Вячеслав Шварц считается основоположником исторической живописи в России. На его картине «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» изображена карета Марии Ильиничны, которая всю себя посвятила Богу и семье.
— Ну вот, Маргарита Константиновна, теперь ваш ноутбук в безопасности — я установил антивирусную программу!
— Андрей Борисович, как я могу вас отблагодарить?
— Очень просто! Лучшая награда для меня — чай с вишнёвым вареньем. И ваш совет!
— Бегу ставить чайник! А совет какой вам требуется?
— Да я готовлю для школьников рассказ с презентацией о правлении царя Алексея Михайловича Тишайшего. И мне нужно проиллюстрировать жизнь его супруги Марии Ильиничны, в девичестве Милославской. Я нашёл несколько её иконописных изображений. Но хотелось бы ещё нечто яркое, чтобы привлечь внимание подростков. Что бы это могло быть?
— Конечно же, картина Вячеслава Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»! У меня есть её репродукция, сейчас я вам покажу! Вот, пожалуйста!
— О, замечательно! То, что нужно! Царский выезд показан во всём великолепии на контрасте с окружающей обыденностью. Смотрите — типичный русский пейзаж семнадцатого века. Среди снежной равнины — чёрные избы, крытые соломой. На заднем плане — скромная деревянная церквушка. А на переднем — украшенная гербом золочёная царская карета в окружении конного эскорта!
— И вереница всадников, сопровождающих царицу, столь длинная, что тянется через всё полотно к самому горизонту. А как точно передана атмосфера ранней весны! Смотришь — и буквально чувствуешь, как пахнут прелой землёй проталины на дороге.
— И от храма как будто доносится пение молитв. Интересный художник! Я ведь что-то читал про него. Шварц, Шварц... Это не тот ли, кто всерьёз увлекался русской историей?
— Верно, Андрей Борисович! Учась в Императорской академии художеств, Вячеслав стал посещать в 1859 году в Петербургском университете лекции известного знатока отечественной истории, профессора Николая Костомарова. И погрузился с головой в изучение самобытной русской культуры шестнадцатого-семнадцатого веков, её колоритной эстетики!
— Судя по картине «Вешний выезд царицы на богомолье», Шварц преуспел не только в учёбе, но и в просвещении!
— Да, Шварца называют основоположником исторической живописи в России. Он первым из отечественных художников попытался детально воспроизвести в своих работах средневековый быт. И делал это с этнографической точностью. Посмотрите, как достоверно художник передал внешний вид крестьянских домов, форму царской кареты, одежду всадников на картине «Вешний поезд царицы на богомолье...».
— А ещё он очень грамотно выбрал тему, чтобы рассказать о царице. Ведь именно поездки на богомолье определяли строй души Марии Ильиничны.
— Она была очень набожной?
— Вера в Бога определяла весь строй жизни царской четы. На свадьбе Алексея и Марии не было шуток, увеселительной музыки и тем более плясок. От венца до брачных покоев молодых сопровождали исключительно духовные песнопения. Мария Ильинична всю себя посвятила семье, рождению и воспитанию детей. За двадцать один год брака она родила тринадцать сыновей и дочерей.
— То есть, фактически, паломничество было единственным отдохновением Марии Ильиничны?
— А в других она и не нуждалась. Молитва всегда оставалась потребностью царицы, её утешением. А в поездках в монастырь она находила ещё одну отраду — благотворить. Сохранились исторические свидетельства, что супруга царя Алексея Михайловича немало помогала московскому Сретенскому монастырю, Свято-Троицкому в Калязине, обители Рождества Богородицы в Болхове. Я хочу рассказать об этом школьникам, и картина Вячеслава Шварца будет мне хорошим подспорьем. Конечно, неплохо было бы увидеть её вживую. Она ведь в Третьяковской галерее хранится?
— Совершенно верно! И я приглашаю вас завтра туда отправиться.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда
Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт с фигуркой героя из любимого мультфильма и чудесное шоу с мыльными пузырями. Это первый праздник, который Тима встретил вне больницы, в кругу близких людей — вместе с папой и мамой, братом и сестрой. Мальчик был в полном восторге, улыбка не сходила с его лица.
Два года назад у Тимофея обнаружили опухоль головного мозга и долгое время он провёл в больнице. Ему сделали сложную операцию, после неё малышу пришлось заново учиться стоять, сидеть и даже глотать пищу. Чтобы полностью восстановиться мальчику необходима длительная реабилитация, которую родители оплатить не могут. На помощь им пришёл благотворительный фонд «Настенька». Он поддерживает семью на протяжении всего лечения Тимы. Благодаря чему сегодня ребёнок может самостоятельно есть, сидеть и ходить с опорой.
«Я вижу, как Тима меняется. Конечно, нам ещё многому нужно научиться. Но то, что мы уже приобрели — бесценно!», — говорит мама мальчика.
Благотворительный фонд «Настенька» 22 года помогает тяжелобольным детям и их родным — оплачивает лекарства, лечение и реабилитацию. За всё время работы фонда помощь получили более 6000 детей. Вы можете поддержать проект и его подопечных, таких, как Тима. Для этого переходите на сайт фонда «Настенька» и нажимайте кнопку «Помочь сейчас». О том, как ещё принять участие в добрых делах, вы можете узнать, связавшись с сотрудниками фонда: nastenka.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну конца 18 века — и что это значило для нашей страны.
Ведущий: Дмитрий Володихин