
Кубенское озеро, Спасо-Каменный монастырь
Кубенское озеро, Спасо-Каменный монастырь
«Не из Иерусалима и не от Синая воссиял нам великий светильник, но из родной страны и в наши времена явился» - так в пятнадцатом веке повествовал о преподобном Дионисии Глушицком инок Иринарх, который первым записал со слов учеников преподобного его житие.
Талантливый живописец, резчик по дереву, один из лучших художников Севера Руси – святой Дионисий основал за свою жизнь несколько обителей в глухих Вологодских лесах. Будущий монах-миссионер родился в окрестностях Вологды в 1362 году. Во святом крещении был назван Димитрием. В 19 лет, оставив родительский дом, юноша отправился на расположенное неподалеку от Вологды Кубенское озеро в Спасо-Каменный монастырь. Здесь первым духовным руководителем Димитрия стал игумен обители - старец-грек по прозванию Святогорец, пришедший на Русь с Афона. В эти годы юноша повзрослел, духовно укрепился и почувствовал жажду к активным духовным действиям, направленным как на самосовершенствование, так и на проповедь среди крестьянства. В глухих местах вологодчины даже в конце четырнадцатого века местное население еще придерживалось языческих верований.
Святому Дионисию не было еще тридцати лет, когда он испросил благословения у настоятеля Каменской обители и ушёл в вологодские леса. Несколько лет преподобный трудился над возрождением монастыря близ реки Сухоны. Святость жизни подвижника и его духовная мудрость привлекли к нему множество верующих. Томимые духовной жаждой, они отправлялись за наставлением к святому. В те годы преподобный Дионисий осознал своё призвание быть миссионером. Вскоре он простился с братией, собравшейся в обители, и удалился на реку Глушица. Здесь преподобный Дионисий основал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы – Глушицкий Покровский монастырь. Постепенно эта обитель стала привлекать к себе большое количество богомольцев, странников, нищих. Впоследствии Глушицкий монастырь стал своеобразным центром, из которого выходили основатели новых монастырей русского севера.
Около 1420-го года преподобный Дионисий, стремясь к безмолвию, удалился из Покровского монастыря в уединенную болотистую местность Сосновец в четырех верстах к югу от монастыря и поселился в келье у большой сосны. Так было положено начало еще одной монашеской общине, которая вошла в историю как Сосновецкая обитель во имя Иоанна Предтечи.
Преподобный Дионисий Глушицкий был активным миссионером. На севере Руси благодаря его трудам появились четыре монастыря: была возрождена одна древняя обитель и основаны три новые. Авторитет Дионисия Глушицкого был очень высок среди братии, а со временем укрепился и среди местного населения. Окрестные крестьяне, приобщаясь к духовному свету православия, также начинали ощущать необходимость церквей в своих селениях и просили преподобного о строительстве храмов. Сохранились сведения, по крайней мере, о трех приходских церквях, построенных Дионисием Глушицким.
В лике святых преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, был прославлен в середине 16 века.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.