Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Есть один грех, о котором сегодня напоминает нам апостол Павел — и которого нет ни в одном из многочисленных пособий по исповеди. Правда, в этих книгах каких только экзотических и невообразимых грехов ни встретишь — но этого — точно нет. Это грех — духовного сладкоречия. Обычно после такой «сладкоречивой» проповеди прихожане говорят: ох, как же говорил батюшка, как же хорошо он говорил! Но стоит спросить — а о чём? — в ответ услышишь: о высоком, о божественном! Кроме сладенького послевкусия — ни в голове, ни в сердце ничего не осталось.
Апостол сегодня обращает внимание своих слушателей, что их слово о Христе всегда должно быть... солёным, а не сладким: потому что только такое, приправленное благодатью слово и может достичь человеческого сердца и произвести в нём важные перемены.
У Марины Цветаевой есть такой стих:
Радость — что сахар,
Нету — и охаешь,
А завелся как —
Через часочек:
Сладко, да тошно!
Горе ты горе, — соленое море!
Ты и накормишь,
Ты и напоишь,
Ты и закружишь,
Ты и отслужишь!
Художественная интуиция поэтессы безошибочно подсказала ей: житейская сладость приятна, но в больших количествах — тошнотворна. К слову сказать, конечно, и на одной соли тоже далеко не уедешь. Соль — не пища, а именно приправа, вкусовая минеральная добавка — которая хороша, когда есть, что посолить. Перед нами выстраивается весьма примечательная пара: сахар — сам по себе питателен, но только в умеренных количествах; соль — сама по себе — вредна, и требуется организму только в очень маленькой дозировке, не будучи продуктом питания, а лишь минеральной добавкой. Если продолжить аналогию со словом о Христе, получается, что «сладкоречие» — подобно сахару — создаёт ощущение быстрого насыщения — правда, также быстро и расходуется. А вот «подсоленное» слово, даже горьковатое немного — возбуждает здоровый аппетит и требует полноценного насыщения, а не перебивания голода конфеткой.
Вот мы и получили чёткий критерий благодатности слова или только «симуляции»: если услышанное живёт в душе, зудит, пробуждает духовную жажду, не позволяет успокоиться «сладенькой газировкой» — значит, в этом слове точно есть действие живого Духа Божия!
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.
29 апреля. О духовном смысле песнопения дня
Сегодня 29 апреля. Великий понедельник.
О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.