
"Жители столицы знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии, — говорил близким людям священник Иоанн Ильич Сергиев в зрелом возрасте. Однако заканчивая Духовную академию, он мечтал о миссионерских подвигах где-нибудь в Сибири или на Камчатке. Кандидат Богословия выпуска Петербургской духовной академии 1855-го года хотел жить среди диких народов, непременно в суровых погодных условиях, и радостно нести этому мрачному миру свет Христов.
Но Господь распорядился иначе. Он показал юноше во сне его самого в священническом облачении в одном из больших русских храмов. Когда молодой человек попал в Андреевский собор Кронштадта, то с изумлением узнал в нем церковь, в которой служил во сне. Иоанн Ильич принял предложение поступить в клир Андреевского собора, женился на дочери местного протоиерея и в декабре 1855-го года был рукоположен в священники.
Его миссионерская ревность получила неожиданное для того времени направление. Он стал проповедовать среди кронштадтских матросов, мастеровых, чернорабочих и прочего простого люда. Молодой пастырь ходил по доходным домам, заглядывал в хижины и лачуги, видел беспросветную нищету и столь же беспросветное пьянство. Он сразу же понял, что одними словами этих людей не проймешь. И начал проповедовать делом — раздавал нуждающимся свое невеликое жалование, иногда снимал с себя одежду и обувь, оставляя все это бедным.
Если нечего было отдать, он просто помогал — например, мог посидеть с ребенком бедной прихожанки, пока мать занималась по хозяйству. Добрые движения его души сразу же оценили в народе — и горькие пьяницы, картежники, сквернословы оставляли свою страсть, отпадшие возвращались к Богу.
Отец Иоанн получил от Господа дар исцеления, и народ пошел к нему: за священником всегда следовала огромная толпа почитателей и духовных чад. Вдобавок к колоссальной духовнической нагрузке Кронштадтский пастырь стал ежедневно служить Божественную литургию. На каждом Богослужении он проповедовал, иногда не один раз. Его проповеди, особенно перед исповедью, вызывали в людях сильные покаянные чувства. Многие плакали, громко каялись в своих грехах и действительно начинали жить по-христиански.
Горячие, искренние слова отца Иоанна находили отклик во всех слоях общества, его приглашали в самые отдаленные уголки Российской империи. Великого подвижника высоко оценили в Царской семье.
Отец Иоанн стал всероссийским пастырем и миссионером, усердно возвращая заблудших овец ко Христу. Не один атеист под его влиянием пришел в Церковь. Разумеется, враги Православной Церкви его ненавидели и яростно осыпали самой изощренной клеветой.
Отец Иоанн не дожил до Октябрьского переворота, однако предсказал, чем закончатся революционные устремления и нераскаянность определенной части общества. Он предвидел крах Империи и гонения на Церковь Христову. Но он же предрек и грядущее за этим покаяние русского народа и возрождение России как могучего православного государства.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки