
Ранним утром, когда весь город ещё спал, в одном доме неожиданно раздался стук в дверь. Открыв её, удивлённые хозяева увидели на пороге молодого инока.
Им было неловко. Они знали, почему пришёл монах, и пригласили его войти. Это был отец Паисий (Эзнепидис) — будущий преподобный Паисий Святогорец.
В 1958-м году по благословению священноначалия он покинул Афон и прибыл в монастырь Стомион, что возле греческого города Коница. Отправили его туда не просто так: восемьдесят семей отпали от православия, соблазнившись учением евангельских христиан и материальной помощью, которую им оказывал протестантский пастор.
Хозяин дома сказал отцу Паисию:
— Да я не только протестантом, но и иудеем стать готов, потому что нахожусь в нужде!
Кротко, но твёрдо монах говорил людям о том, что нельзя предавать веру, продавать её за деньги. Отец Паисий разъяснял соблазнившимся их заблуждения, в том числе отвержение Церкви, икон и почитания святых. Но одной лишь духовной помощью он не ограничивался: отец Паисий обошёл наиболее зажиточных жителей Коницы и убедил их помогать бедным, а на улицах города установил десять собственноручно сделанных ящиков для сбора пожертвований нуждающимся. Часто монах приходил к беднякам со своей котомкой, оставляя им деньги и продукты.
Мало-помалу все семьи, отпавшие в протестантизм, вернулись к Православной вере. Отец Паисий даже провёл беседу с прибывшим в Коницу руководителем всей протестантской общины, и тот не смог ничего противопоставить кроткому монаху, и прекратил деятельность секты в городе.
Для немногочисленных мусульман, живших в Конице, отец Паисий устраивал собрания по пятницам, рассказывая им об учении Евангелия, а самым бедным помогал материально.
В 1962-м году ревностный монах отправился в монастырь святой Екатерины на Синае. Близ обители жило множество бедуинов. Они вели очень простую и бедную жизнь. Отец Паисий очень любил их, помогал им, а детям всегда раздавал маленькие подарки.
Он делал это, ничего не требуя от бедуинов взамен, в том числе принятия веры.
Иеромонах Исаак, ученик преподобного Паисия, позднее писал о нём: «Он молился о спасении всех людей, он желал, чтобы все познали Бога. Его миссионерство — преизлияние его любви к людям».
Эта любовь притягивала к старцу Паисию множество людей. Причём не только православных. Так, один молодой кришнаит, узнав от единоверцев, что в Греции появился, как они сказали, «йог» Паисий, приехал пообщаться с ним. И в результате присоединился к Православной Церкви. И такое происходило со многими людьми. rrr
Особенно же отец Паисий заботился о мусульманах. Дважды в конце восьмидесяты х годов он ездил во Фракию на северо-востоке Греции — в деревни помаков, как называли славян, несколько столетий назад принявших ислам. Поездки эти сопровождались чудесами исцелений. Мусульмане шли к старцу Паисию за врачеванием и духовным наставлением, многие из них стали православными.
Отец Паисий, простой афонский монах, ныне прославлен как преподобный. Во время своей поездки в Австралию он сказал в назидание всем христианам: «Вокруг вас столько народа! Вы должны благовествовать о Христе своей жизнью. Ведь все эти люди могут стать православными».
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема