Не во всякой энциклопедии вы найдете упоминание о том, что в шумной Барселоне - столице испанской провинции Каталониия, есть православная община. Однако же есть, и не одна! Греки, сербы, болгары, румыны имеют здесь свои храмы. А в 2002 году впервые в истории города был зарегистрирован приход Русской православной церкви Московского патриархата, свое имя он получил в честь праздника Благовещения.
Поначалу нечастые богослужения БлаговЕщеской общины проходили в самых различных католических костёлах, чаще всего временный приют православным давали собор Святого Креста – главный храм Барселоны - и бенедиктинский монастырь Монсеррат, расположенный в живописной горной местности. Потом приход нашел пристанище в церкви Санта Мария Рейна – точнее, в небольшой часовне, которая просто не вмещала всех православных богомольцев.
И вот, наконец, в 2011 году свершилось долгожданное событие – у прихода появилось свое, отдельно стоящее здание. Храм великомученика Георгия – святого, почитаемого как православными, так и католиками, был построен в 1910 году монахами камиллианского ордена. А в семидесятых годах церковь оказалась бесхозной, и стояла заброшенной, постепенно разрушаясь.
Барселона много потеряла бы, утратив это изящное строение в неоромантическом стиле, облицованное светлым камнем. Особый шарм зданию придают круглые окна, расположенные по всему периметру. Западную стену украшает ряд кирпичных крепостных зубцов, центральные из которых образуют высокую декоративную рамку. Недавно она была увенчана луковичным куполом с восьмиконечным крестом – этот элемент православного церковного зодчества для жителей Барселоны стал символом надежды, что памятник архитектуры будет сохранен.
Русские прихожане с большой ответственностью отнеслись к драгоценному приобретению. Золотая луковка над входом – это, пожалуй, единственное изменение, которое претерпел фасад храма. Внутри был произведен декоративный ремонт и установлен трехъярусный деревянный иконостас. А в целом здание сохранило свой первозданный облик с уникальными витражами на окнах.
Богослужения в храме проходят каждый день. Чтобы в них поучаствовать, нужно доехать на метро до станции Валькарка и выйти на проспект Республики Аргентина. Здесь сесть на двадцать восьмой или девяносто второй автобус и прокатиться одну остановку, или пройти минут семь пешком – и вот уже перед вами маленький золотой купол на крепостной стене!
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.