Вячеслав Шварц считается основоположником исторической живописи в России. На его картине «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» изображена карета Марии Ильиничны, которая всю себя посвятила Богу и семье.

— Ну вот, Маргарита Константиновна, теперь ваш ноутбук в безопасности — я установил антивирусную программу!
— Андрей Борисович, как я могу вас отблагодарить?
— Очень просто! Лучшая награда для меня — чай с вишнёвым вареньем. И ваш совет!
— Бегу ставить чайник! А совет какой вам требуется?
— Да я готовлю для школьников рассказ с презентацией о правлении царя Алексея Михайловича Тишайшего. И мне нужно проиллюстрировать жизнь его супруги Марии Ильиничны, в девичестве Милославской. Я нашёл несколько её иконописных изображений. Но хотелось бы ещё нечто яркое, чтобы привлечь внимание подростков. Что бы это могло быть?
— Конечно же, картина Вячеслава Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»! У меня есть её репродукция, сейчас я вам покажу! Вот, пожалуйста!
— О, замечательно! То, что нужно! Царский выезд показан во всём великолепии на контрасте с окружающей обыденностью. Смотрите — типичный русский пейзаж семнадцатого века. Среди снежной равнины — чёрные избы, крытые соломой. На заднем плане — скромная деревянная церквушка. А на переднем — украшенная гербом золочёная царская карета в окружении конного эскорта!
— И вереница всадников, сопровождающих царицу, столь длинная, что тянется через всё полотно к самому горизонту. А как точно передана атмосфера ранней весны! Смотришь — и буквально чувствуешь, как пахнут прелой землёй проталины на дороге.
— И от храма как будто доносится пение молитв. Интересный художник! Я ведь что-то читал про него. Шварц, Шварц... Это не тот ли, кто всерьёз увлекался русской историей?
— Верно, Андрей Борисович! Учась в Императорской академии художеств, Вячеслав стал посещать в 1859 году в Петербургском университете лекции известного знатока отечественной истории, профессора Николая Костомарова. И погрузился с головой в изучение самобытной русской культуры шестнадцатого-семнадцатого веков, её колоритной эстетики!
— Судя по картине «Вешний выезд царицы на богомолье», Шварц преуспел не только в учёбе, но и в просвещении!
— Да, Шварца называют основоположником исторической живописи в России. Он первым из отечественных художников попытался детально воспроизвести в своих работах средневековый быт. И делал это с этнографической точностью. Посмотрите, как достоверно художник передал внешний вид крестьянских домов, форму царской кареты, одежду всадников на картине «Вешний поезд царицы на богомолье...».
— А ещё он очень грамотно выбрал тему, чтобы рассказать о царице. Ведь именно поездки на богомолье определяли строй души Марии Ильиничны.
— Она была очень набожной?
— Вера в Бога определяла весь строй жизни царской четы. На свадьбе Алексея и Марии не было шуток, увеселительной музыки и тем более плясок. От венца до брачных покоев молодых сопровождали исключительно духовные песнопения. Мария Ильинична всю себя посвятила семье, рождению и воспитанию детей. За двадцать один год брака она родила тринадцать сыновей и дочерей.
— То есть, фактически, паломничество было единственным отдохновением Марии Ильиничны?
— А в других она и не нуждалась. Молитва всегда оставалась потребностью царицы, её утешением. А в поездках в монастырь она находила ещё одну отраду — благотворить. Сохранились исторические свидетельства, что супруга царя Алексея Михайловича немало помогала московскому Сретенскому монастырю, Свято-Троицкому в Калязине, обители Рождества Богородицы в Болхове. Я хочу рассказать об этом школьникам, и картина Вячеслава Шварца будет мне хорошим подспорьем. Конечно, неплохо было бы увидеть её вживую. Она ведь в Третьяковской галерее хранится?
— Совершенно верно! И я приглашаю вас завтра туда отправиться.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер