Римский император Феодосий запретил в стране язычество, провозгласил веру во Христа государственной религией, объявил Символ веры непререкаемым, а все его искажения — ересями. Но при этом он прекрасно понимал, что никакие указы не защитят его собственных сыновей от тлетворных заблуждений, если их наставник не будет укоренен в апостольской вере. Феодосий повелел найти для Аркадия и Гонория преподавателя не только образованного, но и боголюбивого. И вскоре перед ним с докладом предстал советник.
— Чем порадуешь меня, Руфин? Нашелся человек, достойный преподавать науки царским детям?
— Есть такой человек, ваше императорское величество. Это некий Арсений, уроженец Рима. Он из благородной семьи, получил разностороннее образование, блестяще владеет греческим и латинским языками.
— Он христианин?
— Несомненно. Несколько лет назад Арсений был рукоположен в дьяконы и поныне служит Богу в одном из храмов Рима.
— Он не слишком стар?
— В нынешнем, триста восемьдесят третьем году, ему исполнилось двадцать девять лет. Возраст душевной зрелости и расцвета творческих сил!
— Ну что ж, пусть Арсений будет представлен ко двору.
Гонорий и Аркадий полюбили своего учителя. Он был открыт и дружелюбен, научные сведения излагал понятно и увлекательно. Рассказы Арсения о Христе воспламеняли сердца мальчиков любовью к Богу, он открыл своим воспитанникам радость искренней молитвы. Заботами Феодосия учитель ни в чём не нуждался. Его покои располагали к комфорту, одежда и благовония были изысканными, стол не отличался от императорского. Однако, Арсения все эти блага не радовали. Он тяготился роскошью дворца и по ночам со слезами просил Бога указать ему путь спасения. И однажды в ответ на молитву он услышал голос, призывающий: «Беги от людей, и спасёшься!». Не мешкая, Арсений покинул дворец и сел на корабль, направляющийся в Александрию. Он твердо решил искать уединенного монашеского жития в Египте, в долине Вади-Натрун на северо-Востоке Ливийской пустыни.
Приняв иноческий постриг в одной из пустынных обителей и пройдя науку послушания у преподобного Иоанна Колова, Арсений затворился в отдалённой келье. Он предался аскетическим подвигам, лишая себя малейшего удобства. Добывал себе пропитание, плетя корзины, при этом соблюдал полное молчание и пребывал умом в непрестанной беседе с Богом. Видя усердие отшельника, монахи стали искать у него советов. Он никому не отказывал, давая краткие, но мудрые ответы на вопросы. Ищущих беседы с Арсением становилось все больше, он переселялся на новое место, но его вновь находили. Вскоре слава о подвижнике достигла императора. Советник Феодосия навестил в пустыне покинувшего дворец учителя и доложил правителю о своей поездке. Император выслушал чиновника.
— Значит, Арсений предпочёл пустынножительство придворной роскоши? Выбор достойный! Но не обидно ли ему зарывать в землю дарованные Богом таланты? Обладая его красноречием, можно было бы многих научить добродетелям!
— Я сказал ему об этом! Он ответил, что часто раскаивался в своих словах, а в молчании — никогда.
— Что ж, мудрый ответ! И возразить тут, пожалуй, нечего.
Преподобный Арсений прожил в пустыне пятьдесят пять лет. Видя монашеские труды аскета, современники именовали его великим. До конца своих дней святой избегал общения с людьми, поэтому немного его слов сохранилось в летописях. Но те, что известны, и сейчас остаются ценными для каждой души, ищущей Бога. Пройдя путь подвижника, Арсений сказал: «Совершая подвиги бдения и поста, важно беречь себя от ненависти, гнева, осуждения и гордости». Это наставление преподобного можно считать его духовным завещанием.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











