Герой полотна Алексея Венецианова «Вот те и батькин обед!» — сын крепостных, которым до 1861 года приходилось трудиться и на себя, и на помещика. В страду они обедали в поле. Мальчик на картине уронил свою ношу и сокрушается — не поест теперь папка!

— «Вот те и батькин обед!». Маргарита Константиновна, а почему картина Алексея Венецианова так странно называется? Что такое «батькин обед»?
— Батя, или батька — это, Настенька, просторечное обращение к отцу. У мальчика, изображённого на картине, папа — крестьянин. И скорее всего, крепостной — ведь свое полотно Алексей Венецианов написал в 1824 году, за тридцать семь лет до царского указа о даровании крестьянам свободы. Крепостным приходилось очень много трудиться — и на себя, и на помещика. В страду, когда сеяли или убирали урожай, работали без отдыха, обедали в поле. А приносили еду родителям из дома такие вот ребятишки. Мальчик на картине уронил драгоценную ношу и сокрушается — не поест теперь папка!
— Но где же испорченный обед? Никакой еды тут не нарисовано!
— Видишь у ног сорванца цилиндрическую коробочку из берёсты?
— Да, нас когда в краеведческий музей на экскурсию водили, такие же показывали. В них, кажется, крупы хранили и муку.
— И жидкости тоже. Эти ёмкости назвали туесками и использовали их, как мы сейчас стеклянные банки. Мальчик нечаянно опрокинул туесок, и еда пролилась. Только лужица белеет на земле.
— А что же было в туеске? Молоко?
— Возможно. Хотя я сомневаюсь. Мальчик на картине в одной домотканой рубахе, босой — значит, он из бедной семьи. Пить цельное молоко у бедняков считалось непозволительной роскошью. Так что в туеске, скорее всего, была похлёбка с пшеном да луком, забелённая молоком для сытности.
— Мальчика, наверное, заругают за пролитую похлёбку?
— Да уж не похвалят, точно. Но ребенок, видно, сам себя казнит, страдает. В то время крестьянские дети рано взрослели. Помнишь стихотворение Николая Некрасова «Мужичок с ноготок»?
— Конечно, мы в школе проходили! Там мальчик шести лет так смешно говорил про себя: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то — отец мой, да я!»
— Смешно, если бы не грустно. Не от хорошей жизни дети с малых лет брали на себя ответственность. Некрасов, когда писал эти строки, хотел вызвать сострадание у читателей. И Алексей Венецианов своей картиной надеялся привлечь внимание общества к нелёгкой доле таких вот мужичков с ноготок.
— На картине даже собака как будто хочет утешить мальчика.
— Точно подметила, Настенька. Грустный преданный взгляд лохматого друга создаёт особое настроение, помогает донести до зрителя чувства, которые испытывал сам художник.
— Если кого-то жалеешь — нужно помогать. А художник как-то помогал таким вот бедным мальчикам?
— Да, Настенька. В своем имении Алексей Венецианов организовал художественную школу, где обучал детей всех сословий. Крепостные там получали образование бесплатно. Алексей Гаврилович хлопотал, чтобы помещики давали его ученикам вольные грамоты, многие крестьянские дети после Венециановской школы продолжали обучение в Петербургской академии художеств.
— Повезло им встретить человека, который помог так круто изменить жизнь!
— В идеале, Настенька, взаимопомощь в обществе должна зависеть не от везения, а от доброй воли каждого. Вот ты хорошо сказала: «Если жалеешь — помоги!». Не забывай об этом!
— А я буду почаще в Третьяковскую галерею приходить и наш разговор вспоминать!
— Обязательно приходи! Картина «Вот те и батькин обед» напомнит тебе, что человек нуждается в сострадании. А биография её автора, Алексея Венецианова — о том, что лучшая форма сочувствия — это искренняя поддержка и помощь.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова