
Семейные советы
Закончился дачный сезон, и я больше не слышу упреков соседей в том, что мои дети не помогают мне на грядках. Да у меня и грядок-то почти нет. Совершенно некогда ими заниматься, к тому же, я не люблю копаться в земле. Возможно, потому что я слишком много копалась в земле в детстве. Мои родители — садоводы-любители, постоянно что-то выращивали, заготавливали, пропалывали, удобряли. Хорошее и полезное занятие, не спорю. В детстве я много им помогала, да и в юности тоже. В общем, когда дача появилась у меня, тяга к земле у меня пропала окончательно.
«Пусть дети сажают что-то, раз сама не хочешь», — не унимаются соседи-советчики. Но я точно знаю: не надо никого ничего заставлять делать. Если это, правда, не дело первой необходимости и не элементарные навыки опрятности, типа убрать за собой посуду в раковину. Копаться в земле нравится младшей дочке — и у нее есть своя грядка, единственная на нашем участке. Это ей по силам, и она сама знает: не польет — засохнет, не прополет — завянет. Что-то у нее там вырастает, и это радует.
А вот средняя дочка лучше будет пилить или красить. И даже просит дать ей поколоть дрова. Насчет этого мы пока в раздумьях, но зато уже поручила ей сжигать бумажный мусор. Какие поручения у нее дома? Ходить в магазин, она это любит. Младшую пока в магазин одну не отпускаем, зато она может помыть ванну и раковину. В комнате старшего брата нравится убирать обеим сестрам: ведь там параллельно можно что-нибудь интересное разведать. А брату, в свою очередь, не нравится убирать ни у себя в комнате, ни на кухне, зато он может приготовить что-то вкусное — и мы пользуемся этим умением.
В распределении домашних дел помогает ситуация выбора. Можно написать на бумажке перечень того, что необходимо сделать, например, в субботу утром — и предложить выбрать каждому три пункта. У нас обычно это имеет гораздо больший успех, чем когда я просто командую: «Ты должна сделать то-то и то-то». «Оставьте мне помыть холодильник!» — неожиданно просит младшая, просмотрев список. Средняя спокойно «забирает» себе поливку цветов, протирание пыли и зеркал: в это время она может слушать плеер в наушниках. Остальные дела тоже как-то пристраиваются, ну а мама — то есть я — смиренно берет себе оставшиеся. Только бы на грядках меня не заставляли возиться!
Деяния святых апостолов

Деян., 9 зач., III, 19-26.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Дерзость и дерзновение — слова близкие по звучанию, но совершенно разные по смыслу. Хотя на первый взгляд может показаться, что это не так. Помочь отличить одно от другого, правильно расставив смысловые акценты, нам поможет отрывок из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Благодаря книге Деяний мы с вами стали свидетелями проникновенной проповеди апостола Петра. Пётр, обращаясь к жителям Иерусалима, дерзновенно (подчёркиваю — дерзновенно, а не дерзко) рассказывает им о жизни и служении Христа Спасителя. Итак, в чём же разница между дерзновением и дерзостью? И дерзость, и дерзновение проявляют себя тогда, когда человек, невзирая на опасности, угрозы, проявляет свою позицию — или в отношении других людей, или в отношении какого-то события. На этом сходство между дерзостью и дерзновением заканчивается.
Дерзость своей главной целью имеет обидеть человека, указав ему на ошибки и заблуждения. Но не чтобы их исправить, а чтобы причинить боль. А ещё самоутвердиться за счёт промахов окружающих. Дерзновение же направлено в иную сторону. Во всяком случае, в библейской истории дерзновение, чаще всего, представляет собой попытку найти справедливость, защитить кого-то от злобы этого мира, достучаться до очерствевшего сердца. С примерами дерзновения мы встречаемся, и читая Священное Писание, и изучая историю Церкви. Так, например, дерзновение проявил упомянутый апостолом Петром пророк Самуил, когда пришёл к царю Саулу и обличил его в жестокости и властолюбии. Дерзновенно обращался к царю Давиду пророк Нафан, указывая ему на совершённый грех. Давид отправил на войну, фактически убил Урию Хеттеянина, чтобы после его смерти жениться на жене этого человека — Вирсавии.
Конечно же, примером благого дерзновения является Сам Христос. Он неоднократно обличал лицемерие иудейских вождей и даже собственноручно изгнал торговцев из храма Соломона. Дерзновенно вёл Себя Сын Божий на суде у Пилата, констатируя, что только по промыслу Божию, а не по желанию правителя творится суд над Христом. Дерзновение проявляли святители Николай и Иоанн Златоуст, защищавшие перед лицом светской власти невинно осуждённых людей. Интересно, что дерзновенные вопрошания могут быть адресованы не только людям, но и напрямую Богу. Пример такого поведения даёт нам святой Иов Многострадальный. Он напрямую обращался к Богу с вопросами — почему так сложилась его жизнь, почему его постигли страдания? Эти вопросы не содержали в себе укора или дерзости, но они были прямыми, нелицеприятными и дерзновенными. Господь принял дерзновение Иова и даровал ему в ответ настоящую мудрость.
И, как мы видим, в прозвучавшем отрывке из книги Деяний, дерзновенно о Христе проповедовали святые апостолы. Делали они это не ради достижения какой-то земной выгоды, не ради горделивого превозношения над окружающими, а потому что исполняли поручение Спасителя: «идите, проповедуйте всем народам». И не видели апостолы для себя иной судьбы, иного счастья. Или как пишет апостол Павел: «горе мне, если я не благовествую». Апостольское служение в Церкви продолжает жить, несмотря на то что первые ученики Христа давно умерли. К свидетельству о вере призваны мы с вами. Не будем же игнорировать возложенной на нас миссии, но будем исполнять её, помня, что искреннее дерзновение угодно Богу, а дерзость Им безусловно осуждается.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Операция на глаза для Ярослава из Воронежской области

Пятилетний Ярослав Сумин из Воронежской области живёт с детским церебральным параличом. Это значит, что двигаться свободно он не может и ходит с трудом. Но мальчик много занимается со специалистами в медцентре и с мамой дома, чтобы через пару лет пойти в школу.
Реабилитологи по-доброму зовут Ярослава «профессор». Он любознательный и всегда готов поддержать разговор на любую тему. Ещё Ярик настоящий стратег, любит играть со старшим братом в шахматы и продумывать разные ходы.
Невзирая на свои особенности, мальчик тянется к другим ребятам, хочет с ними общаться. Гуляет он с ходунками или тростями, поэтому включаться в подвижные игры пока не может. Зато с удовольствием участвует в прятках.
Жить полноценно Ярославу мешают не только двигательные нарушения. Вдобавок ко всему у него косоглазие. Оно не даёт ему ориентироваться в пространстве, делает всё вокруг размытым и постепенно ухудшает зрение. Обрести ясный взгляд ребёнку поможет операция. Сделать бесплатно её невозможно.
Собрать необходимую сумму на операцию семье из Воронежской области помогает фонд «Провидение». На сайте фонда есть подробная история пятилетнего Ярослава Сумина, а также возможность его поддержать.
Ещё помочь Ярославу можно, отправив СМС на номер 3443 со словом «Ярослав» и любой суммой перевода. Например, «Ярослав 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать в госпиталях Москвы и в зоне СВО

Татьяна — дипломированный экономист и юрист, успешно строит карьеру. Но это для неё не самое главное в жизни. Настоящую радость ей приносит забота о ближних. С свободное время Татьяна трудится сестрой милосердия в госпиталях Москвы и не только, ухаживает за пациентами.
Её путь волонтёра начался во время пандемии коронавируса, в 2021 году. Тогда женщина откликнулась на призыв Русской Православной Церкви о помощи в так называемых «красных зонах», где находились люди в тяжёлом состоянии. Татьяна прошла медицинские курсы по уходу в Учебном центре московской больницы святителя Алексия. И спустя неделю отправилась помогать пациентам в стольных больницах.
В 2022 году Татьяна вновь окончила курсы, но уже по уходу за раненными. Несколько раз выезжала на Донбасс, а сейчас продолжает своё служение в московских госпиталях. Татьяна делает перевязки раненным бойцам, помогает им помыться и не только. Как-то, в разговоре с пациентом, на вопрос — зачем она здесь, Татьяна ответила: «По зову сердца. Вот придём к вам, помоем, побреем — вы чистенькие, улыбаетесь, и знаете, как потом на душе хорошо становится. Устаёшь, конечно, но вот это чувство счастья и радости, оно дороже всех денег».
Помощь по уходу в больницах и госпиталях всегда востребована. От неё зависит выздоровление и самочувствие пациентов. Если вы хотите помогать в медицинских учреждениях Москвы и Московской области, а также раненым в зоне специальной военной операции, вы можете пройти бесплатные курсы в Православной Больнице Святителя Алексия. Новая группа набирается каждый месяц. Чтобы узнать об этом больше и записаться на курсы, заходите на сайт Больницы, в раздел «Важная информация».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов