Говорят, что союз режиссёра Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой был союзом равных. Ещё говорят, что Макарова, идя рядом с Герасимовым, всегда была на полшага позади супруга. И всё же никто не мог сказать, кто в этой паре играет главную роль. Они удивительно дополняли друг друга. Такие союзы, наверное, создаются на Небесах.
Сергей и Тамара познакомились в конце 20-х годов 20 века. Макарова – девушка изумительной красоты – была начинающей актрисой. Он – актёром, мечтающим снимать своё кино. Их первое свидание действительно проходило как в кино. Только режиссировала его Макарова. Она решила проверить своего аристократичного кавалера – Герасимов был из дворянской семьи – на прочность. Сама Тамара жила на Лиговке – самом опасном районе Ленинграда и была знакома со всеми местными хулиганами. Дочь военного врача царской армии характер имела решительный. По её задумке, на выходе из ресторана, где проходило свидание, Сергея окружила лиговская шпана. Герасимов и не подумал удирать. Тамару это потрясло. Через месяц молодые люди уже были женаты. В первые годы жили скромно. В их комнатке не было даже занавесок. Макарова о них просто мечтала.
В своих дебютных картинах Герасимов жену не снимал. Главную роль она получила лишь в четвёртой его работе. Но настоящая слава обрушилась на Герасимова и Макарову после выхода на экраны фильма «Семеро смелых». В этой картине снимался и Пётр Алейников. Он не на шутку увлёкся Макаровой. Но рядом был «Аполлинариевич» – так Алейников называл Герасимова. «Не судьба», - вздыхал несчастный влюблённый.
Когда началась война, Макарова и Герасимов отказались от эвакуации. Он снимал фильм о защитниках Ленинграда, она работала медсестрой в госпитале. В 43 году всё же пришлось уехать в Ташкент. Там в семье Герасимова и Макаровой появился ребёнок – приёмный сын Артур. Сестру Тамары и её мужа репрессировали, а отдавать племянника в детский дом Макарова не захотела. Фамилию Артур взял от приёмной мамы, а отчество – от приёмного отца.
К концу войны Герасимов и Макарова переехали в Москву. Он занимался документальным кино. Знаменательный факт: Герасимов снимал парад Победы на Красной площади. Это по его задумке был снят эпизод с брошенными вражескими флагами. А Макарова тогда впервые за много лет снялась в кино у другого режиссера. Сказка «Каменный цветок», где Тамара Фёдоровна перевоплотилась в Хозяйку Медной горы принёс актрисе мировую известность и предложение сыграть Анну Каренину в Голливуде. Конечно, в то время этот проект осуществиться не мог. Зато реализовался другой. Герасимов и Макарова набрали свою первую актёрскую мастерскую во ВГИКе. Всего же курсов было десять. И все они оказались звёздными. Мастера относились к своим студентам, как к родным детям. Помогали деньгами, подкармливали, покупали обувь и одежду, устраивали на съёмки. О педагогах Герасимове и Макаровой при жизни слагали песни и легенды.
В 1983 году супруги отпраздновали 55-летие совместной жизни. В их доме, обстановку которого Герасимов воссоздал в своём фильме «Дочки-матери» никогда не закрывались межкомнатные двери. Герасимову было важно даже сквозь стены чувствовать присутствие жены. Они всюду появлялись вместе: на съёмках, во ВГИКе, в театрах. Вдвоём изъездили полмира. Он называл жену хозяйкой семейной мастерской, а она его — мастером Герасимовым.
Последней работой великого режиссёра и большой актрисы стал фильм «Лев Толстой». После смерти Герасимова Макарова в кино не снималась. Одиночество и простой в работе приняла как данность. Жаловаться на жизнь не умела и опускать руки не собиралась. Говорила так: «Если каждое утро встречать стоном, а вечером не благодарить Бога за прожитый день, а только жаловаться и причитать, — это же с ума можно сдвинуться…».
Тамара Фёдоровна пережила мужа на 12 лет. В одном из последних интервью, она сказала: «Если бы чудо было возможным, я вновь бы всё повторила и вышла замуж за Герасимова».
Про них говорили, что удача сама плывёт к ним в руки. Фильмы, премии, звания, слава. Основой для всего этого было семейное счастье. Такого Герасимова не было бы, если бы рядом, но всегда на полшага позади, не шла такая Макарова.
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.