
Деян., 37 зач., XV, 35-41.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот краткий отрывок содержит в себе как минимум две очень важных мысли, которые повлияли на всю историю Церкви.
Первая из этих мыслей вытекает из желания апостола Павла вернуться в те места, в которых он со своими спутниками ранее проповедовал Христа. Это говорит о том, что апостолы чувствовали свою пожизненную ответственность за этих людей. Дальнейшее развитие событий показало, что сами новообращенные христиане далеко не всегда с должным почтением относились к тем, благодаря кому они стали христианами, то есть к апостолу Павлу и его спутникам. В этом смысле новообращенные христиане были похожи на неразумных и капризных детей. Конечно, апостол Павел глубоко страдал от такого к себе отношения, от отсутствия понимания со стороны основанных им общин, от клеветы и всех прочих негативных проявлений человеческой природы своих духовных чад. Но при этом апостол относился к ним как, собственно, к чадам, то есть как к не всегда разумным и милым детям.
Пример апостола Павла лег в основу отношения священников к своим прихожанам и к тем, кто присоединился к Церкви благодаря их пастырским трудам. То же самое, но в большей степени, можно сказать и про архиереев. Церковные правила предписывают архиереям регулярно посещать монастыри и приходы епархии с тем, чтобы найти ответ на вопрос, заданный апостолом Павлом, чтобы узнать «как они живут», то есть как обстоят дела веры и дела житейские во всех церковных общинах епархии. Апостол Павел не спрашивал разрешения на посещение основанных им общин и не интересовался желанием новообращенных христиан, он просто шел к ним, невзирая не на что, также, как любящий отец разыскивает своих детей и идет к ним без предварительного согласования своих действий. Таким же образом должны поступать и последователи апостолов: пастыри Церкви.
Вторая важная мысль этого отрывка заключается в не самой приятной фразе, которая в Синодальном переводе звучит несколько туманно, ее лучше перевести так: «Произошло же острое разногласие, так что они расстались друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр». Между апостолами произошло разногласие. Причем не просто разногласие, а «острое», то есть весьма серьезное. Апостолы не смогли договориться. Они поспорили и не сумели прийти к согласию друг с другом. Получается, что конфликты были и в Древней Церкви. Нет ничего удивительного в том, что они случаются и сегодня. Мы ничем не лучше апостолов, у нас точно также не всегда хватает сил, воли и разума, чтобы иметь во всем и всегда единомыслие между собой. Но это не приговор и не диагноз, это обычное, хотя и весьма скорбное, явление в любом человеческом, в том числе и христианском, обществе.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов