому что он как раз вот в советское время мог позволить себе собирать некоторые святыни. Я, когда была в музее Голованова, как раз из музея Рублева приехали коллеги, которым было поручено сделать обзор личных святынь Голованова. Там чего только не было, там мощи практически всех московских святых, Гермогена, святого благоверного князя Даниила Московского, там потрясающие иконы, потрясающее живописное наследие, огромное количество медного лития прекрасного 17-го века. Нужно сказать, что Музей музыки наш он хранит эти личные святыни Голованова, и мы удостоились того, чтобы принять их на выставку и представить широкому кругу наших посетителей. И вообще судьба Голованова очень подробно отражена на выставке это то, как он в своих операх, которыми он дирижировал, как он смог вот это прекрасное духовное певческое наследие и народное духовное творчество сохранить, каким образом ему это удалось во времена самых жестоких гонений. И мы отдельно рассказываем о творчестве таких прекрасных регентов как Комаров, Мормыль, Матвеев. Ну мы знаем, что имя такого регента как Матвеев связано с историей хоров в храме «Всех скорбящих радосте» на Ордынке. Мы знаем, что Комаров был регентом в Елизовского соборе, мы знаем, что Мормыль организовал хор и сохранил певческие традиции Синодального хора в Троице- Сергиевой лавре, в духовной академии. И благодаря подвигу этих удивительных музыкантов традиция дошла практически не измененной до нашего времени, вообще потрясающе, что у нас есть на выставке такие экспонаты, как фисгармония Матвеева, а на Ордынке, представляете, есть ещё люди, которые помнят, что когда в семидесятые годы, допустим, в восьмидесятые Матвеев приходил регентовать, то прямо в зале, прямо у хоров стояла эта фисгармония и он сам иногда они задавал на ней тон. То есть остались люди, которые помнят, где фисгармония стояла на Ордынке, она, правда, сейчас не в очень хорошем состоянии. Рахманиновскую фисгармонию, которая у нас тоже на выставке, её удалось реконструировать и удалось возродить, у неё потрясающее звучание. И по воскресеньям у нас звучит Рахманиновская фисгармония на нашей выставке, Матвеевская фисгармония возможно тоже получит свое второе рождение, потому что мастер, который реставрируют Рахманиновскую фисгармонию, сказал, что, конечно, обнадёжил нас, сказал, что возможно понадобится некоторое время, не один год, для того чтобы вернуть ей жизнь, этой фисгармонии, потому что она, к сожалению, последние несколько десятков лет плохо хранилась и вот утратила звучание, но серьезных повреждений там нет, с ней просто хорошо надо поработать. Я думаю, что несколько лет работы над возрождением этой фисгармонии приведут к положительному результату, и я очень рада тому, что эта выставка позволит таким уникальным произведениям искусства и историческим предметам, как фисгармония Матвеева, как прекрасная икона «Воспойте Господеви песнь нову», и многие другие смогут получить новую жизнь не только благодаря экспонированию и тому, что они впервые были извлечены из запасников музея. Например, из тех 160 предметов в Музее музыки, которые мы сейчас видим на выставке, ну от силы, может быть 30, 35, 20, не знаю сколько, но малая толика из них экспонировалась.
Елизавета Волчегорская:
— «Светлый вечер» на радио «Вера», оставайтесь с нами, мы вернёмся через минуту.
Елизавета Волчегорская:
— Фонд Елизоветинско-Сергиевское просветительское общество приглашает вас на выставку «Глагол таинственный небес», посвященную 300-летию основания Синодального хора, которая сейчас проходит в Государственном центральном музее современной истории России на Тверской, у нас председатель наблюдательного совета фонда Анна Витальевна Громова, и мы продолжаем наш разговор об этой уникальной экспозиции. Не могу не спросить о дальнейшей судьбе этой выставки. Вот она проходит до конца февраля, а что будет дальше с этой экспозицией?
Анна Громова:
— Я предлагала владыке Илариону: а не хотите ли вы сделать постоянную экспозицию, посвященную пяти векам русской духовной музыки? Это было бы потрясающе, тем более многие специалисты, приходящие на выставку, говорят о том, что очень часто музыканты, особенно исполнители, работают в узком спектре своих профессиональных действий, в сугубо профессиональных рамках, но при этом, когда они после этой выставки или в процессе обучения они представляют себе частью какого огромного музыкального пласта является их деятельность, это по-настоящему потрясает всех приходящих на выставку. А когда особенно это музыкальная история, история музыкальной культуры представлена так живо, в огромном количестве рукописей, партитур, художественных полотен, личных вещей знаменитейших наших композиторов, регентов и так далее, это производит ошеломляющее впечатление. Мы очень рады, что Господь нас сподобил всё-таки поработать над этой выставкой, хотя это было не просто для нас, мы всё-таки не специалисты по истории музыки, но тем не менее с нами работали такие прекрасные специалисты, такие доктора наук, кандидаты музыковедения, такие как Шеховцова, Зверева, владыка Иларион нам написал сейчас вступительную большую статью по древней истории музыки с 14-го по 17-й век для каталога, над которым мы сейчас работаем. И очень надеемся, что в середине февраля мы уже сможем представить каталог выставки, и всё-таки я всегда являюсь сторонником работы над каталогами, потому что работа эта сложная, но тем не менее она позволяет потом ещё и ещё раз вернуться к этой выставке, мы сейчас уже провели специальную съемку, которая позволяет сделать виртуальную выставку, выложим её обязательно на сайте со всеми комментариями, с виртуальной экскурсией, даже те люди, которые не могли посетить выставку по тем или иным причинам смогут в интернете с ней познакомиться. Ну сейчас всю информацию о выставке можно получить на сайте: музей современной истории ГЦМСИР, и как только будет готова виртуальная экскурсия, я думаю, что это где-то через недельки полторы произойдёт уже, мы уже сможем выложить, и возможно уже выложим в электронном виде и каталог выставки. Чтобы с ним могли ознакомиться все, кого эта тема интересует.
Елизавета Волчегорская:
— Интересно, сколько ресурсов ушло на создание такой масштабной, объемной экспозиции?
Анна Громова:
— Работал совсем небольшой коллектив над выставкой, мы, конечно, очень благодарны руководству Музея музыки и руководству музея современной истории, с которыми мы тесно сотрудничали, и Алексей Константинович Левыкин, директор Государственного исторического музея тоже очень нам помогал, и Михаил Аркадьевич Брызгалов, Ирина Яковлевна Великанова, нужно сказать, что даже музеи Санкт-Петербурга, у которых своя очень плотная экспозиционная программа, не так-то просто было их убедить в том, что те немногие экспонаты, которые дал Русский музей и Музей истории города Санкт-Петербург они являются ключевыми, потому что я ещё не говорила, у нас ещё одна есть тема, эта тема Санкт-Петербургской певческой капеллы. Тема творчества Бортнянского, как директора капеллы, тема творчества Львова и так далее, это тоже очень интересно, ну о Турчанинове у нас тоже отдельная часть экспозиции, в общем, очень много интереснейших, а какое количество книг со знамённым распевом, которые фиксируют знаменный распев, у нас совершенно потрясающие есть гравюры на нашей выставке, различные изображения государственных событий, которые сопровождало пение Синодального хора, у нас даже есть голографическое изображение яйца Фаберже, которое исполняет музыку Кастальского, к сожалению, само яйцо уже было абонировано на выставку в Англии, и оно туда уехало, но вот руководство кремлёвских музеев, Гагарина нам великодушно дала такое 3D изображение этого яйца, это тоже очень интересная конструкция, стоит прийти на неё посмотреть, она очень своеобразная, но тем не менее дает полное представление 3D проекцию яйца Фаберже, посвященного именно тому моменту, когда император Николай Второй впервые услышав Херувимскую Кастальского, был настолько впечатлен, что в 1903-м году он заказывает Фаберже это яйцо со специальной шкатулкой музыкальный, которая после того как её заводят специальным ключиком радует всех этой дивной мелодией. Собственно говоря, яйцо это было подарено государыне-императрице Александре Фёдоровне. Ну в общем, много всяких интересных любопытных вещей, я думаю, что каждого приходящего на выставку заинтересует какая-то своя история на ней, а если ещё добавить, что вся выставка озвучена самыми известными песнопениями того или иного периода, длительного периода, о котором мы повествуем, пяти веков русской духовной музыки, русского хорового пения, то это становится особенно интересным и занимательным.
Елизавета Волчегорская:
— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера» с вами Елизавета Волчегорская, и мы говорим с Анной Витальевной Громовой, историком, общественным деятелем, председателем наблюдательного совета фонда содействия возрождения традиций милосердия и благотворительности Елизоветинско-Сергиевское просветительское общество, кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником института всеобщей истории РАН. Анна Витальевна, хотела с вами поговорить о ещё одном знаменательном культурном событии, начал свою работу Музей августейших покровителей российского общества Красного Креста, владельцев имения Ильинское- Усово, работает ежедневно с 10 до 5, кроме понедельника, по адресу: городской округ Красногорск, село Ильинское, улица Ленина, дом 3а, по четвергам и субботам в 2 часа проходят авторские экскурсии, добираться очень просто, например, от Белорусского вокзала электричка идёт меньше 20 минут и пешком совершенно недалеко, вы увидите храм, и он будет служить ориентиром, и о музее, открывшемся в подмосковном императорском имении Ильинское-Усово, а точнее, к сожалению, в том, что от него осталось, что удалось сохранить, сейчас и пойдёт речь.
Анна Громова:
— В этом году исполнилось 10 лет Елизаветинско-Сергиевскому просветительскому обществу, собственно, появлением общество обязано как раз усадьбе, императорскому имению Ильинское-Усово, вообще этому чудесному месту, так называемой царской дороге, это паломнический путь царской семьи на богомолье со времён ещё Ивана Грозного и затем особенно в царствование первых Романовых, Михаила Фёдоровича, особенно Алексея Михайловича, который любил Саввино-Сторожевский монастырь и очень почитал святого преподобного Савву Сторожевского, вот здесь пролегал паломнический путь из центра Москвы, из Кремля в Савиново-Сторожевский монастырь, собственно говоря, вдоль царского пути, как это и положено, возникли усадьбы особо приближенных государю, одна из таких усадеб Усово- Ильинская, само место существует более 600 лет, а храм Ильи-пророка с 1618-го года существует здесь в селе Ильинское. Конечно, эти древние места привлекли государя-императора Александра Второго в очень трудный для императорской семьи год, это имение было куплено примерно в то же время, когда семья потеряла цесаревича Николая Александровича, который скончался в Ницце от костного туберкулёза и костного менингита, вот мы знаем все эту грустную историю, когда он, будучи помолвлен с датской принцессой Дагмар, оставляет безутешную свою невесту, оставляют безутешной свою семью, потому что императрица Мария Александровна особое внимание уделяла воспитанию цесаревича. Николай Александрович обладал вообще совершенно невероятными способностями, к этому времени уже огромным запасом знаний и опытом государственного управления, то есть, конечно, это потеря была не только для семьи, не только для родителей, но и для страны, и Мария Александровна так до конца своих дней и осталась безутешной матерью, и конечно, состояние здоровья очень ухудшилось, она страдала уже в этот момент открытой формой туберкулёза, до этого она болела, было известно, что у неё туберкулёз, ну здесь особо тяжелую форму принимает эта болезнь. И Александр Второй начинает судорожно искать какую-то возможность, пока строится дворец в Ливадии, в благоприятном крымском климате, он ищет какой-то очень хороший климат в Подмосковье, обращает внимание на вот эти благодатные места, потому что действительно роза ветров в этом западном секторе Подмосковья она исторически очень благоприятная, сосновый бор, но мы знаем у нас Борвиха, от слова бор, это всё, здесь действительно были потрясающие сосновые леса, замечательный воздух, минеральные источники и чистейшая река Москва, но в то время, так скажем, в середине 19-го века, и как сказала императрица Мария Александровна, когда она впервые увидела эти места, увидела имение Ильинское, она сказала, что ландшафтом: вот этот изгиб реки, высокий и низкий берег, такое особое расположение природных красот и достопримечательностей напоминает ей Хелиндерберг, замок земли Гессен, где она выросла, и который особенно дорог её сердцу. Когда Александр Второй купил это имение и подарил ей, то она сказала ничего здесь не менять, и только привезла с собой садовника своего немецкого Ланге, который немножко облагородил, так сказать, заложенный ещё Остерманом Толстым, героем войны 12-го года, предыдущим владельцем, такие совершенно особые уголки сада, какие-то моменты благоустройства, которые уже присутствовали на территории имения и так далее, то есть это имение было любимым, здесь Мария Александровна воспитывала своих младших детей, великого князя Сергея Александровича, Павла Александровича и Марию Александровну, ну мы знаем, что в семье Александра Второго четверо было старших, да, это вот цесаревич Николай Александрович, который ушел, Никса, затем великий князь Александр Александрович, будущий император Александр Третий, потом сыновья Владимир и Алексей, то есть это все старшие великие князья — четверо, а потом трое было младших. Именно поэтому усадьба это уникальна, это единственная в Подмосковье императорская усадьба, если Санкт-Петербург может похвалиться Царским Селом, и Петергофом, и Гатчиной, и много чего есть интересного, я считаю, что мы свою жемчужину не уберегли, к сожалению, основная часть усадьбы, та, в которой находился дворец Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны, она находится в частном владении, и судьба её печальна, но благодаря традиции, которая была заложена в дворянских имениях того времени, мы знаем, что была основная усадьба, в которой жили сами владельцы, хозяева, ну и принимали своих высокопоставленных гостей, а другая часть усадьбы находилась за оградой усадьбы, и она вся относилась к социальной поддержке, к просветительской поддержке, к благотворительной деятельности, которая оказывалась местным крестьянам, и именно благодаря этому мы сейчас имеем восемь объектов вне территории усадьбы, три из которых мы уже восстановили, и милостью Божьей мы эту задачу поставили себе 10 лет назад, и сейчас благодаря совместным усилиям Одинцовской администрации, Красногорской администрации, благодаря помощи наших благотворителей, мы смогли сейчас восстановить и музифицировать уже три здания, одно из которых находится в Ильинском, и одно из них народное училище императрицы Марии Александровны, оно единственное каменное, оно находится на территории посёлка нынешнего Огарёва или бывшего Усово, так скажем. И, конечно, для нас огромная радость, что эти музеи начинают работать и, первым открыл свои двери для посетителей Музей августейших покровителей российского общества Красного Креста, владельцев имения Ильинское-Усово. Этот музей полностью посвящен милосердию владельца усадьбы, то есть императора Александра Второго и императрицы Марии Александровны, великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и их племянника великого князя Дмитрия Павловича и племянницы великой книги Марии Павловны младшей, которым после смерти Сергея Александровича это имение перешло. Вот поэтому мы в одинаковой мере рассказываем о первых годах существования российского общества Красного Креста, это очень интересно, мы рассказываем об учреждении международного общества Красного Креста, о том, как Россия присоединилась к этому общемировому гуманитарному движению, об Анри Дюнане, знаменитом швейцарце, который заложил Красный Крест, о тех благодеяниях, которые были оказаны императрицей Марией Фёдоровной, покровительницей Красного Креста, уже супругой Александра Третьего, потом вдовствующей императрицы, после гибели супруга, Мария Фёдоровна до 17-го года оставалась попечительницей Красного Креста. Она более 50 лет прожила в России, и конечно, это ужасный её отъезд в 19-м году на корабле «Мальборо», когда она уезжала из революционной России, ну это было ужасно. Для неё это было огромное горе, невосполнимая утрата, потому что она писала: я уезжаю из страны, которую я люблю, от народа, который я всегда любила, и действительно она сделала для России очень много. И вот о вкладе императрицы Марии Александровны, которая являлась попечительницей российского общества Красного Креста и одной из главных благотворительниц, которая отправляла отряды сестёр милосердия на русско-турецкую войну, которые снаряжала санитарные поезда, которая провожала отряды врачей, санитаров, которая за свои средства снаряжала летучие отряды, которые помогали на первой линии фронта. То есть это огромная работа, которая проводилась не только в военное время, но очень интересно, что деятельность именно российского Красного Креста заключалась в постоянной помощи населению при различных обстоятельствах, не совместимых с благополучной жизнью, так скажем, это и эпидемии, неурожаи, землетрясения, всякие природные бедствия, пожары, наводнения, и самое потрясающее, что если международные общества Красного Креста в основном пеклось о состоянии воинов на полях, наш Красный Крест брал на себя заботу о семьях, брал на себя заботу о детях воинов, ушедших на войну, о вдовах погибших, о трудоустройстве воинов, вернувшихся с войны, и обо всём об этом мы рассказываем в нашей экспозиции. Она у нас совершенно удивительная, потому что большое количество экспонатов за все время существования фонда было собрано для того, чтобы рассказать об общинах сестёр милосердия, которые были созданы Сергеем Александровичем и Елизаветой Фёдоровны, это, в частности, Елизаветинская община в Санкт-Петербурге и Иверская община в Москве, Иверская община сестёр милосердия, об их международной миротворческой деятельности, потому что, например, отряды иверских сестёр милосердия принимали участие в помощи населению во время греко-турецкой войны, во время балканских войн. То есть Российское общество Красного Креста выполняло ещё свои международные обязательства, миротворческую деятельность. В тоже время это потрясающий подвиг сестёр милосердия во время борьбы с неурожаем 1891 г., когда Сергей Александрович приехал в Москву, и первая проблема, с которой он столкнулся 25 губерний в центральной России пострадали от неурожая, практически с этой проблемой за полтора года удалось справиться благодаря тому, что Елизавета Фёдоровна возглавила комитет помощи населению, пострадавшему от неурожая. Она провела благотворительные базары в Москве, она привлекла внимание царской семьи к этой проблеме, в её благотворительном рождественском базаре 1891 г. принимала участие вся царская семья, Юсуповы 50 000 руб. внесли, эта сумма просто грандиозная совершенно. То есть привлекли всех родственников, друзей, и глядя на то, с каким энтузиазмом царская семья включилась, естественно, московское купечество щедро распахнуло свои кошельки, свои чековые книжки выложило и так далее. То есть вот этот энтузиазм, который охватил людей, когда они увидели, что едины здесь все, и весь императорский дом Романовых в стремлении помочь каждому, кто лишился крова, кто лишился возможности в следующем году засеять свое поле, потому что это должны быть обязательно семенные материалы, потому что собирали, работали на перспективу, не только накормить, не только создать народные столовые, не только предотвратить эпидемии, которые всегда следовали вслед за неурожаем, как только голод, сразу же волной потом или холеры, или чума, или дизентерия, или ещё что-то охватывало целые губернии. Потом отдельная часть нашей экспозиции посвящена Елизавете Фёдоровне как покровительнице общества помощи погорельцам Москвы и Московской губернии. Это была колоссальное бедствие для России, потому что иногда финансовые потери от пожаров в России были равны объему бюджета годового, то есть это просто колоссальные совершенно деньги, там речь шла даже не о миллионах, а о полумиллиарда, то есть это огромная проблема, с которой боролись, и Елизавета Фёдоровна принимала самое деятельное участие в этой борьбе. И это просветительская деятельность, это и развите таких местных ячеек, это и работа с населением, это и помощь складов Красного Креста, которые раздавали погорельцам одежду, продовольствие, выдавали субсидии на возобновление жилья и так далее, то есть совершенно многогранная деятельность. И подвиг княгини Марии Павловны младшей, которая работала хирургической сестрой, сестрой военного времени и работала и в Свято-Евгеньевской общине в Пскове, и непосредственно на западном фронте, мы вот недавно были в Калининграде и просто были в госпитале, где они были вместе с Еленой Петровной, супругой князя крови императорской Иоанна Константиновича, где они вместе сёстрами милосердия военного времени работали и оказывали помощь раненым на передовой. То есть об их воинском подвиге тоже рассказывает наша выставка. Мне кажется, что она настолько интересна, что посетить ее непременно стоит. Часы работы нашей выставки, которая находится в селе Ильинское с 11 до 17 каждый день кроме понедельника. И по четвергам и субботам с 14 до 16 мы проводим авторские экскурсии, то есть на авторские экскурсии можно записаться, можно записаться как индивидуалам так и целым группам приезжающих, мы будем очень рады вас видеть, в своём Музее августейших покровителей российского общества Красного Креста. Все наши три музея в имении Усово-Ильинское, это лазарет, о котором мы уже говорили, родильный приют, опять же Музей охраны материнства и младенчества и народное училище императрицы Марии Александровны в Усово, в котором будет располагаться музей-школа детства, все эти музеи связаны тематически, все они вызовут особый интерес, я думаю, педагогов и учащихся, потому что все практически музеи приспособлены своей мультимедийной составляющей, игровой составляющей и так далее для посещения детей. Для нас это очень важно, потому что мы параллельно создаем безопасный путь доставки экскурсионных детских групп по железной дороге, потому что мы знаем, что автобусами, автотранспортом ми существуют определённые ограничения по доставке детских туристических групп, поэтому в наших ближайших планах брендированная электричка из Москвы в Усово, то есть от Белорусской до Усово, и этой электричкой могут пользоваться детские группы по программе «Моя Россия» и по многим другим просветительским программам и, конечно, я думаю, что посещение старинных храмов, посещение новых храмов, которые сами по себе уникальными являются, таких храмов как храм Спаса Нерукотворного образа с иконами, росписью и архитектурным убранством, внутренними интерьерами архимандрита Зенона Теодора, это само по себе является совершенно уникальным явлением в нашей культуре, в нашей архитектуре, и все они как бы по-разному привлекательны эти объекты, если говорить о том, что рядом находится усадьба Архангельское Юсуповых, рядом находится Звенигород, рядом находится Новый Иерусалим, то есть это западная часть Подмосковья она становится сугубо привлекательной на императорском маршруте, самое главное, что все эти объекты связаны хронологически, переходя от одного к другому, мы можем развивать тематику, мы можем двигаться в пределах одной эпохи, что тоже очень важно для понимания, особенно детского, потому что здесь очень важно выстроить логические связи и вот эту непрерывную историческую память, которая будет связывать нас прочно с нашим прошлым, а когда речь ещё идёт о различных краеведческих аспектах этой проблемы, то если это дети, проживающие в Подмосковье, то они почувствуют свою причастность к этой истории своей земли, к истории Подмосковья, начиная от первых романовых и до сегодняшнего дня.
Елизавета Волчегорская:
— Музей августейших покровителей российского общества Красного Креста, владельцев имения Ильинское-Усово работает ежедневно с 10 до пяти кроме понедельника по адресу: городской округ Красногорск, село Ильинская, улица Ленина, дом 3 а, более подробная информация о музее, а также номер телефона, по которому можно записаться на авторскую экскурсию, вы можете найти на сайте Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества, я надеюсь, что мы ещё много раз в нашем эфире вернёмся к рассказу о музее, о музейном комплексе, который будет развиваться, к этому моменту, я уверена, многие наши слушатели успеют побывать там.
Анна Громова:
— Я хочу поблагодарить всех за внимание, за терпение, потому что хотелось о многом рассказать, ещё больше у нас осталось за кадром, поэтому я надеюсь, на наши новые встречи, а самая главная встреча в наших музеях, приезжайте в Ильинское-Усово, добраться до нас легко, вот идёт прямая электричка от Белорусской каждый час, мы ждём вас с нетерпением, рады будем вам рассказать об этой удивительной части Подмосковья и об этой очень важной части нашей истории.
Елизавета Волчегорская:
— Я напоминаю, что с нами была Анна Витальевна Громова, историк, общественный деятель, председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности Елисаветинско-Сергиевское просветительское обществ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник института всеобщей истории РАН, программу для вас Елизавета Волчегорская, всего доброго!
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России
Евгений Столица. «Снятие колоколов»
— Как давно я не был у тебя в гостях Александр! Столько здесь всего изменилось за это время!
— Верно, Андрей. Вон, берёза за окном до нашего четвёртого этажа дотянулась. Храм во дворе построили. Слышишь, колокола звонят?
— И как звонят — голоса чистые, звучные!
— Я, представляешь, видел, как эти колокола привезли, освящали, на звонницу поднимали. Помню, как запели они в первый раз. Можно сказать, история вершилась на моих глазах.
— И отрадно, что эта история созидательная. Что далеко позади то время, когда с колоколами боролись. Я недавно изучал, с какой яростью препятствовали колокольному звону в начале двадцатого века.
— А почему ты заинтересовался этой темой?
— Всё началось с того, что я побывал в художественном музее Череповца и увидел работу художника Евгения Столицы «Снятие колоколов». Она меня просто потрясла! Я сохранил изображение в телефоне, сейчас покажу тебе. Вот, смотри.
— Пронзительная картина. Храм из красного кирпича, ступени перед входом. Возле лестницы прямо на земле лежит гигантский колокол с вырванным языком. Рядом стоит человек в одежде церковнослужителя. Это монах?
— Не обязательно. Подрясник — облачение, похожее на длинный халат, и скуфью — круглую шапочку, может носить и мирянин, у которого особое послушание в церкви. Например, звонарь.
— Звонарь у поверженного на землю колокола — скорбное зрелище. За его спиной — чистое голубое небо, светит солнце. Но возникает ощущение сквозняка, бесприютности. Таким сиротством веет от одинокой худенькой фигуры. А где эта картина была написана?
— Евгений Столица не указал место действия, лишь дату — 1924 год. Художник в то время жил поочередно в нескольких местах: маленьком городке Ананьев под Одессой, в Сергиевом Посаде и в Москве. Я стал разбираться, где в двадцатых годах были уничтожены колокола. И оказалось, что везде! Где-то чуть раньше, где-то позже.
— По всей стране так происходило?
— Да. Началось с Костромы в 1919 году. Одной из первых опустела звонница знаменитой Ипатьевской обители. Затем в Пскове были уничтожены древнейшие колокола из Мирожского и Снетогорского монастырей. А дальше понеслось, как снежный ком с горы — одна за другой умолкли колокольни в Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске, Владимире.
— Но чем мешали колокола новой власти?
— Главным образом, большевиками руководила алчность. В колоколах видели, прежде всего, источник цветного металла. Существовали особые циркуляры по заготовке колокольной бронзы. Самые ценные образцы литейного искусства были проданы за границу.
— А ведь наверняка были люди, которые сопротивлялись этому бесчинству...
— Да, многие возвышали свой голос против. Статью о варварском уничтожении колоколов опубликовал Михаил Пришвин в журнале «Октябрь» в 1930 году. Немало попыток сохранить московские колокольни предпринял композитор Константин Сараджев, звонарь-виртуоз. Да и полотно Евгения Столицы — это открытое выражение гражданской позиции, за которое можно было поплатиться свободой, а то и жизнью.
— Правда. В картине «Снятие колоколов» нет пафоса, но есть сострадание. Автор скорбит вместе со звонарём о том, что соотечественники утратили благоговение и стыд в революционном угаре. Какое счастье, что та страница истории перевёрнута, и колокольный звон вновь плывёт над Россией!
Картину Евгения Столицы «Снятие колоколов» можно увидеть в Череповецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Виктор Зарубин. «Небесный простор»
— Славный в Архангельске музей. И название какое звучное — «Художественная культура Русского севера»! Всякий раз стараюсь сюда прийти, когда приезжаю из Москвы к родителям. Любуюсь картинами и думаю — а ведь я тоже мог бы стать художником!
— Ты рисуешь, Алёша? Я не знал.
— В юности рисовал, и неплохо, между прочим. Я художественную школу окончил, в Суриковский институт в Москву собирался поступать. Но родители настояли на Политехническом.
— Удивительно, что ты говоришь об этом возле картины Виктора Зарубина «Небесный простор». У художника в жизни была в точности такая же ситуация.
— Правда? А расскажи? Я ничего не знаю о нём.
— Да, Зарубин малоизвестен, к большому сожалению. Он родился в Харькове в 1866 году в семье профессора. С детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. Получив образование, служил чиновником в Казённой палате — губернском отделении министерства финансов.
— Однако, про картину «Небесный простор» не скажешь, что её написал дилетант. В ней чувствуется мастерство. Две трети полотна занимает закатное небо, и ты посмотри, какая игра красок — жемчужно-серые облака тонут в золоте последних лучей, кое-где проглядывает бледная лазурь.
— И всё это великолепие отражается в реке, сливается с ней. Над водой на высоком скалистом берегу стоит маленькая церквушка. А у подножия холма сидит на камне седой монах с книгой в руках... Не картина, а поэма без слов.
— Как же Зарубину удалось написать такое, если он был далёк от искусства?
— Нет, о живописи Виктор Иванович никогда не забывал. Работая финансистом, он посещал студию рисования. А в какой-то момент решил, что не может больше совмещать работу и творчество, подал в отставку и отправился в Париж.
— А почему в Париж?
— Брать уроки живописи в частной школе. За три года во Франции Зарубин многому научился. А по возвращении поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Его наставником стал Архип Куинджи. Пожалуй, именно он помог Виктору раскрыть талант в полной мере.
— А «Небесный простор» Зарубин написал по окончании училища?
— Да, это 1911 год. Художник уже не только образование получил, но и звание академика живописи.
— Молодец Виктор Зарубин! Исполнил своё призвание! Я вот, видишь, не решился. А может быть, воля Божья обо мне была такова, чтобы я стал художником...
— Возможно, Лёша. Но всё-таки воля Божья не в том, чтобы быть человеку художником или инженером.
— А в чём?
— В том, чтобы в любой ситуации поступать по-христиански, соблюдать евангельские заповеди. А стезю в жизни мы вольны выбирать любую.
— Свобода с небольшим ограничением?
— Божьи заповеди — это не ограничение, а ориентир. Вот как на картине Виктора Зарубина «Небесный простор». Бескрайняя жемчужная ширь манит в полёт. А церквушка на высокой горе — словно маяк, который не даст сбиться с пути.
— Хороший образ, понятный и выразительный! И что самое главное — обнадёживающий!
Картину Виктора Зарубина «Небесный простор» можно увидеть в Архангельске, в музее «Художественная культура Русского Севера».
Все выпуски программы: Краски России