Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мир, в котором мы живем, диктует свои законы. Среди этих законов невозможно найти закон смирения. Но есть противоположный смирению закон: каждый человек знает, что он должен отстаивать свои интересы, жить в соответствии со своим статусом и пристально отслеживать нет ли нарушений его прав в какой-либо сфере жизни. Для нас это естественно и нормально. Все мы подчинены господствующим в окружающем мире законам, мы от них зависим и даже если захотим, то вряд ли сможем получить абсолютную свободу.
Но христианский закон иной, он отличен от того, что носит в себе каждый человек и, как следствие, все общество. О том, каков этот закон, откуда он взялся и почему он предпочтителен, говорит сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Филиппийцам. Апостол был уверен, что для любого человека высшее благо заключено в подражании Христу, а высшая степень подражания Христу выражается в наличии у христианина тех же самых чувствований, «какие и во Христе Иисусе». Но какие это чувствования? Апостол Павел определяет их как абсолютное смирение. Бог стал человеком, Творец сошел на уровень творения. Уже сам этот факт показывает ни с чем не сравнимую кротость Бога. Весь земной путь Христа показывает, каков наш Бог и каким должен быть тот, кто верует во Христа как в Воплощенного Бога. Он родился в хлеву, в бедной семье, Он вырос среди самых обычных людей, Он исполнял все законы того общества, в котором жил, Он никак не отделял Себя от окружающих, Он не требовал какого-то особого почтения к Себе, более того, Он, пусть и мягко, но укорил Марфу, которая вместо того, чтобы слушать Его слова, полностью углубилась в служение Ему, Он помыл ноги апостолам, Он не сопротивлялся, когда Его вели на суд, во время суда Он ни слова не сказал о том, что были нарушены все возможные нормы закона, Он не требовал пересмотра судебного решения, в конце концов Он был казнен самым бесчеловечным образом. Во время всего земного служения Христа Он ни разу не воспользовался Своей силой для Самого Себя. А итогом Его земной жизни стало, то, что, как это выразил апостол Павел, «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».
Апостол, а вместе с ним и Церковь, убеждены, что нет никакого иного пути достижения вечного блаженства в Царстве Христовом, кроме того, по которому прошел наш Спаситель. Этот путь означает постоянный, ежеминутный и ежесекундный отказ ради исполнения Евангелия от того, что считается естественным и нормальным в человеческом обществе. Это отказ от самого себя, от своих интересов и, что самое непростое, от своих прав. Ведь именно так поступал Христос: Он отказался от Своих прав не только как Бог, но и как Человек, исполняя законы общества, Он не требовал, чтобы эти законы Его защищали.
Если попытаться приложить высочайшее Христово смирение к нашей жизни, то становится страшно. Ведь это означает, что мы должны отказаться от всех своих прав и не искать какой бы то ни было личной выгоды, должны целиком посвятить себя служению другим, ничего не ожидая взамен. Впрочем, слово «мы» здесь совершенно неуместно, ведь Христос обращается не к какой-то группе людей, Он обращается к каждому отдельному человеку. И на Голгофу Он взошел один, Он не требовал от Своих учеников умереть вместе с Ним. Путь Христов — это всегда путь одного. И от этого становится еще страшнее. Но если отринуть страх так, как это сделали Христовы апостолы и все святые, то оказывается, что иго Христова смирения легко, а бремя Его — благо (ср. Мф. 11:30), ведь с тем, кто сумел побороть страх, сопутствует Сам Бог, и действует уже не человеческая, а Его, все превосходящая, сила.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.