Картина «Видение отроку Варфоломею» была очень дорога её автору, Михаилу Нестерову. На ней художник проиллюстрировал момент жития святого Сергия Радонежского, когда будущий подвижник получил ответ на свои горячие молитвы Богу о помощи в обучении грамоте.

— Здравствуйте!
— Добрый день, девочка.
— Вы не могли бы мне помочь? Вы же сотрудник Третьяковской галереи?
— Верно. И постараюсь быть тебе полезной. Меня зовут Маргарита Константиновна.
— А я Настя. Скажите, пожалуйста, какая из картин Нестерова самая ценная?
— Ценная? Ты меня озадачила... Чем можно измерить ценность картины? А почему ты спросила?
— Нам на уроке изобразительного искусства задали написать сочинение «Моя любимая картина Нестерова». А я не знаю, как можно любить картину. Решила написать про самую ценную!
— Что ж, давай для начала рассмотрим полотно, которым особенно дорожил сам художник. Называется оно «Видение отроку Варфоломею». Скажи, что ты на нём видишь?
— Вижу странного человека в черной одежде и мальчика-пастушка.
— Этот мальчик — святой Сергий Радонежский, слышала о таком?
— Да, мне мама рассказывала о нём. А где же тогда отрок Варфоломей?
— Он и есть Варфоломей. Так Радонежского святого звали, пока он не принял монашество с именем Сергий. В детстве Варфоломею не давалась грамота. Мальчик горячо просил у Христа помощи, и ему явился Божий посланник в иноческом образе. Ангел благословил отрока, вручил кусочек просфоры — освящённого хлеба — и сказал: «Возьми, чадо, в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». С тех пор учение Варфоломею стало в радость. Именно этот фрагмент жития Сергия Радонежского проиллюстрировал Нестеров. Ангела он изобразил под видом монаха — видишь, вокруг его головы золотое сияние.
— А почему у художника к этой картине было особое отношение? Сергий Радонежский ему помог в чём-то?
— В младенчестве Михаил тяжело заболел. Выжил, по свидетельству его матери, благодаря заступничеству преподобного Сергия, которому она горячо молилась. Но дело не только в этом.
— А в чем ещё?
— Понимаешь, Настя, Михаил Нестеров не был человеком тихим и кротким. Современник и коллега художника, Александр Бенуа, говорил о нём: «Мучительно сложная натура». А в этой картине, в её тематике, колорите, настроении, живописец находил покой. Работая над ней, он словно перемещался в пространство Божьего мира, где живут, как говорится в одной молитве, «во всяком благочестии и чистоте».
— Перемещался как в Нарнию ?
— О, какое глубокое замечание! Хотя аналогию между живописью Нестерова и замечательной книгой Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» и нельзя назвать абсолютно точной. Английский писатель предположил, как Бог мог явить себя в мире, отличном от нашего. А Нестеров в своих полотнах показывает, сколько благодатных впечатлений дарят человеку дни на земле, если он с Богом. На картине «Видение отроку Варфоломею» Михаилу Васильевичу удалось тонко отобразить момент чуда, когда земное бытие сливается с небесным и преображается.
— А ведь правда! И это поле, и деревья, и небо на картине — они как в деревне, где дача у нас, но... Особенные. Природа словно понимает, что происходит с Варфоломеем, и... улыбается.
— Знаешь, Настя, Михаил Нестеров обрадовался бы твоим словам. Он говорил: «Если через тридцать, пятьдесят лет после моей смерти "Отрок Варфоломей" ещё что-то будет говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я». Прошло вот уже восемьдесят лет, и ты доказала сейчас, что и вашему поколению понятно творение художника.
— А еще я поняла, что значит любить картину. Смотришь на неё, и на душе становится теплее.
— Ты приходи в Третьяковскую галерею почаще, Настя. Мы с тобой и с другими картинами познакомимся, и у «Видения отроку Варфоломею» ещё постоим. Это полотно помогает увидеть в преображённом свете родину — твою, мою, Михаила Нестерова и Сергия Радонежского. И почувствовать, что наша общность — в Боге...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Помочь приюту для взрослых людей с инвалидностью в Омске

Ксении 45 лет, но по уровню психического и умственного развития она как 5-летний ребёнок: всё свободное время рисует, играет в куклы и качается на качелях. Всю жизнь за ней ухаживала мама. А несколько лет назад её не стало, и у Ксюши был только один путь — в интернат. Но через добрых людей про неё узнал священник Антоний Хмелёв, руководитель приюта для особенных взрослых, расположенного в микрорайоне Крутая Горка в городе Омске. Так Ксюша оказалась в «Доме, который очень нужен».
Помимо неё в этом приюте живут ещё 13 взрослых людей с инвалидностью, например, Арсений. Из всех подопечных он — самый улыбчивый и общительный, душа компании. Сеня никогда не видел родителей, он вырос в детском доме. Там познакомился и подружился с отцом Антонием, и когда ему исполнилось 18, переехал в «Дом, который очень нужен».
Это место стало для Сени, Ксюши и других особенных людей — родным. Здесь они учатся жить самостоятельно — наводят порядок, готовят, трудятся в огороде, а в свободное время — читают, занимаются спортом, творчеством и путешествуют в сопровождении волонтёров. Некоторые из подопечных помогают в храме, где служит священник Антоний Хмелёв. А ещё приобщаются к добрым делам прихода.
В «Доме, который очень нужен» взрослые люди с ментальными и физическими нарушениями обретают возможность развиваться, общаться, радоваться, чувствовать себя полезными и нужными. Поддержите работу приюта, сделать это можно на сайте православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Искусство в пространстве храма». Дмитрий Остроумов, Дионисий Иванников
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и художник-монументалист Дионисий Иванников.
Разговор шел об искусстве в пространстве храма, как оно развивается и меняется, сохраняя при этом традиции и установленные каноны.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Домашние питомцы — христианский взгляд». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о домашних питомцах, о том какое место они занимают в жизни человека и как по-христиански относиться к животным.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







