Кубенское озеро, Спасо-Каменный монастырь
«Не из Иерусалима и не от Синая воссиял нам великий светильник, но из родной страны и в наши времена явился» - так в пятнадцатом веке повествовал о преподобном Дионисии Глушицком инок Иринарх, который первым записал со слов учеников преподобного его житие.
Талантливый живописец, резчик по дереву, один из лучших художников Севера Руси – святой Дионисий основал за свою жизнь несколько обителей в глухих Вологодских лесах. Будущий монах-миссионер родился в окрестностях Вологды в 1362 году. Во святом крещении был назван Димитрием. В 19 лет, оставив родительский дом, юноша отправился на расположенное неподалеку от Вологды Кубенское озеро в Спасо-Каменный монастырь. Здесь первым духовным руководителем Димитрия стал игумен обители - старец-грек по прозванию Святогорец, пришедший на Русь с Афона. В эти годы юноша повзрослел, духовно укрепился и почувствовал жажду к активным духовным действиям, направленным как на самосовершенствование, так и на проповедь среди крестьянства. В глухих местах вологодчины даже в конце четырнадцатого века местное население еще придерживалось языческих верований.
Святому Дионисию не было еще тридцати лет, когда он испросил благословения у настоятеля Каменской обители и ушёл в вологодские леса. Несколько лет преподобный трудился над возрождением монастыря близ реки Сухоны. Святость жизни подвижника и его духовная мудрость привлекли к нему множество верующих. Томимые духовной жаждой, они отправлялись за наставлением к святому. В те годы преподобный Дионисий осознал своё призвание быть миссионером. Вскоре он простился с братией, собравшейся в обители, и удалился на реку Глушица. Здесь преподобный Дионисий основал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы – Глушицкий Покровский монастырь. Постепенно эта обитель стала привлекать к себе большое количество богомольцев, странников, нищих. Впоследствии Глушицкий монастырь стал своеобразным центром, из которого выходили основатели новых монастырей русского севера.
Около 1420-го года преподобный Дионисий, стремясь к безмолвию, удалился из Покровского монастыря в уединенную болотистую местность Сосновец в четырех верстах к югу от монастыря и поселился в келье у большой сосны. Так было положено начало еще одной монашеской общине, которая вошла в историю как Сосновецкая обитель во имя Иоанна Предтечи.
Преподобный Дионисий Глушицкий был активным миссионером. На севере Руси благодаря его трудам появились четыре монастыря: была возрождена одна древняя обитель и основаны три новые. Авторитет Дионисия Глушицкого был очень высок среди братии, а со временем укрепился и среди местного населения. Окрестные крестьяне, приобщаясь к духовному свету православия, также начинали ощущать необходимость церквей в своих селениях и просили преподобного о строительстве храмов. Сохранились сведения, по крайней мере, о трех приходских церквях, построенных Дионисием Глушицким.
В лике святых преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, был прославлен в середине 16 века.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.