
Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мир, в котором мы живем, диктует свои законы. Среди этих законов невозможно найти закон смирения. Но есть противоположный смирению закон: каждый человек знает, что он должен отстаивать свои интересы, жить в соответствии со своим статусом и пристально отслеживать нет ли нарушений его прав в какой-либо сфере жизни. Для нас это естественно и нормально. Все мы подчинены господствующим в окружающем мире законам, мы от них зависим и даже если захотим, то вряд ли сможем получить абсолютную свободу.
Но христианский закон иной, он отличен от того, что носит в себе каждый человек и, как следствие, все общество. О том, каков этот закон, откуда он взялся и почему он предпочтителен, говорит сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Филиппийцам. Апостол был уверен, что для любого человека высшее благо заключено в подражании Христу, а высшая степень подражания Христу выражается в наличии у христианина тех же самых чувствований, «какие и во Христе Иисусе». Но какие это чувствования? Апостол Павел определяет их как абсолютное смирение. Бог стал человеком, Творец сошел на уровень творения. Уже сам этот факт показывает ни с чем не сравнимую кротость Бога. Весь земной путь Христа показывает, каков наш Бог и каким должен быть тот, кто верует во Христа как в Воплощенного Бога. Он родился в хлеву, в бедной семье, Он вырос среди самых обычных людей, Он исполнял все законы того общества, в котором жил, Он никак не отделял Себя от окружающих, Он не требовал какого-то особого почтения к Себе, более того, Он, пусть и мягко, но укорил Марфу, которая вместо того, чтобы слушать Его слова, полностью углубилась в служение Ему, Он помыл ноги апостолам, Он не сопротивлялся, когда Его вели на суд, во время суда Он ни слова не сказал о том, что были нарушены все возможные нормы закона, Он не требовал пересмотра судебного решения, в конце концов Он был казнен самым бесчеловечным образом. Во время всего земного служения Христа Он ни разу не воспользовался Своей силой для Самого Себя. А итогом Его земной жизни стало, то, что, как это выразил апостол Павел, «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».
Апостол, а вместе с ним и Церковь, убеждены, что нет никакого иного пути достижения вечного блаженства в Царстве Христовом, кроме того, по которому прошел наш Спаситель. Этот путь означает постоянный, ежеминутный и ежесекундный отказ ради исполнения Евангелия от того, что считается естественным и нормальным в человеческом обществе. Это отказ от самого себя, от своих интересов и, что самое непростое, от своих прав. Ведь именно так поступал Христос: Он отказался от Своих прав не только как Бог, но и как Человек, исполняя законы общества, Он не требовал, чтобы эти законы Его защищали.
Если попытаться приложить высочайшее Христово смирение к нашей жизни, то становится страшно. Ведь это означает, что мы должны отказаться от всех своих прав и не искать какой бы то ни было личной выгоды, должны целиком посвятить себя служению другим, ничего не ожидая взамен. Впрочем, слово «мы» здесь совершенно неуместно, ведь Христос обращается не к какой-то группе людей, Он обращается к каждому отдельному человеку. И на Голгофу Он взошел один, Он не требовал от Своих учеников умереть вместе с Ним. Путь Христов — это всегда путь одного. И от этого становится еще страшнее. Но если отринуть страх так, как это сделали Христовы апостолы и все святые, то оказывается, что иго Христова смирения легко, а бремя Его — благо (ср. Мф. 11:30), ведь с тем, кто сумел побороть страх, сопутствует Сам Бог, и действует уже не человеческая, а Его, все превосходящая, сила.
19 апреля. О личности и творчестве Александра Птушко

Сегодня 19 апреля. В этот день в 1900 году родился режиссер и художник-мультипликатор Александр Птушко.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Кто из представителей старшего поколения не помнит шедевральных мультфильмов «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»? Эти работы удостоены высших призов во всем мире, привлекали к советским мультипликаторам внимание высоких профессионалов. Уолт Дисней, как вспоминает дочь режиссера, прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте! Я дам вам любую студию». А в ответ услышал: «Я русский человек, и никуда из России не уеду». Александр Лукич Птушко, как свидетельствуют современники, был всегда очень бодрым и радостным. Ему была присуща та особенная творческая веселость, которая столь разительным образом контрастирует с хандрой, пессимизмом, разочарованностью многих современных творческих людей. Эта энергия созидания радости свойственна и всем персонажам мультфильмов нашего замечательного автора. Он был действительно новатором. Привлекая десятки тысяч статистов, вошел даже в Книгу рекордов Гиннесса, настолько массовым было его искусство. Вместе со знаменитым сценаристом Роу он создал тот мир русской сказки, который до сих пор завораживает современного зрителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О церковной полиграфии

Сегодня 19 апреля. День российской полиграфии.
О церковной полиграфии — протоиерей Андрей Ефанов.
Полиграфия, то есть тиражирование типографским методом печатной продукции, началась на Руси в 1564 году с издания дьяконом Иваном Федоровым «Апостола». Книги, которые не только использованы за богослужением, но и в качестве учебника, по которому учились грамоте. Так духовные и образовательные программы были реализованы в одном издании. За 450 лет в России было издано неисчислимое количество разных книг, журналов, газет и прочей литературы. И если в советские годы религиозная литература почти не издавалась, то в остальное время ее доля в печатной продукции была достаточно значима и велика. Отдельно стоит вспомнить массовые тиражи бумажных икон, популярных как в XIX — начале XX века, так и в 90-е годы XX — начале XXI веков, позволившие иметь иконы почитаемых святых даже в небогатых семьях. Хочется верить, что и в современную цифровую эпоху полиграфия будет занимать свое значимое место в жизни людей и, как и раньше, помогать верующим в их религиозных потребностях.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О духовных размышлениях христианина в этот день

Сегодня 19 апреля. Великая суббота.
О духовных размышлениях христианина в этот день — протоиерей Константин Харитонов.
Великая Суббота. Да молчит всяка плоть человеча. Этот день особенный, когда мы должны погрузиться в некое духовное молчание и провести это время в глубокой молитве. Почему? Потому что Господь в этот день сошел в ад и из ада вывел всех тех, кто ждал его. Этот день — день покоя, как и переводится само слово «суббота». День покоя, который Господь почил во времена творения, и день покоя, который Господь почил после своей крестной смерти. Этот день, как говорят, даже птицы не вьют гнезда. Это тишина на всей земле. Хотя мы готовимся к самой Пасхе и уже чувствуем некую весеннюю и пасхальную радость, которая нас зовет к этому торжеству. Но на самом деле это время особо духовного размышления того, и как мы с вами тоже все придем к воскресению из мертвых. К каждому из нас Господь сходит в этот день, как в ад. Ибо мы в духовном смысле и находимся в аду через свои грехи, через свои падения. И мы должны в этот день особенно поразмышлять и подумать о том, как протянуть руку Господу, уверовав в Него, чтобы нас Господь вывел из ада и чтобы нас привел к вечному воскресению.
Все выпуски программы Актуальная тема