
Евр., 325 зач., X, 32-38.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение является частью большой речи, которая обращена к людям давно церковным, но духовно уже расслабившимся и даже забывающим заповеди. Апостол говорит о последствиях такого пути и призывает их вспомнить тот настрой, который был у них в период неофитства, в период новизны церковной жизни. Этот контекст помогает понять, почему это чтение читается во время поста. Ведь в первую очередь оно было обращено к тем, кто готовился ко крещению. В тот момент они были решительны и жертвенны, они готовы были идти за Христом. Однако рядом с собой видели очень разных христиан, не только горящих верой, но и еле тлеющих, и даже тех, чья вера угасла. Эти люди были для них большим искушением, ведь они тоже когда-то были воодушевлены верой, но в итоге не выдержали духовного подвига и скатились к самой банальной теплохладности.
Несмотря на то, что мы читаем этот отрывок сегодня, и оглашенных в наших храмах практически не встретишь, он оказывается чрезвычайно актуален. Сама ситуация очень похожа. Дело в том, что конец 80-х и все 90-е годы — это время прихода к вере такого количества людей, которое сопоставимо по масштабам с христианизацией Римской империи или с крещением Руси. И, естественно, как в любое время, есть как те, кто уже давно идёт по этому пути, так и те, кто только его начинают. Они находятся в одном пространстве, причем не только храмовом… В наши дни к этому пространству добавляется интернет, в котором одни пишут о своих удивительных и глубоких религиозных переживаниях, а другие перечисляют ужасные причины своего расцерковления.
Но что же апостол? К чему он призывает своих читателей? Причем как тех, кто претерпел неудачу, так и тех, кто только вступает на путь веры. Он хвалит их за подвиги, которые они проходили до этого, и говорит о том, что ориентироваться надо на хорошие примеры. И это очень верно. Много мы знали бы гениальных музыкантов или художников, если бы люди все время ориентировались на опыт неудач? Конечно, нет. Конечно, чужие ошибки надо учитывать, но лишь для того, чтобы их не совершить или минимизировать ущерб.
Чтобы рассуждения эти не казались голой теорией, можно вспомнить одну историю, которая произошла в древней церкви и оказывается актуальна уже в наше время. У одного из церковных историков есть рассказ о том, как в Александрии началась эпидемия смертельной болезни. Говоря об этом, он с радостью отмечает, что поведение христиан удивительным образом отличалось от поведения язычников. Ведь если последние бросали больных, выгоняли их из домов, даже отказывались хоронить трупы, боясь прикоснуться зараженному. Христиане ухаживали не только за болеющими единоверцами, они поддерживали заболевших язычников, хоронили умерших, не разбирая их веры.
Сегодня, когда в мире все говорят об очередной эпидемии, мы видим очень разное отношение к тем, кто заражен или даже только подозревается в этом. И, конечно же, мы понимаем, к какому поведению сподвигает нас доверие к Богу и любовь к ближнему. Что касается ошибок древних, они, конечно, были. Люди не знали элементарных правил гигиены и не учитывали их. Но мы-то сегодня вполне можем, соблюдая меры предосторожности, оставаться учениками Христовыми и служить людям. С самого начала христианство зарождалось не как теоретическая религия, но как жизнь перед лицом Божиим, жизнь исполненная жертвенности и любви. Мы все очень разные, все имеем свой радостный и печальный опыт, но главное, мы сами выбираем на какой опыт опереться. Перед нами есть образы замечательных святых и есть образы людей, потерпевших неудачу. Апостол призывает нас к тому, чтобы мы опирались на примеры праведной веры, к тому, чтобы мы помнили о своей надежде, помнили о той замечательной встрече, которую когда-то каждый из нас пережил.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.