
— Твоя внучка.
— Зачем ты её привела?
— Она будет жить у тебя.
— Что?
— За эти годы я сделала всё, что могла для неё. Теперь твой черёд.
— Что это ещё за глупости?
В маленькой хижине, высоко в Альпах, живёт угрюмый седой старик. Он почти ни с кем не общается, потому что уверен: люди его ненавидят. Да и сам он о них не высокого мнения. Старик привык к одиночеству и уверен, что ему никто не нужен. И даже когда на пороге его дома однажды появляется дальняя родственница, а с ней — маленькая девочка, дочь его погибшего сына, то есть, его собственная внучка, старик остаётся непреклонен. Только что мы сами могли убедиться, как он рассержен появлением незваных гостей. Фильм, о котором сегодня пойдёт речь, называется «Альпийская сказка». Картину в 2005 году снял британский режиссёр Пол Маркус по повести 19 века швейцарской писательницы Йоханны Шпири, воплотив на экране удивительную и трогательную историю о том, как одной маленькой девочке удалось изменить к лучшему жизнь сразу нескольких людей.
Главная героиня — сирота. Её отец и мать трагически погибли. Расчётливая тётка, не желая тратиться на содержание девочки, решает отвезти её к деду. А когда тот отказывается взять внучку к себе, женщина просто уходит, оставив её под дверью хижины. Так в жизни старика появляется восьмилетняя Хайди, которая, словно солнечный лучик, освещает всё вокруг. Девочка с радостью принимает жизнь в горах такой, как она есть: Хайди спит на сеновале, умывается ледяной водой из бочки, помогает деду пасти коз и варить сыр. А на его угрюмый и ворчливый характер совсем не обижается. Наоборот, оправдывает старика перед другими, рассказывая, как непросто ему живётся. Всё это происходит на фоне захватывающих дух своею красотой альпийских пейзажей.
И благодаря Хайди пожилой человек, кажется, вновь почувствовал вкус к жизни, сердце его постепенно оттаяло, как тает весной снег в Альпах. Но признать это старик не хочет и как будто боится. И хотя вместе с внучкой он теперь каждую неделю спускался в Дорфли — деревеньку в долине, где и сам он когда-то жил, общение с людьми давалось ему непросто. Об этом можно судить по эпизоду, когда местный священник пытается поговорить со стариком и убедить, что его маленькой внучке будет лучше в посёлке, где она могла бы посещать школу и общаться со сверстниками.
— Вы могли бы снова поселиться в Дорфли. Что это за жизнь для девочки?
— Такая жизнь, уж поверьте мне, во сто крат лучше для неё, чем в деревне, где люди меня презирают.
— Уверяю вас, в людях нет и половины той неприязни, которая вам мнится.
Прозвучавшие сейчас слова священника, да и сам фильм, действительно наводят на размышления о том, что отношение людей к нам во многом зависит от нас же самих. Если у человека внутри злоба и неприязнь, то непременно будет казаться, что и другие испытывают к нам те же самые чувства. А если сердце наполняет радость, на лице сияет улыбка, то и окружающие улыбаются нам в ответ.
По крайней мере, когда смотришь фильм «Альпийская сказка» просто невозможно не улыбнуться вместе с маленькой Хайди. Ведь она никогда не унывает и, кажется, любит всех, даже чопорную фрау Роттенмайер — экономку в доме богатой семьи из Франкфурта. Туда девочка однажды попадает, разлучившись на время с любимым дедушкой и его хижиной в горах. И на искреннюю любовь Хайди другие тоже отвечают любовью. В конце концов, сдаётся даже нелюдимый дедушка Хайди. Кажется, нотки в его голосе меняются, когда в одном из эпизодов он, наконец, говорит внучке о том, как сильно её любит:
— Ты и вправду в порядке, дедушка?
— В порядке. Несмотря на назойливые вопросы.
— Я люблю тебя, дедушка.
— Знала бы ты, как я тебя люблю!
Кажется, добавить тут нечего. Пожалуй, хотелось бы только заметить, что я рассказал далеко не обо всех приключениях маленькой Хайди. Всё остальное вы узнаете, посмотрев фильм Пола Маркуса «Альпийская сказка», в котором, я думаю, найдут для себя что-то важное и дети, и взрослые.
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема