
Деян., 27 зач., X, 44 — XI, 10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой минимум требуется для того, чтобы быть последователем Христа? На какие обряды и ритуалы следует обратить внимание в первую очередь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й и 11-й глав книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Глава 11.
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
С самого начала существования христианской Церкви человек мог стать её участником, приняв Таинство Крещения. Оно состояло из двух этапов. Первый — троекратное погружение в воду. Это был обряд очищения, а вместе с тем и символ того, что человек умирает и воскресает вместе со Христом. Вторым этапом являлась молитва Богу, чтобы Он даровал крещаемому Святого Духа. Эта молитва сопровождалась возложением рук на голову человека.
Принять участие в этом Таинстве мог не всякий. Но только тот, кто уже принадлежал к иудейской религии. Это мог быть или чистокровный еврей, то есть человек, который родился в иудаизме. Или же это мог быть прозелит. То есть язычник, который уверовал в Бога Израиля и принял обрезание. Иными словами, вход в Церковь был закрыт для иноверцев. Нельзя было стать учеником Христа, минуя обряды закона Моисеева. И это понятно. Ведь и Сам Господь, и все Его ближайшие ученики были иудеями. И первое время христианство воспринималось многими христианами как органичное продолжение ветхозаветной религии.
А потому, когда верующие из Иерусалимской общины узнали о том, что Пётр ходил к язычнику, римскому воину Корнилию, ел с ним вместе, да ещё и крестил Его, это их возмутило. Пётр нарушил закон Моисеев, разделил трапезу с иноверцами, более того, он принял его в общину, то есть уравнял с теми, кто стал христианином через иудейство. Неслыханное новшество. Петру приходится защищаться. Он рассказывает, что всё это произошло по вдохновению свыше. Что сначала ему было видение, и Сам Господь послал его к Корнилию. Но самое главное, когда апостол пришёл в дом к язычнику и произносил проповедь, Дух Святой сошёл и на самого Корнилия и на всех его домочадцев. Сошёл до того, как Петр начал крестить водою и молиться с возложением рук на голову.
Для многих слушателей Петра это было важным свидетельством. Это напомнило им слова Христа, Который говорил, что «Дух дышит, где хочет». Человек не в силах ограничивать действия Бога. Господь Сам решает, как Ему направлять жизнь Своей Церкви и её участников. А потому многие приняли то, что совершил Пётр. Язычники потихоньку стали принимать христианство, минуя иудейские ритуалы. Благодаря этому Церковь разрослась и стала матерью для многих людей.
Так книга Деяний учит нас фундаментальному закону духовной жизни — Христос стал человеком не для того, чтобы сделать для всех нас путь к Богу трудным и недоступным. Напротив, Он пришёл для того, чтобы устранить с этого пути все преграды. А потому и мы не должны усложнять движение к Богу ни самим себе, ни окружающим нас людям. Для подлинной христианской жизни требуется минимум. Всего лишь наша готовность и решимость во всяком своем деле искать волю Творца и на ежедневной основе исполнять заповеди Его Евангелия. В конечном счёте от нас зависит лишь это. Ведь и Сам Господь прямо говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Десять помощников

Фото: Hassan OUAJBIR / Unsplash
Жил да был на свете крестьянин. Он был молод и трудолюбив, а жена его оказалась нерадивой. Настолько была она ленива, что дом всегда был полон сора, постели до вечера оставались неприбранными. А когда вечером муж возвращался с поля, жена лежала на кровати, даже не приготовив ужина.
Хмурым и неразговорчивым сделался молодой крестьянин. А женщина понять не может, почему после свадьбы её муж так к ней переменился, разлюбил, жалеет себя, по ночам плачет. Вот и решила она пойти за советом к старушке-соседке, которая на всю округу славилась мудростью.
— Тетушка, ваша милость! Ну что мне делать: мой муж совсем меня разлюбил! — поведала её женщина о своем горе. — Совсем я одна-одинёшенька! Бедная я, несчастная!
Выслушала её добрая старушка и говорит:
— Я знаю, как помочь тебе, чтобы ты не была одна. Я пришлю тебе десять моих помощников. Проворные и невидимые, каждый день и час они будут тебе служить, и с их помощью ты легко справишься с хозяйством. Поверь мне, твой муж снова будет тобой доволен.
— Когда же ты их пришлешь? — спросила молодая женщина.
— Хоть сегодня, — ответила старушка. — Только надо их как следует встретить.
— Как же их встретить?
— А ты встань пораньше, прибери постели, подмети пол — не оставь нигде ни соринки, а потом разведи огонь в очаге и принимайся готовить пищу. Если ты каждый день станешь так делать, мои помощники тебя никогда не покинут.
Обрадованная жена поспешила домой и, не откладывая, стала готовиться к встрече невидимых помощников. Она даже сама удивилась, как ловко все у неё получалось! А когда муж пришёл с работы и увидел, что нет на полу ни соринки, а в очаге подрумянивается вкусное жаркое, — он похвалил и крепко обнял свою жену.
На другой день женщина снова стала готовиться к встрече добрых помощников и убедилась, что все десять явились вовремя и целый день не покидали её ни на минуту. Потому что вечером муж снова расхвалил и расцеловал свою хозяйку, которую словно подменили.
Счастье и мир поселились в доме молодого крестьянина.
— Не нахвалюсь я на ваших помощников, тётушка! Они такие проворные и вернули в наш дом радость, — сказала жена, забежав как-то вечерком к доброй соседке. — Одно только меня огорчает: я ни разу их не видала и не знаю даже, как они выглядят!
— Ну, этому делу нетрудно помочь! — улыбнулась старушка. — Посмотри внимательно на свои руки! Десять помощников — это твои десять пальцев! Не правда ли — они всегда с тобой и всегда тебе помогают!
Ну и довольна же была таким ответом молодая жена! Теперь она знала, что десять верных помощников никогда её не покинут, а счастье в доме — в её руках, нужно только постараться его найти.
( по мотивам португальской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
История Морского кадетского корпуса

Фото: Kirill F / Unsplash
Служить офицером на флоте в России всегда было особенной честью и ответственностью. Первую специализированную школу для подготовки молодых людей к военной службе создал в 1701 году в Москве император Петр I. Школа получила название «Навигацкой» и готовила специалистов для разных родов войск, в том числе для военно-морского флота. Уже в 1715 году в Санкт-Петербурге для подготовки будущих флотоводцев была открыта специальная Морская академия, а спустя год учреждено звание «гардемарин» — в переводе с французского «морской гвардеец». Так называли учеников академии, ещё не получивших звания «мичман» — младшего офицерского чина в русском военном флоте.
В 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Морской академии создали Морской кадетский корпус, в который могли поступить лишь дети из дворянских семей. Мальчики обучались не только общеобразовательным, но и военно-морским дисциплинам, таким как морская астрономия и кораблестроение. Все воспитанники были разделены на три класса, а гардемаринами теперь именовались лишь старшие кадеты. Для выпуска из корпуса им было необходимо пройти практику на флоте. За годы существования учебного заведения срок обучения варьировался от 4 до 6 лет, а перевод из класса в класс зависел от успеваемости кадета, поэтому в каждом классе воспитанники могли задержаться дольше, чем на год. В корпус принимали детей от 12 до 14 лет, однако случалось, что кадетами становились и более юные мальчики.
До 1771 года учебное заведение располагалась на Васильевском острове Санкт-Петербурга, но после большого пожара кадет разместили в Кронштадте в здании Итальянского дворца, где мальчики проходили обучение почти до конца XVIII века. В 1796 году по приказу императора Павла I Морской корпус был вновь возвращён в Санкт-Петербург, в просторное здание на набережной Большой Невы. Здесь же разместили корпусную церковь во имя святого Павла Исповедника, в которой кадеты посещали богослужения. На стенах церкви располагались специальные памятные таблички с именами воспитанников погибших во время войн или кораблекрушений.
Живым свидетельством высокого образования в корпусе являлись его выпускники: многие известные отечественные флотоводцы когда-то были кадетами этого учебного заведения: адмиралы Фёдор Ушаков, Павел Нахимов и первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен, — имена знаменитых выпускников пополнялись. В 1827 году директором корпуса стал ещё один его выпускник — адмирал Иван Крузенштерн, совершивший первое русское кругосветное плавание. Именно ему принадлежала идея создания в корпусе музея. Главными экспонатами коллекции стали модели кораблей учебной эскадры, изготовленные кадетами.
Долгие годы учебное заведение было одним из самых престижных в стране. Свой двухсотлетний юбилей Морской корпус отметил в 1901 году в присутствии императора Николая II. А спустя 16 лет произошла революция и преподавательский состав вместе с воспитанниками эмигрировали в город Бизэрту в Египте, где учебный процесс продолжался до 1925 года. В советский период в здании Морского корпуса располагалось Военно-морское училище, ставшее в 1998 году Санкт-Петербургским военно-морским институтом. Из его стен и сегодня продолжают выпускаться офицеры для службы Отечеству на морских боевых рубежах.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 94. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многие помнят из школьной программы, что в литературе XIX века особое место занимает образ маленького человека, классическим примером которого является главный герой повести Гоголя «Шинель». Кажется, что писатели того времени описывали реальность, которая сейчас очень от нас далека, да и сословного общества в России давно не существует, но, на самом деле, людей, которые чувствуют себя пренебрегаемыми и забытыми, существует немало. Смотря на них, можно решить, что в обществе тех, кто всё время торопится и думает о своём, у них нет шансов почувствовать, что они кому-нибудь нужны. Однако такой шанс есть у каждого, и о нём прикровенно говорится в 94-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
В Священном Писании Ветхого Завета довольно легко найти образ не просто пренебрегаемого человека, но образ целого пренебрегаемого народа, которым был народ иудейский. Находясь в Египте, потомки Авраама Исаака и Иакова после смерти Иосифа довольно быстро из привилегированной группы превратились в практически рабов и были унижаемы своими бывшими соседями. Однако в определённый момент к ним пришёл Моисей, который сообщил им удивительную весть: вы не забыты Богом своих праотцев, оказалось, Гсоподь готов не только вывести их из рабства, но и готов назвать их своими народом, а Себя их Богом. Единственное, что им нужно сделать: ответить согласием на Его призыв и войти в завет. Любой, кто помнит историю исхода, знает, что происходило дальше: иудеи вышли из Египта, но постоянно его вспоминали и по-настоящему свободными так и не стали.
В псалме, который мы сейчас услышали, Давид приглашает своих соплеменников воспеть Бога и поклониться Ему как Тому, Кто явился опорой их жизни. В самых разных языческих религиях есть представления о богах, которые контролируют те или иные места. Один живёт в горах, другой под землёй, третий в небе — и каждый отвечает за что-то своё, по-своему выстраивая отношения с людьми. Однако Бог Библии не таков. Он один и рядом с Ним нет никакого иного Бога. Он создал мир и содержит его в своих руках. Он не просто местечковый хозяин, но Царь над всеми, кого можно было бы посчитать богами. Но вместе с тем, и это самое важное, Господь — пастырь своих людей, и ни один из тех, кто принадлежит к Его народу, не забыт Им. И этот мотив повторяется в Писании многократно, особенно в псалмах и в пророческой литературе. Народ должен был это очень хорошо усвоить и независимо от обстоятельств помнить, что Бог всегда с ним, во всех испытаниях. Только сами люди могут ожесточать свои сердца и не пускать Его в свою жизнь, но Он, со Своей стороны, всегда верен.
Читая 94-й псалом через призму христианского благовестия, мы, во-первых, понимаем, что Богом не забыт не только еврейский народ, но каждый народ и каждый человек на земле дорог Ему. Во-вторых, Господь не только помнит о людях, но как добрый пастырь делает всё для их спасения.