Кубенское озеро, Спасо-Каменный монастырь
«Не из Иерусалима и не от Синая воссиял нам великий светильник, но из родной страны и в наши времена явился» - так в пятнадцатом веке повествовал о преподобном Дионисии Глушицком инок Иринарх, который первым записал со слов учеников преподобного его житие.
Талантливый живописец, резчик по дереву, один из лучших художников Севера Руси – святой Дионисий основал за свою жизнь несколько обителей в глухих Вологодских лесах. Будущий монах-миссионер родился в окрестностях Вологды в 1362 году. Во святом крещении был назван Димитрием. В 19 лет, оставив родительский дом, юноша отправился на расположенное неподалеку от Вологды Кубенское озеро в Спасо-Каменный монастырь. Здесь первым духовным руководителем Димитрия стал игумен обители - старец-грек по прозванию Святогорец, пришедший на Русь с Афона. В эти годы юноша повзрослел, духовно укрепился и почувствовал жажду к активным духовным действиям, направленным как на самосовершенствование, так и на проповедь среди крестьянства. В глухих местах вологодчины даже в конце четырнадцатого века местное население еще придерживалось языческих верований.
Святому Дионисию не было еще тридцати лет, когда он испросил благословения у настоятеля Каменской обители и ушёл в вологодские леса. Несколько лет преподобный трудился над возрождением монастыря близ реки Сухоны. Святость жизни подвижника и его духовная мудрость привлекли к нему множество верующих. Томимые духовной жаждой, они отправлялись за наставлением к святому. В те годы преподобный Дионисий осознал своё призвание быть миссионером. Вскоре он простился с братией, собравшейся в обители, и удалился на реку Глушица. Здесь преподобный Дионисий основал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы – Глушицкий Покровский монастырь. Постепенно эта обитель стала привлекать к себе большое количество богомольцев, странников, нищих. Впоследствии Глушицкий монастырь стал своеобразным центром, из которого выходили основатели новых монастырей русского севера.
Около 1420-го года преподобный Дионисий, стремясь к безмолвию, удалился из Покровского монастыря в уединенную болотистую местность Сосновец в четырех верстах к югу от монастыря и поселился в келье у большой сосны. Так было положено начало еще одной монашеской общине, которая вошла в историю как Сосновецкая обитель во имя Иоанна Предтечи.
Преподобный Дионисий Глушицкий был активным миссионером. На севере Руси благодаря его трудам появились четыре монастыря: была возрождена одна древняя обитель и основаны три новые. Авторитет Дионисия Глушицкого был очень высок среди братии, а со временем укрепился и среди местного населения. Окрестные крестьяне, приобщаясь к духовному свету православия, также начинали ощущать необходимость церквей в своих селениях и просили преподобного о строительстве храмов. Сохранились сведения, по крайней мере, о трех приходских церквях, построенных Дионисием Глушицким.
В лике святых преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, был прославлен в середине 16 века.
2 февраля. О добродетелях пастыря
В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла Тимофею есть слова: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
О добродетелях пастыря — священник Захарий Савельев.
Эти слова апостола Павла, которые он адресовал Тимофею, своему ученику, сейчас записаны на крестах духовенства. С обратной стороны эта надпись на кресте является постоянным напоминанием для священника, каким он должен быть. Это постоянное пребывание своим умом в Боге. Это непрестанное желание жить по заповедям. И даже в тяжелые моменты, когда у человека не остается сил, это самоконтроль и упование на Бога. Даже в те моменты, когда человека посещают искушение, чтобы отвернуться, поступить не по правде, не по заповедям Божьим. Образ «будь верным» в слове, житии и в любви относится к епископам и к священникам. Потому что и во времена апостола Павла, как многие мы можем помнить, епископ и священник — это были синонимы одного служения. И сегодня эти слова относятся, конечно, к пастырям, но в том числе и к посомым. Отец в семье тоже является пастырем, мать в семье является примером. И потом дети, которые будут, подражая своим родителям, создавать свою семью, свою ячейку, свою малую церковь, они тоже будут обязаны следовать этим словам апостола Павла, которые он тогда написал Тимофею.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 февраля. Об истории патриаршества в России
Сегодня 2 февраля. В этот день в 1945 году Митрополит Алексий (Симанский) избран Патриархом Московским.
Об истории патриаршества в России — протоиерей Михаил Самохин.
В слове «патриарх» первый корень означает «отец». Патриарх — отец Церкви. И после веков безотцовщины русской церкви она в ХХ веке избирает святителя Тихона — подвижника и мученика. Это было великим событием для нашей церкви. Она обрела отца. В тяжелейшие годы Великой Отечественной, после кровавых гонений, церковь в 1943 году вновь обретает Патриарха. Но совсем скоро, в мае 1944-го, вновь его теряет. И в следующем году, когда советская власть уже не нуждалась в помощи церкви для подъема и сплочения народа, избрание нового Патриарха было вовсе не предопределено. Но милостью Божией в 1945 году церковь избирает Патриарха Алексия, которому предстоит управлять ею четверть века. Блокаду в Ленинграде, еще в сане митрополита, послевоенное восстановление храмов и семинарий, хрущевские гонения, расцвет брежневского застоя — все это довелось пережить святейшему Патриарху Алексию, дворянину, который стал архиереем еще в 1913 году, в год 300-летия дома Романовых.
Святейший Патриарх Алексий, который прожил больше 90 лет, самим своим служением стал образом неразрывности духовной традиции в бурном XX веке. Благодаря ему во многом сохранилась преемственность церковного устроения и культуры, насколько это позволяли условия служения.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 февраля. О том, как развиваются отношения церкви, государства и общества в наши дни
Сегодня 2 февраля. В этот день в 1918 году Совет народных комиссаров принял декрет «Об отделении Церкви от государства и школы».
О том, как развиваются отношения церкви, государства и общества в наши дни — протоиерей Константин Харитонов.
В XXI веке уже Святейший Патриарх Алексей II сказал, что Церковь отделена от государства, да, но не от общества. Не отделена Церковь от народа. Поэтому мы видим, как народ тянется к Церкви, мы видим, как множество задается вопросов, как молодежь интересуется православной культурой. И многие сегодня выбирают изучение именно православной культуры. Да, есть много трудностей, есть много вопросов у современного общества, много недопонимания, но открыт диалог. Этот диалог ведется со всех сторон. И в школах, и в вузах, и по телевидению, и в интернете. Многие священники, блогеры становятся популярными, и у них существует множество подписчиков. Открыты воскресные школы. Каждый воскресный день дети посещают после службы воскресную школу и получают знания основ православной культуры. Также приглашают священников и в школу, и в высшие учебные заведения. И, конечно, этот диалог будет продолжаться и дальше, потому что обществу необходима вера. Народ хочет прийти к своей культуре, не только к культуре, а самой вере, потому что вера — это сердце народа. И дай Бог, чтобы воссоединилась наша православная вера в большинстве с нашим народом. Для этого, конечно, необходимы любые контакты на любом уровне. И мы видим, как святейший Патриарх Кирилл об этом говорит и это поддерживает, и сам является неустанным проповедником Слова Божия, Евангелия и веры православной.
Все выпуски программы Актуальная тема