
Рим., 116 зач., XV, 1-7.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Город Рим имеет долгую историю, наполненную разными интересными деталями. Сегодня мы вспомним об одной из них. Почти в самом сердце «вечного города», посреди реки Тибр, можно увидеть небольшой по размерам островок, похожий очертаниями на корабль. Он носит несколько названий. Сегодня его чаще именуют Тиберианой. Но когда-то остров носил имя античного бога врачебного искусства — Эскулапа. Здесь во времена Римской империи находился самый большой изолятор для неизлечимо больных или просто безнадежных людей. Сюда привозили как заразившихся чумой или проказой, так и просто стариков.
Пленниками острова оказывались не только рабы, но и полноправные граждане. Почему пленниками? Потому что выбраться с Тиберианы возможно было только после смерти. Просвещенная античная цивилизация не слишком гуманно относилась к больным людям. Достаточно вспомнить, как поступали в древней Спарте с увечными младенцами — их сбрасывали в горные ущелья. Там же оказывались калеки. Во время эпидемий, которые в Римской империи редкостью не являлись, семьи отказывали заболевшим родственникам в каком-либо уходе, оставляя их на так сказать «попечение богов».
Зародившееся в первом веке христианство сильно удивляло язычников той эпохи. Последователи Спасителя давали свободу рабам, не отказывались от старых или больных родственников, а во время пандемий заботились как о своих близких, так и о чужих — оставленных и брошенных. Этическая установка евангельского учения в данном вопросе была и остается однозначной. Она прекрасно выражена в сегодняшнем отрывке из послания апостола Павла к римлянам.
Святой Павел призывает своих читателей — христиан из евреев и из язычников — отказаться от эгоистических устремлений и начать жить не столько для себя, сколько для окружающих людей. Причем, апостол, как кажется, специально не уточняет, кого он имеет в виду под «окружающими». Похоже, это не только братья и сестры по вере, христиане, но и вообще все люди. Подобная логика находит подтверждение на примере Христа. Господь Иисус пришел в наш мир, чтобы избавить от греха и смерти каждого человека. Искупительная жертва Спасителя имеет отношение ко всему человечеству. Другое дело, что подвиг Сына Божьего не упраздняет нашей свободы. И мы вольны как принять уже дарованную нам благодать, так и отвергнуть её.
Апостол Павел, призывая римских христиан творить добро в отношении каждого человека, безусловно понимает, что одни люди с благодарностью отнесутся к такому отношению. Другим же оно будет неприятно. И вновь святой призывает обратить взор на Христа. Спаситель в течение земной жизни общался с разными людьми. Некоторые стали Его учениками, но большинство современников от Господа Иисуса отворачивалось. Что не мешало Сыну Божьему с любовью относиться даже к самым упорным Своим противникам.
Апостол Павел обещает нам, что если мы будем следовать примеру Христа, иными словами, положим в основание жизни понимание других и терпение, то Бог, видя наше старание, пошлет нам утешение. Утешение, которое выражается в душевном мире, светлой надежде на помощь Господа, сердечной радости. Перечисленные духовные дары станут не только нашим личным достоянием, но проявлением благодати Божией вовне. И тогда мы сможем исполнить завет преподобного Серафима Саровского — «спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
В заключение сегодняшнего чтения апостол Павел напоминает нам, что христианство не религия одиночек. Для христианина недопустимо бросать и оставлять без помощи тех, кто в ней нуждается. Искренняя вера способна даровать людям настоящее единство друг с другом через единство в Боге. И путь к достижению великой духовной общности идет через преодоление эгоизма, неосуждение и прощение чужих грехов, взаимную поддержку в подражании святости Христовой.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема