У нас в гостях были директор общественной организации «БЛАГО-медиа», соавтор всероссийского проекта «Семья — основа мира» Антонина Донцова и руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по благотворительности Светлана Черенкова.
Мы говорили о Всероссийской неделе семьи «7Яфест» 2025 года и о многочисленных мероприятиях в Москве и других регионах нашей страны, посвященных теме семьи и семейных ценностей в современном мире.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона Константин Мацан. Наши постоянные слушатели знают, что на этой неделе проходит прекраснейшее событие, даже череда прекраснейших событий — а именно Всероссийская неделя семьи «7Яфест». Все это стартовало в прошедшее воскресенье, 25 мая, и вот длится один день за другим, марафон ценностных встреч на разных площадках происходит в Москве, и не только в Москве, но и в регионах. Сегодня об этом продолжим говорить, у нас в гостях люди, которые имеют непосредственное отношение к организации Всероссийской недели семьи «7Яфест», это Антонина Донцова, директор общественной организации «БЛАГО-медиа», соавтор всероссийского проекта «Семья — основа мира» и соорганизатор события «7Яфест». Добрый вечер.
А. Донцова
— Здравствуйте.
К. Мацан
— И Светлана Черенкова, руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по церковной благотворительности и региональный координатор Всероссийской недели семьи «7Яфест». Добрый вечер.
С. Черенкова
— Добрый.
К. Мацан
— Ну что ж, продолжаем обсуждать на этой неделе в эфире Радио ВЕРА семью, семейные ценности, почему это не просто слова и почему это важно, ну и движется Всероссийская неделя к кульминации, которая наступает в субботу. Вот расскажите, что будет.
А. Донцова
— В субботу, если мы говорим про Москву, то действительно кульминационные события в Москве пройдут именно 31 мая, если мы говорим про регионы, то это и 1 июня, и даже 2 июня, об этом очень подробно расскажет Светлана. Что касается Москвы, то в этот день, как и в нескольких регионах, пройдет Шествие счастливых семей, состоится оно на ВДНХ в районе парка Останкино, такое же Шествие было организовано в прошлом году. Шествие приходит к точке, это храм-часовня Василия Великого, и мы там служим молебен о благополучии российских семей. Такие же молебны будут служить еще в нескольких регионах, и это вот такая замечательная духовная поддержка для наших семей многодетных и малодетных, которые мы хотим, чтобы стали многодетными. Продолжится это все концертом, в котором примут участие дети из многодетных семей, а также родители из многодетных семей, и все чудесные, замечательные артисты, которые выступают за жизнь, за радость материнства, отцовства. Будет много мастер-классов, соревнования, будут презентации книг, в общем, будет чем заняться всей семьей.
К. Мацан
— Ко скольким приходить?
А. Донцова
— В 11.30 мы собираемся все организованно, радостно, с флагами, чтобы идти по Останкинскому парку.
К. Мацан
— Куда приходить в 11.30?
А. Донцова
— В 11.30 нужно будет прийти к главному входу парка Останкино, получить всякую прекрасную атрибутику, связанную с праздником «7Яфест», и продолжить шествие до храма-часовни.
К. Мацан
— Так, Светлана, а в регионах что будет происходить в ближайшие дни?
С. Черенкова
— А в регионах столько всего происходит, что иногда я уже теряюсь, потому что, помимо того, что у нас есть так называемые методические рекомендации, то есть то, что мы проводим в Москве, и то, что мы хотели бы когда-то, чтобы состоялось в Москве в полном масштабе, мы рекомендуем регионам, и они составляют по мере своих сил, возможностей программы. Конечно, как сказала Антонина, кульминацией всей недели будет молебен, шествие, его к сожалению, не везде пока можно проводить, но молебны можно проводить везде. От кафедрального собора у нас, слава богу, участвуют и правящие архиереи, что очень радостно. Вот буквально сейчас, когда к вам ехала, получила новость, что даже в Пятигорской епархии, вот буквально сейчас решилось, будет архиепископ Феофилакт служить этот молебен — конечно, это очень вдохновляюще для семей. Мы каждую литургию молимся, молимся о благополучии, мы просим Бога много о чем, а тут такая удивительная возможность соборной молитвы всем вместе, в каждом регионе, в каждом городе, в каждом посёлке — везде, где есть храм, мы можем повторить то, что происходит в Москве. Конечно, очень радостно, что организаторы — а в регионах объединяются, муниципалитеты, органы власти профильные, некоммерческие организации, Церковь, — все, что могут предоставить в этот День семьи, пытаются как-то это организовать, то есть после вот такого духовного начала происходят разные массовые мероприятия — культурные, творческие, образовательные, очень сложно уследить, очень увлекательно. Вы знаете, в прошлом году мы, когда смотрели, нас это очень вдохновляло, было немного непривычно. В этом году, листая ленту, а все проставляют хештеги «7Яфест», «неделя семьи», так листаешь, листаешь и думаешь: ну чем там меня ещё могут удивить? А это случается, кто-то что-то такое бах! — и придумывает, или какие-то удивительные фото. Каждый день праздника посвящён определённой тематике — по сути, определённой ценности семейной, и вот перед Днём пап у меня всплыла одна фотография: папа на каком-то транспорте с огромным количеством капусты или чем-то там, и детьми, и вот понимаете, какие-то вещи, они просто поражают, вдохновляют и надолго остаются. Как в прошлом году были пельмени, в этом году какие-то другие моменты.
К. Мацан
— А что в прошлом году было с пельменями?
С. Черенкова
— С пельменями — это День мам. Мы проснулись в День мам в среду, и вся лента наполнилась пельменями, пирожками, и это было неожиданно. Ну вот пройдёт День мам, у всех какие-то разные традиции, но, оказывается, вся наша страна лепит пельмени, пирожки, и это российская традиция. Мы даже думали, что в Москве у нас будет, если не один большой пельмень, то один большой расстегай, когда-нибудь мы до этого дойдём. И я хотела отметить, что вот мы приближаемся к какому-то такому духовному завершению, но с него мы и начинали. Так получилось, что некоторые регионы стартуют с молебна, а кто-то завершает молебном. И вот в воскресенье мы проснулись, в ленте такое духовное начало, какие-то шарики, очень красивые фотографии со службы, много детей, много семей, тем мы и завершаем. Ну вот регионы нам такие радостные вести присылают.
К. Мацан
— Я бы вот о чём хотел спросить. Во-первых, Радио ВЕРА является одним из непосредственных соорганизаторов Недели семьи «7Яфест», поэтому для нас это не внешнее мероприятие, а своё, родное. Я помню, какое-то время назад наша радиостанция получала очередную то ли премию, то ли награду (я сейчас так аккуратно говорю, не помню точно, что это было, чтобы не соврать), но я помню, что наш главный редактор Илья Кузьменков, тоже один из соорганизаторов «7Яфеста», тогда выступая, получая эту награду от лица радиостанции ВЕРА, сказал, что «сегодня все говорят о семейных ценностях. Мы на Радио ВЕРА говорим о семейных ценностях все десять лет своего существования. Десять лет назад мы были, в общем-то, одни, кто об этом говорил, ну, может быть, одни из немногих. Сегодня об этом говорят очень многие, и мы в том числе, поэтому, если хотите узнать, о чём будут через десять лет говорить, слушайте Радио ВЕРА. Мы как бы всегда опережаем немножко общественный тренд, и это хорошо». Но вот в этой связи прошёл в прошлом году форум «7Яфест», и, конечно, всегда организаторам хочется, чтобы форум имел какие-то последствия, чтобы были отклики, чтобы можно было оценить что-то, что изменилось после этого мероприятия. Вот какие ощущения после прошлогодней недели «7Яфест»? Какие плоды были?
А. Донцова
— Ну, во-первых, подводя итоги, мы говорим о том, что, если Радио ВЕРА вообще было идейным вдохновителем праздника «7Яфест», который перерос во Всероссийскую неделю семьи как раз в прошлом году в первый раз, и когда мы попросили регионы прислать цифры, кто у них поучаствовал, мы даже не надеялись и даже не думали, что именно 200 тысяч человек, 50 тысяч семей России возьмут и в мгновение объединятся в единых событиях. Это было наше первое приятное удивление, что действительно, то, о чём вы говорите уже десять лет, настолько откликается в сердцах людей, просто невероятно! И, вы знаете, какая поразительная вещь: вот «7Яфест» стал соприкосновением, такой точкой притяжения, в том числе в регионах, в том числе в Москве, всех тех, для кого традиционные семейные ценности — это не просто звук. И на протяжении года к нам обращались, в том числе и в регионах инициативные люди с идеями, как ещё можно будет провести, что ещё можно будет. И вот такие прекрасные коллаборации у нас происходили на протяжении целого года, сейчас многие принимают участие у нас в марафоне ценностных встреч. Я напомню, что марафон ценностных встреч у нас проходит в течение недели, завершится он в пятницу, и в нём принимают участие не только общественные деятели, но и медиаперсоны известные, священнослужители, православные психологи, то есть огромное количество людей смогло объединиться, и буквально на днях было так прекрасно, когда наши спикеры — это известные люди, все, которые по-своему занимаются продвижением ценностей семьи, они встретились в одном месте — в Музее императора Николая Второго, и они так были рады друг друга видеть, это духовное объединение происходит в каждой точке нашего региона. Я думаю, что рождается сейчас огромная такая сила, точкой притяжения которой стала именно Всероссийская неделя семьи. Но знаете, что поразительно? Когда мы начали смотреть, кто принимал участие, мы поняли, что активно принимают участие детские сады в рамках традиций, в эту неделю мы формируем семейные традиции, от детских садов до губернаторов и митрополитов, вот это ли не результат?
С. Черенкова
— Да, от малышей до такого высокого уровня. Я добавлю, что у нас отзыв из Липецкой области пришёл, Липецкая область в этом году присоединилась, в прошлом году они думали, но там сменился министр, его перенаправили в Рязанскую область, и Рязанская область у нас вошла в Неделю семьи, а Липецкая область осталась в стороне. Но в этом году они активизировались, там инициирует координатор наша Юлия Бунина, советник одного из глав, назовём так, и она сказала, что это событие удивительно вновь объединило нас всех, оно как-то нас зажгло, мы давно такой радости не получали от событий. Это то, что происходит и сейчас, и то, что происходило в течение года, мы, конечно, после того, как провели, немного выдохнули, но всё равно это объединение произошло и пошёл процесс. И вот на ваш вопрос я отвечу цитатой того же Ильи Александровича о том, что произошло и какие результаты, и вообще, что можно такое пощупать. Год семьи прошёл, но что-то осталось, и наша Всероссийская неделя семьи «7Яфест» всё-таки стала наследием, и эта система всходит, она могла не взойти, а наше дерево упорно растёт, и я думаю, что Илья Александрович тоже рад, но учитывая, что он такой у нас мыслитель, я прекрасно понимаю, что лет через десять будет ещё интереснее.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях в «Светлом вечере» соорганизаторы Всероссийской недели семьи «7Яфест» Антонина Донцова и Светлана Черенкова. Мы продолжаем наш разговор. А вот я неслучайно сказал вначале, что сегодня даже с самых высоких трибун говорится о семейных ценностях, о важности семьи и так далее, а вы, как профессионалы, специалисты, как общественные деятели очень давно в этой теме, и помните, как это было до того, как об этом стали активно, постоянно говорить.
С. Черенкова
— До того, как Радио ВЕРА стало об этом говорить.
К. Мацан
— И даже не Радио ВЕРА, а до того, как это стало, может быть, последние два-три года таким вот мейнстримом от мала до велика, скажем так. А вот что-то реально, по вашим ощущениям, в практике изменилось? Вот стало ли проще организовать проект в помощь семейным парам или просто семьям, когда вот это стало мейнстримом? Или, по большому счёту, пока слова остаются словами и постепенно, медленно, может быть, до практики доходит, но вы по-прежнему чувствуете себя такими, вот не один в поле воин, но всё-таки людьми, которые такую тему продвигают, которую надо ещё обосновывать, чтобы продвигать.
С. Черенкова
— Я сейчас смотрю на Антонину, и я так рада, что у нас могут быть немного разные мнения. Антонина, начинайте. (смеются)
А. Донцова
— Так как я являюсь соавтором большого всероссийского социального проекта «Семья — основа мира», который представляет из себя целую экосистему по продвижению традиционных семейных ценностей и вообще по трансформации, изменению человеческого сознания в их пользу, я могу сказать, что, конечно, колоссальная административная поддержка ощущается, потому что на уровне власти разных субъектов, регионов и городов, даже самого высокого уровня — люди, не чиновники, мы говорим «люди», наконец-таки поняли, что без этого нам не выжить, и чисто по-человечески, конечно, стараются оказывать абсолютно разное содействие. Но если мы говорим о поддержке, когда мы уходим не в административную, а в финансовую, то, естественно, появилось огромное количество спекулянтов вокруг этой темы, те, для кого, к сожалению, не по зову души, а для заработка денег семейная тема стала таким вот мейнстримом, на котором можно заработать. И мы же занимаемся огромным количеством исследований по поводу своего проекта, смотрим соцсети, смотрим подрядчиков по семейным ценностям, и у нас был выявлен такой вот, как по мне, так вопиющий факт: появился новый проект в поддержку традиционных семейных ценностей, появился он для молодёжи, для студентов, это некая платформа, и нам стало интересно, кто же её сделал. И мы, когда узнали, кто сделал, получилось, что ещё вчера эта компания продвигала рэпера с антисемейными ценностями, и, ну, простите, все мы взрослые люди — и противозачаточные средства они продвигали, у них была целая такая компания, называлась она «День защиты от детей».
К. Мацан
— Красиво.
А. Донцова
— Да, и эта же ровно компания, фирма сегодня запускает проект на государственные, возможно, деньги, она пролезла и стала подрядчиком. Таких спекуляций, к сожалению, оказалось очень много, и мы выступали с предложением в Совете Федерации организовать некий фильтр, чтобы действительно люди, которые занимаются ценностями, были носителями этих ценностей. Вот здесь я могу ответить таким образом.
К. Мацан
— Так, Светлана?
С. Черенкова
— Антонина, огромное спасибо, потому что, если бы высказалась только я, это было бы слишком по-розовому. В первую очередь, я мама.
К. Мацан
— А сколько у вас детей?
С. Черенкова
— Пятеро детей. И так получилось, что моему наследию Года семьи почти девять месяцев. Нас было четверо и немного не хватало для картинки «7Яфест», чтобы семеро было, и мы тянулись. Ну, я шучу, конечно.
К. Мацан
— Девятимесячная дочка сейчас гуляет рядом со студией Радио ВЕРА с папой в коляске, видимо. Слава богу, погода хорошая.
С. Черенкова
— Да, ждет маму. Это радость, когда есть возможность совмещать материнство с общественной деятельностью. Главное тут — держать некоторый баланс. Так вот, говоря о материнстве, я прекрасно помню ощущение, когда родился у меня третий ребёнок, а потом был утверждён нацпроект «Демография», после родился четвёртый ребёнок, и я стала местным таким национальным героем. Во-первых, я общественной деятельностью занималась, меня приглашали всюду, особенно в положении, и изменилось моё вообще ощущение, то есть стали не просто обращать внимание, что ты какой-то асоциальный, а возвели чуть ли не в какой-то подвиг, и стали поддерживать проекты, связанные с демографией. Яркий этому пример: сейчас развивается сеть семейных МФЦ, это проект, который заходил на волне нацпроекта «Демография», и он зашёл в нацпроект «Семья», это некоторая реальность. И, говоря о светлом будущем, Антонина, я искренне не просто надеюсь, но я верю или даже, может быть, знаю, сердце моё так подсказывает, что Всероссийская неделя семьи — это тоже светлое будущее, и мы обязательно найдём ту самую поддержку. Просто иногда хорошие проекты становятся народными. Вот такие народные проекты должны обязательно найти поддержку. И я надеюсь, что и с Всероссийской неделей семьи будет так же.
А. Донцова
— Знаете, о чём мы мечтаем?
К. Мацан
— Так?..
А. Донцова
— Мы мечтаем, чтобы в последнюю неделю мая абсолютно в каждом населённом пункте звонили колокола и звучали молебны о благополучии российских семей. И весь народ, так как мы все являемся членами семьи, мы все — мамы, дочери, сыновья, в общем, мы все из семьи. И чтобы вот каждый человек, если мы не смогли объединить их духовно возле какой-то иной идеи, они все молились о благополучии семьи, пусть даже своей, неважно. А так у нас сегодня получается, что, например, в Мордовии будут молиться в том числе и за семьи Мурманска. Вот такая история.
С. Черенкова
— Да, чтобы мы к 1 июня приходили с реальными истинными ценностями. Чтобы у нас был не «день защиты от детей» 1 июня, а, к сожалению, те ценности, которые вкладываются в этот день, они в том числе вот такие, проскакали этот день, и ладно. То есть, если в нашей стране пока ещё делают аборты, то кого же мы защищаем 1 июня и от кого? И вот хотелось бы, чтобы к 1 июня каждый ребёнок приходил с семьёй и знал, что семья — это защита. И главная ценность — это жизнь. И взрослые будут биться за эту ценность и защищать ребёнка всегда.
К. Мацан
— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Напомню, у нас сегодня в программе «Светлый вечер» соорганизаторы Всероссийской недели семьи «7Яфест» Светлана Черенкова и Антонина Донцова. Не переключайтесь.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, у микрофона Константин Мацан. У нас сегодня в гостях соорганизаторы Всероссийской недели семьи «7Яфест», которая при непосредственном участии Радио ВЕРА на этой неделе проходит, и в качестве всероссийской акции это уже второй раз, второй год подряд. У нас сегодня в гостях Антонина Донцова, директор общественной организации «БЛАГО-медиа», соавтор всероссийского проекта «Семья — основа мира», и Светлана Черенкова, руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по церковной благотворительности и региональный координатор Всероссийской недели семьи «7Яфест». Мы продолжаем говорить о семейных ценностях. Я бы вот о чем хотел спросить: не раз наблюдал примерно такой диалог, когда человек говорит очень правильные вещи, высокие, о том, что семья — это радость, как это здорово, и вообще наполняет жизнь смыслом — и сталкивается с некоей глухой стеной собеседника, а у него очень простая аргументация: «какие ценности? Вы были в регионах с их депрессивной жизнью? Там людям жить не на что, там люди пьют, там мужья жен бьют, о каких вообще ценностях вы говорите? Дайте людям просто нормальные условия существования сначала, а потом уже вот рассуждайте о высоком». Вот как вы с такой реакцией готовы сталкиваться? Задумались наши собеседницы...
С. Черенкова
— Ну, рождаются дети не только в глубинке, но и в Москве. Каждый раз, когда пересекаю МКАД, меня немного так захватывает, я ощущаю вот это масштабное количество людей, масштабное такое благополучие людей, но не детей. А где они могут быть, когда есть некоторая ограниченность? Детям же здорово по зелёной травке бегать. Но рождение детей — это не всегда про благополучие, это про выбор жизненного пути. И мы часто транслируем и говорим о том, что дал Господь ребёнка, даст и на ребёнка. Ну, можно говорить «да, конечно, но как же образование и так далее», но семьи, в которых рождаются дети, многодетные семьи, так получилось, знаете, мы опыт передаём друг другу, что-то обсуждаем и действительно практически утверждаемся в том, что удивительные вещи происходят после рождения детей, и кроме как чудесными, их не назовёшь. Пример: мы долго, мучительно рождали Всероссийскую неделю семьи. И так получилось, что где-то в этом моменте я понимаю, что наступила моя пятая беременность, но как-то же она вроде бы не совсем в тему, тут такое масштабное мероприятие... И я понимаю, что я или несу эту ценность, являюсь носителем этой ценности, или всё, что говорю, это ни о чём. Жизнь — та самая ценность. И я прекрасно понимаю, что рождение ребёнка на моей так называемой общественной деятельности, если крест не поставит, то немножечко меня или сильно ограничат, осадит точно. Но в процессе того, как беременность проходила, потом родился ребёнок, если и возникла, то физическая ограниченность, но не возникло возможностной вот этой ограниченности. Наоборот, какие-то такие удивительные вещи стали происходить, что именно этот ребёнок и есть ценность этой Всероссийской недели семьи. И если бы он не родился, у нас точно была бы ограниченность, и этой Недели в том числе, понимаете? Поэтому надо быть или носителем этой ценности, или уже помолчать. Потому что человеческий ум найдёт тысячу один повод отказаться или в противовес что-то сказать. Но что может сказать кто-то, увидев женщину, которая только что родила дитя? Что может вообще сравниться с этой радостью? И женщина, родив своё дитя, она в этот момент вообще скажет: «ой, там квартира, ну зачем же я?» Ничего она не скажет, она будет только благодарить Бога, что вообще ей хватило ума- разума родить себе счастье.
К. Мацан
— Антонина, а вы как это чувствуете?
А. Донцова
— Я это чувствую абсолютно так же, как Светлана, потому что дети, во-первых, дают вдохновение женщине, расширяют её возможности. Действительно, женщина становится настолько мобилизована во всех областях жизни и получает невероятную энергию, что очень часто примеры, когда именно находясь в беременности, женщина начинает новые проекты, новый бизнес, общественные проекты, генерирует какие-то идеи. Но я вот что хотела сказать: вы знаете, нужно говорить, и не только по радио, но из всех источников информации об уникальном исследовании, которое провели наши коллеги, это всероссийское исследование национальных приоритетов: они выявили уровень счастья. И оказалось, что выше всего уровень счастья в семьях, где 4+ детей. То есть, если у тебя рождается четвертый, в твоей семье счастье приумножается. Девиз Всероссийской недели семьи — «Больше семья = больше любви», и это действительно так, это понимают все многодетные родители. Я совершенно соглашусь здесь со Светланой. Вы знаете, когда человек получает доступ абсолютно ко всем материальным благам и получает какую-то власть, он начинает очень сильно, к сожалению, этим благополучием материальным дорожить, и почувствовав это, он уже лишает себя радости стать отцом или матерью еще одного ребенка. И тоже показывают исследования, что, оказывается, уровень благополучия, чем выше, тем выше в этом сегменте отказ от рождения детей. И делают аборты у нас сегодня не матери из глубинок, в основном. Вы знаете, кто на первом месте? На первом месте — женщины, которые принимают решение о рождении второго или третьего ребенка. Это женщины, которые уже в возрасте 30-35-40 лет, только потом принимают решение молодые девочки, и уровень благополучия в этих семьях абсолютно разный, и это не бедные семьи. Вот поэтому, если мы говорим о сохранении детей, об этой статистике нужно говорить. То же самое, когда семья получила квартиру, вот такая мера, как ипотека, она очень спорная. Ведь у нас многие, как говорят мои коллеги, «ипотека убила третьего ребенка», потому что, когда рождается первый ребенок, семья принимает решение взять ипотеку, далее они перекрывают материнским капиталом, а дальше они попадают в эту кабалу, когда, получается, либо они платят эти 30–50 тысяч, покрывая ипотеку, либо на эти 30–50 тысяч они могли бы содержать ребенка, ведь у них же есть этот ресурс в 30–50 тысяч на ипотеку. И получается, неизвестно, кто здесь выигрывает, кроме банков, но вот такая печальная статистика.
С. Черенкова
— Часто в этой ситуации приходится работать маме, или быть на удаленке, или подрабатывать, что не совсем логично и уместно, потому что, если у тебя уже двое или трое детей, вообще работать сложно с погружением, как-то совмещать гораздо уместнее. Получается, что вот этот рубеж — четыре ребенка, мало кто проходит, но тот, кто доходит, тот испытывает, по исследованию национальные приоритеты, настоящее счастье.
К. Мацан
— «Но какие выживают, те до старости живут». (смеются)
С. Черенкова
— Да, я дополню, у нас сегодня Антонина — здравый разум, а я такой эмоциональный интеллект. Я по слухам-то знала всегда, что где-то там, где четыре, там какое-то счастье, так говорят многодетные, почему-то они так говорят. Но ты же не можешь прочувствовать это, ну что там такое происходит? Три-четыре, ну какая разница?
К. Мацан
— Вот расскажите, что происходит?
С. Черенкова
— Я не знаю, но что-то происходит, действительно. Значит, родился, когда у нас четвертый ребенок, то в какой-то момент стало все равно, сколько у тебя детей, ты понимаешь, что приблизительно нагрузка не увеличивается, потому что дети старшие уже подрастают, а семья, она как-то так удивительно растет, какая-то любовь, счастье. Ты вот смотришь на этот стол обеденный: если убрать одного ребенка — ой, ну уже как-то и скучненько. Мы как-то выбрались в кафе с двумя детьми — ну скука скучная. Я к тому, что что-то особое даёт Господь, радость, которая заполняет весь внутренний объем семьи, наверное, благодатью. И вот родился пятый ребенок — нет таких кардинальных перемен, просто благодати больше.
К. Мацан
— Знаете, у нас, по-моему, в прошлом году, как раз когда мы говорили про прошлогодний Всероссийский фестиваль семьи «7Яфест» или по какому-то иному поводу, в студии был священник Фёдор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, и он сказал фразу, которая мне очень запала в душу, он многодетный отец, и у него была такая фраза, как бы заочно отвечая тем, кто сомневается в какой-то разумности иметь много детей, он сказал: «А всё равно, пока всех не родишь, кого тебе Господь предназначил, себя до конца не реализуешь».
С. Черенкова
— Всё верно.
К. Мацан
— Вот расскажите, если это верно, как это в вашей жизни подтверждается на практике, если подтверждается? Вот Антонина указывает на Светлану.
С. Черенкова
— Так получилось, у нас в семье было такое испытание: Господь долгое время не давал детей, по крайней мере столько, сколько хотелось, вот один, потом второй так тяжело нам достался, ну и, казалось, всё, нам хватит уже такого счастья, больше и не надо. А дети стали рождаться, слава богу, и как-то так внезапно, и в какой-то момент я поняла, что коляски мы продавать больше не будем, пусть постоят, что их потом заново покупать. Получается, вот как раз с двумя была какая-то трагичность момента, какая-то борьба, а потом с каждым ребёнком открывалась какая-то волна — волна творчества в каком-то делании, в открытии себя. Я даже иногда сравниваю, начинаю вспоминать: так, а что же я делала в ту беременность? И у меня получается, что иногда я даже вижу что-то схожее между характером детей и чем я там занималась. Например, первый ребёнок, вы не представляете, я купила пастель, я рисовала, фотографировала, на стенах рисовала, перекрашивала мебель. Сейчас моя девочка учится в Строгановке, ей 17 лет, а я после этого карандаша в руках не держала, понимаете? Я не знаю, как это может происходить, но это факт. А вот Марфуша наша, которая крайняя, я уже не говорю «последняя», потому что последний, наверное, будет тогда, когда будет последний. Не знаю, когда. Я всё время делаю какие-то ремонты, у меня такое затянувшееся гнездование, какая-то удивительная организация, плюс — вот это творчество со Всероссийской недели семьи. И я смотрю на неё и думаю: какая удивительная девочка, наверное, будет, потому что это именно она раскрывает эту часть. И я стала хозяйкой. Я 20 лет хозяйкой не была. Меня эта область интересовала в плане покушать, поспать, убраться, а тут меня вдохновлять это стало. Мы с Марфуней, самой младшенькой, прекрасно занимаемся мытьём посуды, очень нас эта творческая деятельность стала вдохновлять. Поэтому дети, их рождение, сам момент беременности, они такие вещи в тебе раскрывают, в том числе очень драматические, в плане того, сколько ты вообще можешь выносить на себе, в том числе боли, испытаний, кто ты есть. У нас с одним ребёнком было такое испытание. Я тогда была очень активным пролайфером, ну и как бы нате, получите. Меня все отправляли на аборт с ним. А православная моя среда ничего не говорила, они просто молчали, потому что они ничего не могли сказать. Только единицы мне говорили, в том числе это был врач православный: «Ну, всё, что тебе Господь даст, давай принимать». Я думаю, что ради этой фразы стоило через эти испытания пройти. Удивительным образом каким-то, хотя и УЗИ были не очень хорошие, и много чего было не очень хорошее, родился абсолютно здоровый ребёнок. И для всего окружения это было чудо. Это было как бы укрепление в твоей вере, в твоей решимости. И вот этому чуду уже восемь лет, недавно он ко мне подходит, мальчик такой крепкий, очень творческий, невероятно, подходит ко мне и поправляет мою прядку волос, и я вспомнила тот момент борьбы за жизнь этого ребёнка. И думаю: слава Богу, мы прошли это испытание, и Господь открыл в том числе через это испытание в нас силы, и какие испытания нас ещё вообще могут как-то травмировать, если мы и через это прошли.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях организаторы Всероссийской недели семьи «7Яфест» Антонина Донцова и Светлана Черенкова. Мы говорим об этом мероприятии, к которому Радио ВЕРА имеет непосредственное отношение, и о самих семейных ценностях. И я бы вот о чём хотел вас, Антонина, спросить, вопрос такой, скорее, из области коммуникации. Наверняка, несмотря на то что, как мы сказали в начале, в последние годы, скажем так, дискурс семейных ценностей стал мейнстримовым, всё равно встречаются и оппоненты, и скептики, наверное, которые не понимают, собственно, о чём мы говорим. И этот скепсис может быть очень разным, начиная от того, что «слушайте, ну все живут в семьях, и зачем лишний раз проговаривать очевидное?» до того, что — «нет, куда мы какую-то архаику и так далее». А вот с какими главными возражениями на семейную повестку вам приходится сталкиваться?
А. Донцова
— Вы знаете, сегодня был удивительный случай: мне позвонили журналисты и сказали: «Вот у вас там проходит Всероссийская неделя семьи, когда вы финансово, юридически и медицински помогаете семьям». Я говорю: «Стоп. Это не столько про физическую помощь, хотя, конечно, многие в регионах занимаются и благотворительными делами, связанными с семьёй, но вы поймите, что не только в материальном». И журналисты очень удивились и сказали: «Ну, а как же, вот скажите, может быть, всё-таки материальное?» И мы очень часто сталкиваемся с какой повесткой, что — «дайте нам денег и тогда мы будем рожать». Но это то ровно, о чём мы с вами поговорили несколько минут назад. Это основное, с чем мы сталкиваемся, и мы говорим: не в деньгах. В ценностях, которые у нас в головах. Наши нерождённые дети в наших головах, вот и всё. И это вот основная повестка. Вы знаете, ещё с чем сталкиваюсь, но здесь тема достаточно аккуратная должна быть: в нашей большой стране есть люди, которые, к сожалению, не могут иметь детей. И нас упрекали: вот, вы ходите с флагами, рожаете, многодетность... Вы знаете, я сама была тем человеком, который очень долго не мог иметь детей, и все врачи сказали мне, чтобы я готовилась к усыновлению, и я действительно начала готовиться к тому, чтобы взять ребёнка из детского дома, это прекрасно, у меня всё равно будут дети и смирилась с этой мыслью за восемь лет, что своих детей меня не будет никогда. В Архангельске я была тогда в командировке и попросила у мощей Матроны Московской. Я сказала: «Матронушка, ты видишь, у меня есть всё. У меня есть все земные блага, о которых только может мечтать человек: хорошая работа, большая зарплата, квартира, машина, всё. У меня нет детей, и я несчастлива от этого». И вы представляете, через две недели я узнаю, что буду мамой. И здесь я бы хотела сказать, что мы все должны принимать со смирением волю Божью, что — ну нет у тебя десятерых, ну нет у тебя пятерых, но ты прими волю Божью настолько, насколько Господь действительно тебе даст родить этих детей. И здесь мы ни в коем случае не противоречим с малодетными. Вот у нас в семье трое детей, рождённые мною двое детей, но мне хочется, чтобы у нас расширялась семья. И расширять семью можно любыми другими способами, в том числе доставляя радость детям из приюта. Поэтому вот два основных тезиса — материальный и нематериальный — с которыми мы сталкиваемся.
С. Черенкова
— Вот Антонина уже говорила, и мы в том числе и на пресс-конференции об этом говорили, что семья — это не только твои дети, это твои мама и папа, твои родственники. Мы не зря начинаем с Дня милосердия, понедельник у нас — День связи поколений, то есть семья большая, многопоколенная семья. Вот она, наша национальная идея, мы об этом, не только о деторождении. Я дополню лишь одно: жалуясь на бездетность или еще на какие-то проблемы, на безмужность и так далее, нужно быть готовым к тому, что у тебя окажется муж, и тебе нужно будет принимать детей. У меня был такой момент, когда я ходила на исповедь и у своего духовника просила помощи. Говорю: за мной такой грех: я боюсь, что Господь мне еще даст детей. То есть я, как Антонина, прошла через вот эти испытания бездетности и потери первого ребенка, после которого какое-то время у нас не было детей, как раз у нас старшая девочка очень долгожданная, поэтому очень любимая. Хотя все дети, естественно, любимые, но тут была боль, и она эту боль утешила. То есть, родив одного ребенка, если Господь так вас утешит, вы родите дитя, принимайте и дальше. Вы как-то тогда отвечайте уже за свои слова. Мы часто жалуемся, а от Бога не хотим принимать то, что Он нам хочет дать. Поэтому семья большая — наши мамы, папы, братья, сестры, и если кого-то нет... Вообще в детском доме столько детей, особенно подростки, которые не совсем кому-то нужны, сложные...
А. Донцова
— Они совсем кому-то не нужны.
С. Черенкова
— Да, вот им тоже нужна семья. То есть нужно размышлять на эти темы. У нас был момент, когда мы тоже готовились к усыновлению, и уже делали документы, потому что после рождения как раз дочки Господь нам деток не давал, а так хотелось расширяться, жажда такая мучительная была, невероятная. Нет родных, значит заберем других. Я тогда начала заниматься благотворительностью, стала ездить как раз по этим домам, и одна девочка так запала мне в сердце, но мне не дали благословения именно на нее. А потом стали рождаться свои дети. И так получилось, что именно в подростковом возрасте это дитя вернулось в нашу семью на Рождество. Ей было тогда 17 лет, и это просто чудо какое-то! Мне Господь показал, что, во-первых, было желание — вот, реализуйся, на тебе ее, такую уже большую, делай что-нибудь. Было очень сложно даже просто полюбить, поговорить, принять. Это же подросток, это уже совсем личность, со всеми своими суждениями, прикоснуться к ней. Мы сейчас дружим, у нас такие больше дружеские отношения. Но я к тому, что, если у тебя сердце настроено на семью, вот если у тебя не рождаются дети — да нет преград. Есть много людей, которым тоже нужна семья, и они могут стать твоей семьей.
К. Мацан
— А вот вы вначале сказали, это очень важная мысль, что все дело в голове и в сердце. Если человек настроен на то, чтобы родить еще одного ребенка, семья настроена, и мама, и папа, то практически никакие бытовые условия не станут помехой. Все можно решить, как-то образуется. А если нет внутренней воли к этому, то хоть озолоти тебя любыми вещами, но просто не хочешь, и можно сколько угодно находить, казалось бы, очень рациональных поводов, почему нет. Я тоже много об этом думаю. И поскольку мы на Радио ВЕРА, вот что спрошу: а как вам кажется, есть ли какой-то иной путь к тому, чтобы воля твоя обратилась к желанию и к тому, что это во всех смыслах хорошо, есть ли к этому иной путь, кроме духовной жизни? Можно ли без веры так на вещи смотреть или захотеть еще одного ребенка, если нет такой мотивации?
С. Черенкова
— Я знаю много примеров как раз сейчас из достаточно молодых семей, потому что все-таки эта пролайф тема развивается, люди прекрасно знают, что такое аборт, многие. Я не одну семью знаю, которые даже невоцерковлены, и они говорят: да, у нас трое-четверо детей, и я никогда даже не задумывалась, что хочу много детей, просто я не могу их убивать«. Есть разные пути, и даже если человек светский просвещен в этой теме, ему дал Господь ребёнка, у него есть всегда выбор стать либо палачом своего ребёнка, либо такими любящими родителями.
К. Мацан
— Но это всё-таки ситуация аборта. А если говорить именно о воле: ну вот не хочу я детей (я сейчас не про себя говорю, а вообще про человека), и всё, и никакие аргументы не сработают. Но что-то в человеке может измениться, и вдруг вот человек захотел. Вот у меня есть гипотеза: чтобы что-то изменилось, так вот глаза души повернулись, нужно пережить какой-то, если угодно, религиозный опыт, духовный опыт.
С. Черенкова
— Духовный опыт, конечно, первостепенен, но, говоря в том числе о каких-то информационных и просветительских технологиях, я отмечу, что, как дурной пример заразителен, так и хороший. И есть точная такая корреляция: где есть какие-то сообщества многодетных — многодетных становится больше. И это не всегда связано с религией, потому что иногда вот как раз духовный опыт, он начинает приходить после рождения, особенно после многократных рождений, у тебя могут налаживаться отношения с Богом и так далее. Но начало может быть именно в рождениях детей. И вот эти вот сообщества, семейные клубы, какие-то пространства... Я, конечно, в церковной среде увидела многодетность, но в первую очередь увидела многодетность не как путь ко спасению и наследованию Царствия Небесного, это я там потом «прокачалась» в этой теме, а мне так понравилось! Они такие классные бегают по храму, их так много! И мамочки такие ути-пути. И я думаю: тоже хочу, хочу! Ну, короче это тоже заразительно, особенно для молодых девушек, девочек. Вот у меня сейчас дочка, ей очень надоели мальчишки, и когда в этой последней беременности стало понятно, что это девочка, она заплакала, пошла в храм и причастилась, потому что ее посетила вот такая радость, вдохновение. Ну мы все девочки, даже взрослые женщины, и когда мы видим вот это материнство, нам тоже очень хочется, эти куколки, платья и так далее. А вот как у мужчин, не знаю.
К. Мацан
— Надо было бы, наверное, в студию двух пап позвать, чтобы об этом поговорить.
С. Черенкова
— Да, вот прямо сейчас не хватает очень мужского мнения.
К. Мацан
— Антонина, а вы что думаете?
А. Донцова
— Вы знаете, вот Светлана говорит про эффект социального заражения, а я скажу с другой стороны. Каждому из нас Господь дает разные таланты, и мы как-то их пытаемся реализовывать. Но есть талант, который Господь дает абсолютно каждому человеку в сердце — это талант любви. И не раскрыть его — большой грех. И вот когда начинают к тебе приходить дети, они начинают раскрывать в тебе именно твое сердце под любовь, и оно ширится, ширится, ширится. Ведь я пошла к Матронушке, не будучи воцерковленным человеком, но я поняла, какую милость оказал мне Господь. Даже у невоцерковленных людей любовь с каждым ребенком растет. И вот здесь тоже можно сказать, что этот талант любви есть у всех — у воцерковленных, невоцерковленных, кто пришел уже к Богу, кто еще не пришел к Богу, абсолютно у всех.
С. Черенкова
— «Прокачать свои скилы» в любви практически. (смеется)
А. Донцова
— Да, просто не надо этот талант прятать. И вот как он раскрывается, так появляются дети.
К. Мацан
— Ну что ж, спасибо огромное за наш сегодняшний разговор. Напомним еще раз, что на этой неделе проходит в разных регионах, на разных площадках Всероссийская неделя семьи «7Яфест». Ее организаторы, соорганизаторы, участники непосредственные сегодня были у нас студии. Давайте напомним про субботнее мероприятие еще раз. Антонина, куда, во сколько приходить на Шествие семей и молебен?
А. Донцова
— В Москве, мы ждем всех 31 мая 2025 года в 11.30, главный вход в парк Останкино, территория ВДНХ, где мы сначала в 12.00 пойдем прекрасным, чудесным Шествием счастливых семей — многодетных, пока еще не многодетных, просто семей — и мы дойдем до часовни, где помолимся о благополучии российских семей, и все переместимся на большое концертное действие, где ждут призы, подарки интересные, всякие развлечения, мастер-классы и всякие творческие, спортивные, не спортивные, интеллектуальные активности. Мам, пап, дедушек, бабушек и большое количество детей, так что мы будем вас очень ждать.
С. Черенкова
— А также призываем участвовать в нашем всероссийском флешмобе, который доступен для каждого жителя нашей страны «7Ятрадиции», чтобы делиться своими удивительными традициями, семейными фотографиями, публиковать посты. Мы вас всех видим, готовим уже подарки. И не забывайте добавлять хештег «7Ятрадиции», «неделя семьи», «7Яфест».
К. Мацан
— Спасибо огромное. Антонина Донцова, директор общественной организации «БЛАГО-медиа», соавтор всероссийского проекта «Семья — основа мира», и Светлана Черенкова, руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по церковной благотворительности, были сегодня с нами в программе «Светлый вечер». У микрофона был Константин Мацан. Дорогие друзья, до свидания и всех еще раз приглашаем на все мероприятия Всероссийской недели семьи «7Яфест». Всю информацию можно найти на сайте radiovera.ru. До свидания, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «20-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин
- «Как преодолевать разногласия в семье?» Протоиерей Максим Первозванский
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 18. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в храм он может услышать, что теперь его главная цель — борьба с грехом. Но возможно ли совершенно победить грех и может ли эта победа быть целью духовной жизни? Ответить на данный вопрос помогает 18-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Когда люди исповедуются редко, у них практически не возникает проблем в том, что рассказать священнику. Когда же они начинают исповедоваться регулярно, то рассказывать о тяжёлых грехах у них уже не получается в силу того, что они их попросту не совершают. И люди из-за этих сложностей с исповедью приходят в отчаяние, которое, как лакмусовая бумажка, проявляет ошибочность их подхода и ко греху, и к Таинству покаяния. Одним из частых оснований для уныния становится страх забыть грехи и не исповедовать всех тех повседневных немощей, которые встречаются в нашей жизни. Переживания о том, чтобы всё вспомнить и всё рассказать, заполняют духовное пространство настолько, что верующие совершенно перестают чувствовать радость от веры... Да и какая может быть радость, если ты безнадёжен и неисправим.
Ну что такое грех? Апостол Иоанн Богослов называет грех беззаконием и имеет в виду не юридические нормы, но нормы тварного бытия. Иными словами, грех — это нарушение тех законов, которые Бог положил в основании мира, и особенного важнейшего закона — любви, ведь Творец Сам есть любовь, и Он творит мир с любовью, и это позволяет апостолу Павлу сказать: любящий исполнил закон. Соответственно, не любящий — нарушил. Но нарушить, конечно, можно по-разному. 18-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с замечательного и очень глубокого описания того, как закон Божий наполняет материальный тварный мир: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь». И, как говорит Давид: нет языка и наречия, где бы ни слышался их голос. Весь материальный мир живёт по законам, которые были изначально даны Богом. Весь, кроме человека, от которого требуется свободное принятие. Почему псалмопевец, упомянув небеса и твердь, день и ночь, и даже путешествие солнца по небосводу, обращается к законам и откровениям Господним, о которых радуется, как о драгоценностях, которые желаннее золота и слаще мёда.
Кажется, что после такого почитания закона и такой любви к нему, Давид должен быть совершенным... Но нет. После всех возвышенных слов он просит Бога избавить его от погрешностей, или дословно от ошибок и неумышленных грехов, которых сам не видит. Давид желает очиститься от тайных, то есть неосознанных или незамеченных им самим прегрешений. Он знает, что повседневные немощи, наполняющие нашу жизнь, неизбывны. Человек, считающий, что они, часто даже невольные, отлучают его от Бога, придёт только к унынию и отчаянию, ведь исправиться он не может. Но, кроме того, что немощи и повседневные прегрешения неизбывны, Давид знает, как знали потом самые разные святые, что они очищаются Богом в ответ на искреннюю молитву и не должны лежать тяжестью на душе.
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если бы кто-то попросил нас рассказать о сути нашей веры, то что бы мы ответили? Рискну предположить, что мы бы указали на того или иного авторитетного учителя: апостола, святителя, преподобного или ещё не прославленного, но пользующегося авторитетом в христианской среде подвижника. Вряд ли кто-то из нас дерзнул бы сказать, что он получил точное и правильное знание о вере от Самого Христа. Если же кто-то ответил бы так, то мы отнеслись бы к этому человеку и его свидетельству в высшей степени настороженно. И мы были бы правы. Действительно, нам нужен другой человек, чтобы научиться истинам веры. Однако бывают и исключения, самое известное из них — это, пожалуй, апостол Павел, которого вере во Христа не учил никто из людей. О своём пути апостол Павел рассказал в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 1-й главы Послания к Галатам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
В услышанных нами только что словах апостола Павла о его пути ко Христу есть моменты, которые могут немного смутить. К примеру, уверенность апостола в том, что Бог избрал его «от утробы матери», а также то, что у Павла не было необходимости советоваться «с плотью и кровью» после его призвания Христом.
Читая такие слова Послания к Галатам, мы почти неизбежно оказываемся заложниками собственных представлений о допустимом и недопустимом: аскетическая христианская традиция упорно и последовательно учит нас, что недоверие к себе — к своим мыслям, чувствам, эмоциям и суждениям — это одна из существенно необходимых добродетелей, без которой вряд ли удастся обрести спасение. В Послании же к Галатам мы видим нечто совершенно иное: апостол Павел доверился себе, то есть тому, что он видел и слышал. Почему же апостол Павел имел право верить себе, а у нас такого права нет?
Здесь нам стоит вспомнить, что апостол Павел к моменту явления ему Христа Воскресшего не был человеком, далёким от духовной жизни. Более того, Павел принадлежал к фарисейской традиции, то есть к тем людям, которые посвятили свою жизнь тщательному исполнению библейских заповедей и молитве. Да, они совершали ошибки, но при этом духовная жизнь не была для них неведомой областью, и если смотреть на дохристианское человечество, то можно сказать, что фарисеи были лучшими представителями того общества. Одним словом, Павел, пусть и неосознанно, но всю свою жизнь готовился к встрече со Христом; он был духовно опытным человеком, а потому стяжал фундамент того навыка, который он сам в Первом послании к Коринфянам назвал «различением духов» (см. 1Кор. 12:10).
Кроме того, его призвание к апостольству имело свидетелей: Павел был не один тогда, когда ему явился Господь, и несмотря на то, что Христос общался только с Павлом, и другие люди в полноте не могли понимать происходящее, факт потери Павлом зрения, последующие исцеление и крещение — это то, что нельзя отнести к субъективным впечатлениям.
А ещё нам стоит вспомнить, что Павел отнюдь не сразу после своего крещения приступил к собственно апостольскому служению: между крещением Павла и началом его первого апостольского путешествия прошло около 12-ти лет, и за это время Павел имел возможность неоднократно убедиться, что данное ему от Спасителя откровение — не самообман и не иллюзия.
Конечно, никто из нас не подвергает авторитет апостола Павла сомнениям, и прозвучавший сегодня отрывок может показаться излишним, имеющим лишь историческое значение. Но не будем спешить с выводами, ведь этот отрывок напоминает нам о том, что у каждого человека свой путь ко Христу, и большая ошибка полагать, будто бы есть правильные и неправильные пути. Если же мы совершим такую ошибку, то есть немалый риск оказаться подобными тем людям, которые сомневались в апостольском авторитете первоверховного Христова апостола Павла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







