Случилась со мной такая история. Как-то осенью мы с подругой увлеклись фотографией и решили каждые выходные ездить в какой-нибудь приятный подмосковный городок. Снимали древние кремли, провинциальные избушки и желтые листья в лужах. Все как обычно у начинающих фотографов. Рано утром мы выезжали из Москвы. В дороге завтракали бутербродами с колбасой и запивали их крепким черным чаем из термоса. Затем весь день гуляли и фотографировали. А вечером, дома, смотрели свежие снимки, ужинали и обсуждали поездку.
Подруга моя человек совсем не церковный. Но во время наших путешествий я заметила, что она вдруг живо заинтересовалась православием. Тогда я решила за нее взяться. Ну, не зря же я дипломированный миссионер! Невзначай, я стала подбирать для наших фотосессий города с действующими монастырями, приводила ее в храм, к мощам святых угодников, объясняла устройство иконостаса, церкви и заодно основы православной веры. Вершиной самодеятельного курса катехизации должно было стать практическое участие в таинствах. Заставить это сделать подругу я не могла, но привезти ее на службу и причаститься на ее глазах, вполне. Так и было решено. Я все рассчитала. Узнала когда у них начнется литургия. Сходила на всенощную. Подхожу на исповедь к своему духовнику. Объясняю ему гениальный миссионерский план, а он вдруг и говорит: "Ты причастить лучше здесь, а потом поедешь". Повторяю: "Вы, -- говорю, -- батюшка меня не поняли. Я подругу везу, нецерковную, чтобы она на литургии побыла". Тогда он второй раз мне говорит: "Так, ты подругу сюда привози, помолитесь и поедете". Тут я уже стала раздражаться: "План у меня тактический, миссионерский -- так просто она не пойдет, а во время путешествия -- другое дело, мы потом обсудим с ней и все такое". Батюшка в третий раз предложил мне причащаться дома, я в третий раз сказала ему, что он ничего не понял и сделала все по-своему.
А дальше было что было. Мы съездили. Я причастилась. Погуляли по городу и собрались в обратный путь. Тут-то все и началось. Сначала мы посадили машину на брюхо в какой-то грязной луже на проселочной дороге. Пошел мокрый снег. И мы -- две девчонки -- целый час ковырялись в холодной глине, что-то там подкапывали под машиной, подкладывали ветки, толкали, чтобы вытащить машину из ямы. Хорошо помогли проходившие мимо ребята. Спасибо им. Но как только мы выехали на шоссе -- 15 минут не прошло, как я попала в яму, пробила колесо и вылетела на обочину. Хорошо у меня было запасное колесо. В темноте, в холодной грязи от пролетавших мимо грузовиков, я поставила докатку и мы поехали дальше. Через полчаса у меня порвался тросик спидометра и перестали работать приборы. Уже в Москве я потерялась в каком-то новом микрорайоне -- ездила кругами, не могла найти выход. А в самом конце этой истории, поздно ночью, когда мы уже ехали очень медленно, в полной тишине, смертельно уставшие и замерзшие -- у меня сгорела фара.
Вывод был очевиден -- духовника нужно слушаться. Тем более в церковных вопросах. А как позже я узнала, именно эта история произвела на мою подругу большое религиозное впечатление. Гораздо большее, чем все мои миссионерские усилия.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.