
У нас в гостях был писатель, публицист, психолог, отец четверых детей Александр Ткаченко.
Александр рассказал о своем пути к психологии и ответил на вопрос, в чем состоит ключевое отличие целей и задач психологии, от того, к чему призывают святые отцы, и насколько сильно отличается представление о человеке в психологии от того представления, которое дает церковь. Также разговор шел о новой книге Александра «Снежные Чувства» — в частности, об обидах. Наш гость ответил на вопросы: что такое обида, почему мы склонны обижаться, каковы конструктивные функции обиды, могут ли святые обижаться на нас, по каким признакам можно распознать в обиде инструмент манипуляции, и каким образом гнев может помочь уберечься от греха.
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
- Добрый вечер, дорогие друзья!
В очередной раз, заварив чай, пододвинув поближе вазочку с пряниками, мы собрались за семейным столом радио «Вера», чтобы поговорить о главном.
В студии – Алла Митрофанова…
А.Митрофанова:
- … и Александр Ананьев. Разливает чай.
А.Ананьев:
- И, наконец-то… да, разливая чай, я осознаю, что сбылась моя давняя мечта – мечта, которая у меня была… уже, наверное, на протяжении двух лет, с тех пор, как я прочитал потрясающую статью, которая очень сильно и очень эффектно расставила все важные какие-то моменты у меня в голове – статью, которая называлась «Когда завяли помидоры», статью, которую должен прочитать, на мой взгляд, каждый мужчина, и которую написал – психолог, публицист, писатель и просто очень хороший человек, муж, отец – Александр Ткаченко. И он – у нас сегодня в гостях.
Добрый вечер, Александр!
А.Ткаченко:
- Добрый вечер!
А.Митрофанова:
- А статью эту Саша написал для журнала «Фома», постоянным автором которого он и является. Это – так, в дополнение.
А.Ананьев:
- Была потрясающая статья! И, насколько я понимаю, Александр, вот… чуть ли не с этой статьи, начался какой-то новый этап в Вашей жизни, если мне правильно рассказала наша общая знакомая. Она стала началом Вашей, чуть ли не писательской деятельности, Вы осознали себя психологом… вообще, как Вы пришли к психологии? Ведь, это ж не Ваша была, первоначально... не Вашим основным призванием.
А.Ткаченко:
- Я пришёл к психологии очень странным путём. В 2010 году у меня вышла первая книжка «Бабочка в ладони», и, как-то неожиданно, очень хорошо пошла в продаже. И у меня, впервые в жизни, появились свободные деньги. До этого я, всю жизнь, работал от зарплаты до зарплаты, и хватало только вот… на какие-то текущие расходы. А тут вдруг появились деньги, которые – нужно было думать, на что потратить!
И я подумал, что вот – у меня нет высшего образования. Наверное, нужно пойти учиться куда-то. И я начал думать, а на кого мне пойти учиться? Непонятно. Понимаете?
В литературный институт? Нет, не то… Богословское образование? Опять не то…
А.Ананьев:
- Почему, кстати?
А.Ткаченко:
- Ну… у меня какое-то общее представление уже о богословии сложилось, потому, что… ну… я уже взрослый, ведь, человек к тому времени был. У меня были друзья, которые… не просто, там… отучились в Московской Духовной Академии, а которые там преподавали. И я с ними очень активно общался, я уже умел выделять какую-то наиболее значимую информацию из этого огромного потока… вот… учебной информации. Ну, не было смысла просто… вот… в таком вот… учиться общим порядком.
Даже были мысли – открою страшную тайну – может быть, на юриста пойти учиться… какие-то… совершенно бредовая какая-то идея, но она тогда возникала.
Не понятно. Я, прямо, в растерянности оказался.
А мы тогда, всей семьёй, смотрели фильм «Папины дочки» – сериал этот, с Андреем Леоновым в главной роли. Ну, там… непутёвый семейный психолог, которого бросила жена, пытается… там… консультировать людей, и у него это получается очень плохо. Там… ну, такие… гэги сплошные, шутки... И мы смотрели этот фильм всей семьёй. Он такой… домашний, детский такой… девочки эти там бегают… потому, что у нас, как раз, мальчишки были тогда мелкие… вот.
А.Митрофанова:
- Александр Ткаченко, напомню, отец четверых детей.
А.Ткаченко:
- Да. И вот, во время просмотра этого фильма, мне впервые пришла мысль: «Да, он, конечно, валяет дурака. Да, он, конечно, там… непутёвый и неудачник, и лузер, и всё такое, но… это интересное дело-то! Вот, ты помогаешь людям решить их психологические проблемы. Они к тебе приходят за помощью, и ты… ну… по идее, должен её оказать. Это – интересно!»
Вот. И я пошёл на психфак, но совершенно не представляя, чем занимается психолог в практической своей деятельности – очень туманные какие-то были представления. Я помню, что когда поступал в институт, меня попросили написать коротенькое сочинение, от руки, на тему – что мною движет, с какими целями я поступаю. Я даже не помню, что я там написал, но совершенно точно знаю, что это какая-то была ерунда. Потому, что потом я очень много вещей пересмотрел, у меня, конечно, мотивация поменялась – курсу к 3-му, когда я познакомился с психологией поближе. Но, тем не менее, стартовым импульсом, вот, была такая… вроде бы, несерьёзная штука, как семейная комедия «Папины дочки».
А.Митрофанова:
- Удивительно, что может стать трамплином… или… какой-то… не знаю, там… что называется, «жетон провалился» – есть у меня приятель, который это выражение употребляет, в значении «услышал – и попал в «десятку»».
Саша, так получается, что когда Вы…
А.Ткаченко:
- А знаешь, вот, когда запрос есть у человека, да, психологическим языком говоря, когда человек знает, что ему нужно, Господь ему посылает решение!
А.Митрофанова:
- Согласна…
А.Ткаченко:
- Даже и… вот, через такие, казалось бы, нелепые и смешные вещи.
А.Митрофанова:
- Согласна абсолютно. Я думаю, что об этом, косвенно, мы сегодня тоже поговорим – о запросах, которые у нас есть, и которые мы иногда осознаём, иногда – не осознаём, и так далее, и как это работает.
Так получается, что к тому моменту, когда у вас появилось уже психологическое образование и опыт жизни в Церкви, и осмысление этой самой жизни было уже таким огромным, что… ну… публикации в журнале «Фома» – они тому вещественное доказательство. Эти тексты – они одни из самых пронзительных, которые я когда-либо читала. И они настолько… оголяют – и не только автора, хотя Вы там раскрываетесь, конечно, невероятно… надо огромной смелостью обладать, чтобы так писать о своей жизни, и о своём опыте. Они и читателя – тоже оголяют. Потому, что – видишь эти слова, осмысляешь их, понимаешь, что это – о тебе. Вот, такая, в хорошем смысле слова, «достоевщина» начинается!
И мне очень интересно было бы услышать от Вас: когда Вы для себя открыли основы психологии, потом углубились в эту сферу уже серьёзно – теперь Вы, уже много лет, практикующий психолог – какова связь между законами, по которым работает наша психика, с теми законами, по которым устроена духовная жизнь? Иными словами… у нас тут был протоиерей Андрей Лоргус, и мы его уже об этом спрашивали – о связи духовной жизни и психологии. Мне хочется, чтобы Вы тоже ответили на этот вопрос. Потому, что ответ на него – он сегодня далеко не очевиден. Психология настолько разнообразна, что, в некоторых своих отраслях, она… ну… в общем… прямо противоположна бывает христианскому представлению о человеке. Да?
Вот, как у Вас это всё в голове сложилось?
А.Ткаченко:
- Ну… конечно, у меня ещё в институте возникали, в этом смысле… не скажу, чтобы проблемы, но такая задача передо мной стояла. Да, я понимал, что мне нужно как-то согласовать вот то, новое, представление о человеке, которое мне даёт психология, с тем представлением, которое я получил в Церкви. Потому, что, действительно, на первый взгляд, они… ну… могут показаться радикально отличающимися друг от друга. И для меня это было… такой… серьёзной, ответственной задачей, к которой я подходил с разных концов, и искал какие-то ответы для себя. И это не было натягивание совы на глобус – себя-то не обманешь, правильно? Нет.
Но я понимал, что если предмет исследования – один и тот же, и если исследованием занимаются взрослые, серьёзные люди – причём, не один, не два, не десять, и даже не сто, а – тысячи… ну… сколько их в психологии – людей, которые за последние 100 лет как-то пытались, вот, понять – как работает человеческая психика – то не может быть, чтобы там не было истины.
А.Митрофанова:
- Знаете, ещё один момент, о котором, наверное… в преддверии нашего основного разговора, стоит… на котором стоит остановиться.
Говорят, что в высших своих… ну… достижениях, проявлениях психология бывает очень созвучна – те выводы, к которым приходят специалисты – тем особенностям человека, законам духовной жизни, которые прописаны у святых отцов. То, что наблюдают они… наблюдали и зафиксировали в своих текстах, и то, что видят психологи, но с другой стороны подходят к тем же самым выводам – говорят, что в чём-то это совпадает. Так ли это, по Вашему опыту?
А.Ткаченко:
- Ну, в чём-то совпадает, в чём-то – нет. В чём-то и святые отцы друг с другом не совпадают – это, ведь, известный факт.
Сказать, что… там… вот это на 100% должно быть конгруэнтно – было бы странно… такое требование выдвигать.
Я искал – точки соприкосновения, я искал какие-то мировоззренческие основы, которые можно было бы совместить, которые можно было бы, вот, не выходя из христианской парадигмы, рассматривать и в парадигме психологической. И если самым, самым таким… обобщённым образом как-то это попытаться описать, то я бы так сказал.
Психология исследует природу падшего человека – того человека, который уже отпал от Бога, который стал удобопреклонен ко греху, который стал страстным, тленным, смертным.
А.Ананьев:
- Но это – так же справедливо, как и медицина – лежит больного человека.
А.Ткаченко:
- Да, абсолютно то же самое, да. Полностью согласен.
А.Митрофанова:
- В то время, как святые отцы – они… ну… наверное, каждый в своей мере, но понимают… что-то понимают об идеале, понимают о Боге.
А.Ткаченко:
- Святые отцы говорят о другом. У святых отцов – неизмеримо более высокая цель в их взгляде на душу человека. Это – помочь человеку уподобиться Богу, стать богом по благодати.
У психологии… у практической психологии цели – намного более скромные. Примерно, такие же, как у медицины.
Вот, человеку больно – надо помочь ему преодолеть эту боль, избавиться от неё. Вот, у человека какое-то хроническое негативное эмоциональное состояние, которое отравляет ему всю жизнь много лет – нужно помочь ему избавиться от этого негативного состояния. А уже что он потом будет делать, избавившись от него…
А.Митрофанова:
- … с освободившейся энергией…
А.Ткаченко:
- … да – это уже зона его личной ответственности. Это, примерно, то же самое, как, вот, человек сломал ногу, пришёл к хирургу – хирург ему эту ногу залечил. А уж пойдёт он на этой залеченной ноге в храм, или пойдёт он куда-нибудь… там… я не знаю… в стрип-бар – ну, это… хирург уже никак не может его к этому принудить.
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
- Это – семейный час на светлом радио.
Алла Митрофанова и Александр Ананьев держат в руках новую книгу Александра Ткаченко «Снежные чувства», и обсуждают с автором… даже, наверное, не столько книгу, сколько… вообще… жизнь.
Однако, возвращаясь к Вашей параллели, Александр, блестящей – про психологию и медицину. Нет ли… я сейчас просто подумал, что сравнение-то – гораздо более интересное, чем может показаться на первый взгляд… нет ли ощущения, что вот точно так же перед нами может лежать книга… ну… «Основы стоматологии», например, где бы – в блестящем русском языке, с прекрасными сравнениями – рассказывалось о том, как лечить такой-то зуб… там… такой-то зуб… К чему это я?
Психология – ведь, это, всё-таки, наука. Насколько мы сами способны себе помочь? Насколько человек способен избавить себя от обид, или диагностировать в себе обиды, диагностировать в себе травмы какие-то из детства, диагностировать свои собственные проблемы? Человек же, на самом деле, склонен видеть то… чего ему хочется?
А.Ткаченко:
- Вы знаете… вот, у меня такое… с годами, всё более крепнущее убеждение, что книжки по популярной психологии написаны для тех людей, которые твёрдо решили никогда не прийти к психологу на приём.
А.Ананьев:
- Ах, вот оно даже как!
А.Ткаченко:
- Да.
А.Ананьев:
- А разве можно помочь?
А.Ткаченко:
- Ну… если люди вот так решили – они решили, что они будут заниматься решением своих проблем самостоятельно – ну, хотя бы, что-то им дать, хотя бы то, что они, на своём уровне, не имея базовых каких-то знаний, смогут воспринять, и как-то им помочь в этом смысле.
А, в целом, рассматривать с такой точки зрения психологию – это, примерно, то же самое, что рассматривать стоматологию с позиции «исцели себя сам». Даже самый квалифицированный стоматолог не сможет себе сам вылечить кариес, понимаете? Это уже проверено.
А.Митрофанова:
- А, давайте, вот – на конкретном примере. Мы решили из этой прекрасной книги сегодня выделить одну тему – потому, что объять необъятное невозможно – и поговорить об обидах.
Обиды, которые разделяют нас, отделяют нас друг от друга, отделяют нас от Бога.
Есть же выражение: «На обиженных воду возят». Оно мне очень нравится, и, мне кажется, это состояние обиды – оно, в каком-то смысле… ну… блокирует нас самих.
Наверное, Вам здесь виднее – мы сейчас Вам предоставим слово, и Вы нам сейчас на пальцах всё объясните.
Обиды – это, как Саша выразился перед началом нашей программы, кирпичики, из которых – один за одним – складывается стена между людьми. Если эти два человека – муж и жена, и между ними вот эта стена обид, то тогда – ну… всё, пиши – пропало.
А.Ткаченко:
- И эту стенку надо разобрать. Но если вытащить неправильный кирпич, она тебя завалит.
А.Митрофанова:
- Вот, да. Продолжение метафоры – по-моему, как раз-таки, очень удачное.
И – Саша, как это работает? Поясните, пожалуйста. Почему, вообще, мы склонны обижаться? Это – реакция искажённой психики, травмированной, из какого-то искривления позвоночника нашего внутреннего, вот этого – психологического, или – что такое, вообще, обида, сама по себе?
А.Ткаченко:
- Ну… давайте, начну издалека.
Обиду иногда называют в психологии «детское чувство». Не потому, что это вот детям свойственно обижаться, а взрослые – не должны этого делать. Нет.
Дело в том, что ещё одно название обиды – это «упакованная злость». Злость, которая не получила выхода – непосредственно в момент конфликта. И учатся люди упаковывать свою злость в обиду – именно в детском возрасте. Ну, в силу понятных причин.
Бабушка тебя, там, отругала, наорала на тебя за что-то, а ты – тоже на неё рассердился, но… ну, нет… ты пробовал, там, раньше тоже орать на неё в ответ, но ничем хорошим это не кончилось. Поэтому, ты получил урок, и вспыхнувшую злость – ты «упаковываешь»: ты не даёшь ей выхода.
Но злость – это же сильная эмоция… как это… стрессовое, такое, реагирование человека. Поэтому, тело на него отзывается: у человека стискиваются челюсти, да… там… глаза прищуриваются, напрягаются мускулы… там… в руках, иногда… ну, человек готовится к бою. Но, при этом, ничего не делает, ничего не говорит. Просто отворачивается – и уходит. Вот, это – упакованная злость. И обида визуально выглядит именно так.
Вернее, есть ещё один вариант. Потому, что стрессовое реагирование – оно же по нескольким стратегиям строится, да: бей, беги, замри. И, кроме «бей», есть ещё и «беги», когда человек чувствует себя растерянным, подавленным, униженным, преданным, и тогда у него другое выражение на лице: у него дрожат губы, у него… там… слёзы на глазах выступают, он такой беспомощный, несчастный, он бледнеет – это тоже обида. Но это – тоже невыраженная злость.
Человек не выражает свои чувства тому, кто его обидел.
А.Митрофанова:
- А значит ли это, что правильным будет учить детей выражать свою злость?
Если, к примеру, бабушка отругала… или родители отругали, а ребёнок в ответ топнул ногой и сказал: «Да идите вы все!...» – и родители, в этот момент, должны вздохнуть с облегчением: «Ах, наш малыш выразил злость – это прекрасно! Значит, у него не «упакуется» обида!»
А.Ткаченко:
- Понимаете, в чём дело… Ведь, обида, как любое человеческое проявление, как любая сила человеческой души, дана нам Господом с вполне благими целями. У обиды, как это ни странно прозвучит, есть конструктивная функция.
А.Митрофанова:
- Какая?
А.Ткаченко:
- Ну, например… коммуникативная.
А.Митрофанова:
- Это как работает?
А.Ткаченко:
- Ну, вот… два человека общаются, и один другому, совершенно не имея такого намерения, сказал что-то такое, что его ранило, задело…
А.Ананьев:
- Что «ты – толстая»…
А.Ткаченко:
- Как вариант – да. Он же не думал, что это заденет…
А.Ананьев:
- Да, конечно!
( Смеются )
А.Ткаченко:
- И видит – либо эти сжатые челюсти и прищуренный взгляд в ответ, либо… вот эти вот… растерянно хлопающие ресницы, дрожащие губы, и понимает: «Чёй-то я ляпнул… Что-то не так…» – потом говорит: «Слушай, дорогая… ты изменилась в лице… что-то произошло?» – «Ну, да уж… знаешь… что-то произошло!» И – всё, и у людей проясняются какие-то нюансы, которых раньше они не понимали. Вот.
Второй момент – это сдерживание немедленного агрессивного импульса в ответ. Ну, в запале кто-то что-то кому-то сказал, например – те же самые супруги, там, которые обмениваются репликами по поводу комплекции друг друга.
То есть: «Ты – толстая!» – и у «толстой» тут же ответная реакция: схватить разделочную доску и трахнуть его по голове за эти слова.
Она этого не делает. Она упаковывает свою злость. Она сдерживает себя в момент самого острого проявления ответной агрессии, и, за счёт этого, получает возможность через пять минут, немножко остынув, сказать: «Знаешь, милый… вот, если ты ещё хотя бы один раз меня так назовёшь, имей в виду…» – и, в результате, получается, что… так сказать… инцидент исчерпан с минимальными последствиями для обеих сторон.
А.Митрофанова:
- Если бы всегда инциденты так исчерпывались!
А.Ананьев:
- Да! Это – какая-то идеальная ситуация.
А.Ткаченко:
- Это – обида…
А.Митрофанова:
- … конструктивная…
А.Ткаченко:
- … и её конструктивная функция, но это возможно только в отношениях между двумя эмоционально зрелыми людьми, которые осознают свои чувства и способны ими управлять.
А.Митрофанова:
- Следующий важный момент.
А.Ткаченко:
- Да… а ребёночка – вот, Вы спросили… я начал отвечать… так… замысловато… на предыдущий вопрос. Ребёночка, конечно, нужно учить опознавать все свои чувства, в том числе и, так называемые, «социально неодобряемые» – вот, такое, как злость. Потому, что это – базовая эмоция. Гнев – это базовая эмоция. Она присуща любому высокоорганизованному животному.
А.Митрофанова:
- И она – тоже от Господа Бога, эта эмоция?
А.Ткаченко:
- А как же? Это – инструмент, с помощью которого мы защищаем свои личные границы. В аскетическом смысле – это инструмент, которым мы можем отгонять бесовские помыслы, которые к нам приходят. Все святые отцы об этом пишут.
А.Митрофанова:
- Как интересно…
А.Ткаченко:
- И – научить ребёнка слышать в себе гнев, понимать, что это – гнев, и правильно, экологично, не оскорбляя никого, выражать его, заявлять о нём – это, конечно, благое дело. И для ребёнка, и для его родителей, и для всех, с кем этот ребёнок потом будет иметь дело – взрослея, формируясь как личность.
А.Митрофанова:
- Я правильно понимаю, что гнев – это та базовая эмоция, которая, среди прочего, позволяет человеку защищать самого себя от греха? Причём, от греха не только внешнего, но и от греха, который к нему самому подступает… то есть, от греха своего собственного – не допускать себе согрешить, с помощью гнева, тоже можно?
А.Ткаченко:
- Гнев – это оружие против помыслов. Вот, у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина есть целый трактат о гневе, где он прямо говорит, что единственное назначение гнева, при сотворении, было – отражение помыслов бесовских. И что, если бы Адам и Ева в Раю употребили гнев, в ответ на искушение сатаны…
А.Митрофанова:
- … мы бы сейчас жили…
А.Ткаченко:
- … вся история человечества пошла бы совершенно по другой линии, да.
А.Ананьев:
- Как сказал один прекрасный священник… мне очень понравился его взгляд на произошедшее тогда, между Адамом, Евой и змием… он сказал: «На самом деле, Ева должна была отреагировать единственным образом: позвать мужика и сказать: «Адам, тут змея говорящая!»
А.Ткаченко:
- Вот-вот!
( Смеются )
А, вот, подумайте, что должен был сделать Адам, услышав это? Какую эмоцию он должен был включить, увидев, что с его женой разговаривает ядовитое животное?
А.Митрофанова:
- «Ты куда лезешь, гадина?» – что-нибудь такое…
А.Ткаченко:
- Да, да, да…
А.Ананьев:
- История не знает сослагательного наклонения…
А.Ткаченко:
- Но, тем не менее… если уж мы взялись моделировать эту ситуацию – так, в притче – да? Он должен был употребить гнев: «Пошёл вон отсюда! Не смей с ней разговаривать!» – ну, как мужчина разговаривает…
А.Ананьев:
- Да-да-да… а уже потом – разбираться, что она говорит, зачем она говорит… сначала – да, гнев.
А.Ткаченко:
- Конечно, конечно…
А.Ананьев:
- Мы вернёмся в студию ровно через минуту… потому, что… я переполнен гневом – потому, что у меня много вопросов, которые я так и не успеваю задать!
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
- Это семейный час на светлом радио.
В студии – Алла Митрофанова, Александр Ананьев. Между нами – «Снежные чувства», как в прямом смысле, так и в переносном…
А.Митрофанова:
- Не поняла! Как это – в прямом?
А.Ананьев:
- В прямом?... В прямом… они преисполнены снежности – наши чувства друг к другу…
… и – прекрасный психолог, публицист, писатель Александр Ткаченко, который у нас сегодня в гостях, за чашкой чая.
И вот, мы, как раз, говорим о чувствах друг к другу…
А.Митрофанова:
- «Снежные чувства» – это название книги…
А.Ананьев:
- … о чувствах друг к другу… да… и – об обидах, в частности.
Как пел прекрасно Александр Вертинский: «И, тихонько проглотив обиду, мы с собакой затаим печаль…»
Вот, Александр, я точно знаю, что есть люди, которые относятся к обидам, как… к дождевым капелькам. Они – капнули, помокли какое-то время, потом – что-то стекло, что-то высохло – и нет обиды. Не скопилось ничего, нет обиды – как не было. Причесался, умылся, дальше пошёл.
А есть люди, – и я отношу себя к их числу – которые, необъяснимым образом, не желая того, бережно, словно марки в детстве, собирают и складывают обиды внутрь, одну за другой. И, потом, вы знаете, хорошее-то – оно как-то не запоминается. Хорошее – было, прошло, и вот… как-то… я благодарен, спасибо. Но – плохое… я помню всё. Каждое сказанное слово. Каждый какой-то шаг влево-вправо, каждый взгляд, каждый… несохранённый кусок торта в холодильнике – я всё помню! Я не хочу это помнить, но я помню!
Что это за феномен? Откуда он берётся? И – как от него избавиться?
А.Митрофанова:
- Саша так сейчас всё описал… может сложиться впечатление, что я живу на вулкане! Вот-вот взорвётся…
На самом деле… разделите на «пи» всё, что было сказано, а лучше – на десять… А ещё лучше – на сто!
А.Ткаченко:
- Ну… давайте, я буду рассматривать это не как конкретный пример, а как обобщённый образ.
А.Ананьев:
- Да… тем более, что тортов у нас в холодильнике как не было, так и нет!
А.Ткаченко:
- Да… да… да…
( Смеются )
Вот… Ну, смотрите.
Обида – это, в психологии, сложная эмоция, которая состоит из двух простых: злости на обидчика и жалости к себе. Вот, такая смесь… собственно говоря… откладывается на полочку – где-то там, в глубине души. Невыраженная злость и невыплаканные слёзы о понесённом ущербе. То есть, мне причинили боль, а я даже себя не пожалел. Потому, что я не выразил злость. Я не предъявил счёт обидчику.
И человек, естественно, в таком состоянии не может забыть – ни одного, ни другого. У него… потому, что эти чувства остаются в теле. Чувства – они, вообще, про тело.
Понимаете, чувства – это очень сложный такой психо… сложный в смысле структуры… психо-физиологический феномен, где психологическое состояние, на уровне материального субстрата, обусловлено какими-то химическими веществами, которые выбрасываются в кровь… там… в определённой ситуации. И вот, когда у человека эти стрессовые гормоны, в тот момент, когда ему была нанесена обида, бурлят в крови… а бурлят они в крови – для чего? Ну, для того, чтобы либо вступить в бой с обидчиком, либо – пуститься в бегство, если у тебя… там… сил не хватает. Вот, если эти гормоны на нашу мускулатуру действуют телесную, а мы – не отрабатываем этот импульс соответствующими действиями, у нас это состояние может застрять в виде спазмов… каких-то сосудов… потому, что это же – мышцы, правильно? А гормоны действуют на мышцы… каких-то полостных органов – желудка, мочевого пузыря, там… ещё каких-то… потому, что это – тоже мышечные такие мешки, и гормоны могут подействовать на них. Кишечник – весь желудочно-кишечный тракт – это тоже мышечная ткань.
А.Митрофанова:
- Это то, что называется «психосоматикой»?
А.Ткаченко:
- Это весь спектр психосоматических заболеваний. Сердечно-сосудистые, желудочно-кишечный тракт, зажимы скелетной мускулатуры, каких-то нервных окончаний, когда у человека начинает болеть – то тут, то – там, то – ещё где-то… огромный спектр. И всё это – результат того, что чувство не было отработано телесно, не было выражено. Осознано и выражено в каком-то телесном действии. И поэтому – «застряло» в теле. Вот…
А.Митрофанова:
- Пытаюсь понять… мы, в принципе, обиду рассматриваем ведь и как повод для исповеди?
А.Ткаченко:
- Да.
А.Митрофанова:
- То есть, мы имеем возможность посмотреть на обиду и с точки зрения духовной жизни, или – попыток духовной жизни. И, если, к примеру, наступает осмысление, что – да, действительно, вот это – обида, в основе которой лежит гордость, гордыня моя собственная… там… вот… муж что-то сказал, или жена что-то сказала, и это слово – оно попало в какое-то моё уязвимое место… получается, что… то есть, когда человек сам себя «раскусывает», что, на самом деле, это… ну… как это сказать… проявление какого-то собственного духовного несовершенства – это избавляет от той самой психосоматики, о которой Вы сейчас рассказали? Или – нет? Или, наряду с вот этой духовной работой, которую мы проделываем в отношении обиды, очень важно заниматься ещё и телом? Ну… как… триединство – дух, душа и тело.
А.Ткаченко:
- Вы знаете, я далеко не уверен в том, что все случаи обиды – это результат нашей гордыни. Потому, что уязвимость человека – это вполне естественное его качество. Понимаете? Каждый из нас уязвим. Каждого из нас можно обидеть. Не только художника. Каждому из нас можно причинить боль – не только физическую, но и душевную. И гордыня здесь совершенно ни при чём.
А.Митрофанова:
- А вот, например, святитель Николай – он может на нас обидеться? Или… не знаю… святитель Спиридон Тримифунтский? Или – кто-то ещё из святых?
Я помню, что я разговаривала с кем-то из священников, и говорю: «Вы знаете, я, в отношении такого-то святого… вот… у меня были определённые сомнения… я боюсь, что я обидела его своими размышлениями, своими какими-то… там… досужими мыслями». На что священник мне сказал: «Что ты? Ну разве святые обижаются? Они – в том уже, совершенном, состоянии, что обидам до них не добраться!» Они – вот… как Саша сказал про дождь, слегка, может быть… там… не знаю… скатился с зонтика – вот, так и обиды соскакивают со святых, сказываются. То есть, они… не промокают они!
А.Ткаченко:
- Знаете… вот, про святого, в состоянии бесстрастия и совершенства, мне нечего сказать, потому, что я себе совершенно не представляю это состояние, и это, вообще, не область интересов психологии. А в аскетическом смысле, я, скорее всего, никогда такого состояния не добьюсь. И, поэтому, с любой стороны, это… вот… для меня не понятно. Но…
А.Митрофанова:
- То есть, нам, людям, не светит. Хорошо.
А.Ткаченко:
- Почему? Это я сейчас только о себе говорю.
Но… когда я читал дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, я там, чуть ли не на каждой странице – причём, уже когда он был совсем в возрасте, знаете… когда он был такой… маститый и всеми почитаемый чудотворец – на каждой странице он говорит о том, как его задело что-то в самых близких его людях – в прислуге, в священниках, которые ему сослужили… там… в других каких-то людях, которые его окружали, в просителях. И он прямо рассказывает, подробно – это же дневник – рассказывает о том, как у него вспыхнуло раздражение, злость… там… вплоть до того, что ударить даже кого-то ему хотелось, но он в себе это чувство – сдерживал – «упаковывал» эту злость. В каком-то смысле, можно назвать это обидой, наверное – ну, вот, как мы сейчас разговаривали об этом, да? Что обида – это «упакованная» злость, которая позволяет – конструктивная функция обиды – она позволяет, непосредственно в момент какого-то разговора, там, или общения, возникший агрессивный импульс не выпускать на собеседника, удержать его в себе. Вот, это – конструктивная функция обиды.
И, я думаю, что у святых такая функция присутствовала, конечно же. Они же себя сдерживали, они же – тоже живые люди! И они тоже уязвимы, им тоже могло причинить что-то боль.
Другой вопрос, что они умели проживать это чувство, не согрешая. Помните, как… «гневаясь, не согрешайте» – апостол Павел говорит.
Вот, я бы дерзнул сказать так: «Обижаясь, не согрешайте! Что это значит? Не застревайте в этой обиде. Вас кто-то оскорбил – сдержитесь, удержите ответное оскорбление у себя на кончике языка. Дождитесь, пока вот эта вспыхнувшая волна чувств пройдёт. А уже потом, на спокойную голову, подойдите и скажите: «Знаешь, мне было очень больно, когда ты мне сказал вот это. Пожалуйста, не делай так больше, если хочешь, чтобы мы с тобой сохранили отношения», – и это будет здоровый подход, мне кажется.
А.Ананьев:
- А от этого обиды, действительно, станут меньше, или уйдут вовсе?
А.Ткаченко:
- Ну, чувство же выражено? Вы его сами осознали, проговорили, и поделились с обидчиком.
А.Ананьев:
- Я просто пытаюсь понять… это вот, действительно, работает? Потому, что, в принципе, звучит очень логично и разумно… но я пытаюсь примерить это на себя, и понимаю, что я так никогда не делал. Я либо…
А.Ткаченко:
- Ну… надо попробовать!
А.Ананьев:
- Да, надо попробовать… при случае, да. В противном случае, это может перерасти в хроническую форму обиды. Я не знаю, сталкивались Вы с этим, или нет?
А.Ткаченко:
- Конечно. Сплошь и рядом.
А.Ананьев:
- Когда человек целиком состоит из обиды.
А.Ткаченко:
- Да, да…
А.Ананьев:
- У меня есть такие случаи перед глазами, когда муж видит, что жена очень сильно расстроена, бесконечно расстроена, и он спрашивает у неё: «Что – не так? Что случилось?» – а она разводит руками и говорит: «А ты не видишь!» – и столько обиды у неё в голосе, столько расстройства! И так хочется её пожалеть… и ты понимаешь, что это, как раз, выстроена, до самого потолка, вот эта стена из кирпичиков.
А.Ткаченко:
- Это, знаете… это – вот то самое: подавленная детская злость, которую человек привык выражать в виде пассивной агрессии. Есть такой термин в психологии – «пассивная агрессия», когда человек агрессию выражает не напрямую, а вот в таких вот ядовитых фразах: «А ты что, не видишь?»
А.Ананьев:
- А Вы сами сталкивались с такими проявлениями?
А.Ткаченко:
- Конечно! И в себе, и в других людях, да. Это, как раз, вот, такой вариант незрелых… эмоционально незрелых отношений. Когда люди считают, что другой человек должен уметь читать их мысли по их печальному виду, понимаете? И даже, когда им задаёшь вопрос напрямую: «Что случилось?» – они не говорят, что случилось. Они продолжают тебя язвить своим вот этим вот несчастным видом.
Это не их вина. Это, скорее, их беда. Потому, что… ну, ещё раз говорю: тут с детства приучились вот так вот выражать свои чувства. Ну, подавили их злость…
А.Митрофанова:
- А что с этим делать?
А.Ткаченко:
- Ну… как минимум… Каму делать? Самому человеку, или тому, кто с ним общается?
А.Митрофанова:
- Ну, по большому счёту – и тому, и другому. Потому, что… если внутри семьи отношения у супругов складываются так, то, наверное, только какой-то совместной работой это решается… или… какой-то путь навстречу друг другу?
А.Ананьев:
- Вот, по-моему, это, как раз, не работает.
Если я правильно понял Александра, если я позволил себе что-то обидное сказать в твой адрес, допустим, и ты, как собака Вертинского, проглотив обиду, затаила печаль, только от тебя зависит – избавишь ты себя от этой обиды, или нет.
Я могу просить прощения, я могу пытаться загладить это чизкейком, но всё это будет бесполезным, если ты сама не захочешь осознанно выбросить этот кирпич. Я правильно понимаю?
А.Ткаченко:
- Да, правильно! Дело в том, что вот такая обида – это же манипуляция. Это же – инструмент влияния на обидевшего человека.
А.Ананьев:
- А цель – какая?
А.Ткаченко:
- Сделать его виноватым.
А.Ананьев:
- Зачем?
А.Ткаченко:
- С виноватым человеком можно делать всё, что угодно. Вина – это самый главный инструмент любого манипулятора.
А.Митрофанова:
- Но разве не лежит гордыня в основе этого, Саша? Вот, всё-таки…
А.Ткаченко:
- В основе – чего?
А.Митрофанова:
- В основе такой манипуляции, когда человеку очень хочется к себе больше внимания, себя сделать центром мира в жизни другого человека, акцептировать на себе все ресурсы – разве это не… про то же самое? Разве не гордыня здесь в основе?
А.Ткаченко:
- Понимаете, здесь – тонкий момент. Потому, что гордыня – это ведь тоже… искажённая добродетель.
А.Митрофанова:
- Да… так… собственно, всё, что ни возьми…
А.Ткаченко:
- Да… как и всё остальное.
А.Митрофанова:
- … всё – искажённые… да… добродетели.
А.Ткаченко:
- И… какая добродетель искажена в гордыне?
Я, вот, помню, что читал у отцов… там, кстати, очень-очень сложно об этом написано, очень по-разному, очень путано – в разных источниках… но у меня осталось в памяти, что гордыня – это искажённое смирение. Что по внешним признакам гордого человека, со стороны, невозможно отличить от смиренного.
Помните, у преподобного аввы Дорофея –он рассказывает, как увидал однажды в монастыре брата, который ни на что не обижался, который… вот… прямо… вот… проглатывал всё-всё-всё на свете, и…
А.Митрофанова:
- Что бы с ним ни делали.
А.Ткаченко:
- Да-да-да! Там братия была горазда на всякие придумки, и вот – он просто поражался. Он сам, видимо, не мог терпеть этого, авва Дорофей. А тут, смотрит – такой пример перед глазами благочестия.
И он подошёл к нему и спрашивает: «Дорогой брат, я склоняюсь перед твоим подвигом! Объясни, как ты это делаешь? Как ты умудряешься не реагировать на все эти оскорбления, которые на тебя сыплются?» Он говорит: «На чьи? На их оскорбления? Да это же не люди – это просто лающие псы!»
И там, дальше, авва Дорофей так красиво пишет: «Услышав сие, я сказал про себя: воистину, нашёл себе путь этот брат! И пошёл прочь, моля Милостивого Бога покрыть и меня, и его».
Вот, понимаете? Что такое гордыня, в моём представлении? Это когда человек вообще отморозился. Когда ему просто – пофиг. Гордый человек – он обижаться не будет. Обидчивость – это какая-то такая гордыня… «недокрученная» до конца, когда человеку ещё важно, что о нём говорят, и что с ним делают другие.
И, в отношении супругов, здесь, мне кажется… здесь – другое, понимаете? Здесь… вот, когда такая манипуляция производится: «А ты что, не понимаешь, что ты меня обидела, что мне испортила настроение?» – ну, это… такая… искажённая форма…
А.Ананьев:
-Как давление чувств.
А.Ткаченко:
- Да, да! Человек сообщает, что ему любви не хватает! Что ему не хватает заботы, участия, каких-то чувств, которые, может быть… другой человек – он и готов их дать, но он не знает, что там дефицит есть – с той стороны. А обидчивый человек – не умеет просить. Вот, здесь, наверное, гордость и есть.
Знаете, вот она в чём. Главная проблема человека, с точки зрения психологии… одна из главных, знаете, какая?
А.Митрофанова:
- Не умеет просить?
А.Ткаченко:
- Неспособность признать себя слабым! Неспособность признать свою слабость и уязвимость. Потому, что попросить о чём-то – это значит признать, что ты слабый. А человек – не может.
А.Ананьев:
- Слушайте… какие глубочайшие христианские корни!
А.Ткаченко:
- Да…
А.Ананьев:
- Способность или неспособность признать себя слабым, немощным, нуждающимся, несовершенным…
А.Ткаченко:
- Попросить помощи, да…
В этом смысле, наверное, можно здесь усмотреть гордость. Но!
Понимаете, мы вот привыкли как-то, читая аскетическую литературу, рассматривать гордого человека, как что-то такое… вы знаете… какая-то твердыня… такое что-то… такое… твердолобое такое… вот… несокрушимое, мощное…
А.Митрофанова:
- Почему? Не обязательно. Гордыня – она настолько бывает изящна порой…
А вспомните фильм «Адвокат дьявола»! Помните, там: «Воистину, тщеславие – мой самый любимый из всех грехов!» – говорит в конце главный герой, собственно, вот этот самый…
А.Ткаченко:
- Тщеславие – это немножко другое, да… мы – про гордыню сейчас.
Всё-таки, гордый – даже по определению – гордый – это «твёрдый». Такой – непробиваемый.
А, на самом деле, гордый – это очень уязвимый человек. Это человек, настолько боящийся показать свою слабость и уязвимость другим, что ради этого он отгораживается от других.
Вот, взять даже этот пример с аввой Дорофеем. Почему этот брат так отгородился от всех остальных? Да потому, что его очень сильно ранили эти обиды. И он свои чувства заморозил – вот, как книжка моя называется. Понимаете?
А.Митрофанова:
- «Снежные чувства»…
А.Ткаченко:
- То есть, гордость – наверное, в психологическом смысле, можно… один из вариантов – я не утверждаю, что это исчерпывающее определение… гордость можно рассматривать, как «замороженное чувство». И, поверьте, люди это делают не от хорошей жизни.
А.Митрофанова:
- Что-то с ними произошло…
А.Ткаченко:
- Это просто адаптивная реакция на какую-то непосильную боль.
А.Митрофанова:
- Что-то с ними произошло, и, по идее, хорошо бы это раскопать и «вправить позвонки», но не все готовы на эту работу.
Скажите, знаете, что, Саша… Вот, в этом… почему я говорила про движение супругов навстречу друг другу… вот, в этой ситуации с манипулированием, ведь, важно, чтобы человек, который манипулирует, сам себя «раскусил» и распознал вот эти свои действия. Но важно, чтобы и тот, кем пытаются манипулировать, адекватно, правильно себя повёл.
А что будет в ситуации, когда тобой пытаются манипулировать… А я помню, как Вы мне объясняли, как распознать, что тобой манипулируют… Один из признаков – когда ты, абсолютно на ровном месте, ни с того, ни с сего, вдруг начинаешь чувствовать себя виноватым.
А.Ткаченко:
- Оп!
А.Митрофанова:
- Да… Вот, например, ты обнаруживаешь это, а дальше – что? Вот, рядом с тобой, твой близкий человек – твоя жена, или твой муж, которые пытаются тобой манипулировать. Иногда родители пытаются манипулировать детьми, да?
И – что тебе делать? Одно неверное движение – и ты человеку сделаешь больно. А, при этом, манипуляция тоже – ни тебе самому, ни, тем более, другому человеку, по большому счёту, пользы никакой не принесёт. Как выходить из этого положения?
А.Ткаченко:
- Ну… во-первых, наверное, всё-таки, нужно понять, принять и осмыслить тот факт, что не твоё неверное движение сделает человеку больно, а человек сам себе сделает больно – при твоём движении, которое он расценит, как неверное.
У тебя – нет намерения причинять ему боль, и ты не делаешь ничего такого, что может причинить боль само по себе, вне вот этого контекста манипуляции. Это – первое. Понять, что вот эта вот навязанная вина – она невротическая.
Потому, что вина – это индикатор. Чувство вины – это индикатор того, что что-то пошло не так. И, в случае вины, адекватной ситуации, ты просто смотришь – что пошло не так? Ага, вот, я что-то не то сказал, я что-то не то сделал… я как-то себя повёл таким образом, что причинил другому человек ущерб. Всё! Не застревая в этом чувстве, я беру на себя ответственность за причинённый ущерб. Как мытарь Закхей в Евангелии. Помните? «Если кого чем обидел…
А.Митрофанова:
- … воздам вчетверо»…
А.Ткаченко:
- … верну вчетверо!» – всё. Он – не терзал себя чувством вины. Он испытал его – мгновенно, как укол совести, потому, что рядом с ним Солнце Истины сидело, и его, как рентгеном, просветило просто это общение со Христом. Да, он испытал чувство вины, но он не стал рвать на себе волосы, там, и кричать: «А-а… я виноват!...» Он взял на себя ответственность, и сказал: «Я виноват в том-то, в том-то… аминь! Воздам – вчетверо. И больше так делать не буду».
А вот, если чувство вины неадекватное, если оно возникло вследствие манипуляции, то здесь ужас-то – в чём? Что ты ответственность взять не можешь. Потому, что… нету…
А.Митрофанова:
- Потому, что ты ничего не делал.
А.Ткаченко:
- Ты ничего плохого не сделал, да! А виноватым себя ощущаешь. Здесь цель – внедрить в тебя вот это вот чувство, чтобы потом получать от тебя какие-то… действия, может быть… там… преференции, чувства, может быть, получать – это очень часто бывает так… такой эмоциональный шантаж, знаете?
И здесь важно просто, во-первых, не проваливаться в вину самому, на ровном месте, а, во-вторых, понять, чего от тебя хочет человек.
А.Митрофанова:
- На самом деле.
А.Ткаченко:
- На самом деле, да. Какая у него дефицитарная потребность.
Здесь, конечно, нужно быть мудрым, как змей, и кротким, как голубь – чтобы и не обижать человека, не устраивать ему допрос с пристрастием, и, всё же, понять, что же кроется за его этим манипулятивным поведением.
Потому, что манипулятор всегда в чём-то нуждается. Если ему это что-то дать просто, без манипуляции – он не будет манипулировать. У него начнёт формироваться новый опыт.
«СЕМЕЙНЫЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
- Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера».
В студии продолжают разговор Алла Митрофанова с Александром Ткаченко, а я, Александр Ананьев, продолжаю испытывать чувство неловкости за каждый тот случай, когда Алла Сергеевна вынуждена произносить: «Прости меня, я виновата».
Действительно, магическое какое-то воздействие на меня имеет чашка чая в компании со знаменитым психологом, публицистом, писателем Александром Ткаченко, книга которого сейчас лежит перед нами, и она называется «Снежные чувства». И книга прекрасна, и тема, которую мы обсуждаем – тоже очень глубока и интересна.
Я, как юный барашек, уткнувшийся в новые покрашенные ворота, смотрю на фразу, записанную за Вами, Александр: «Чувства – они, вообще, про тело». И она не оставляет меня в покое, как, впрочем, многое из того, что Вы сказали. Но вот это – в особенности.
И я сижу и думаю: а любовь – она тоже, получается, только про тело? Это – раз.
А, во-вторых, если я, всё-таки, хочу излечиться от всего дурного, получается, что, в идеале – вот, если я стремлюсь хотя бы приблизиться к тому, что мы называем святостью – я должен отказаться от всех чувств? Вообще, всех, в принципе? Вины, радости, грусти… вот – всех чувств.
А.Ткаченко:
- Ну, это какая-то нехристианская картина.
А.Митрофанова:
- Буддистская, скорее…
А.Ткаченко:
- Это стоики так мыслили совершенство, знаете – апатия, полное бесчувствие… или «бесстрастие», как они это называли.
В христианской парадигме всё выглядит совсем по-другому. Понимаете?
Вот, как мы говорили уже неоднократно сегодня, любая страсть, любое негативное, так называемое, эмоциональное состояние, если психологическим языком говорить – это всегда чувство, изуродованное неверным употреблением. И цель христианской аскезы – собственно, как и психологической работы – очистить это чувство от вот этих, налипших на него, дурных коннотаций. Понимаете?
А.Митрофанова:
- Ну, это, условно говоря, как… вот эта классическая фраза: ножом можно порезать хлеб, а можно – убить человека.
А.Ткаченко:
- Да, да…
А.Митрофанова:
- Вот, нож – это те же самые чувства, эмоции и… какая-то энергия, которая внутри нас есть. Мы её можем направить на то, чтобы… там… сходить на пробежку, и принести пользу организму, а можем – взять и побить жену.
А.Ткаченко:
- И, в этом смысле, для нас Евангельское повествование даёт идеальный – во всех смыслах идеальный – образец проживания чувств. Это – земная жизнь Иисуса Христа, совершенного Бога и совершенного Человека. Совершенного – потому, что там уже прибавлять нечего, там уже – всё есть, вот – максимум того, что в природе Божественной и в природе человеческой содержится. То есть – это идеал человека.
Вот, в этом смысле, христиане – абсолютно уникальная группа людей. У них есть идеал поведения, воплощённый в их Боге.
Давайте, вспомним, какие чувства проживал Иисус?
А.Ананьев:
- Я пытаюсь вспомнить… Он ведь никогда не смеялся.
А.Ткаченко:
- Ну… то, что в Евангелии ничего об этом не написано – это не говорит о том, что Он не проживал эти чувства. Там много чего не написано – возможно, это просто не имело значения в домостроительстве нашего спасения. Вот…
А.Митрофанова:
- Из того, что известно, есть гнев, есть слёзы, по поводу умершего Лазаря…
А.Ткаченко:
- Да, есть гнев, есть слёзы, есть сострадание, есть отчаяние…
А.Митрофанова:
- Кстати, да…
А.Ткаченко:
- Это – не Его отчаяние было. Это отчаяние было, которое Он принял на Себя из нашей природы. Это – нашу немощь Он понёс на Себе. То есть, Он мог не отчаяваться, но Он взял на Себя наше отчаяние.
А.Митрофанова:
- То есть, состояние Богооставленности…
А.Ткаченко:
- Да, да… И я думаю, что даже если такие чувства… тяжёлые такие, и совершенно несовместимые с жизнью, я бы сказал, Господь на Себя принял, странно бы было, если бы Он не воспринял и смех – это же тоже часть человеческого естества, это же тоже для чего-то Господь в нас вложил. Я могу тут долго рассказывать о функции смеха и чувства юмора – для чего это нужно человеку, с позитивной точки зрения. Я не думаю, что Господь был лишён этих чувств.
А.Ананьев:
- У меня есть какая-то внутренняя установка – может быть, это мрачность моя природная диктует мне это – мне, почему-то, кажется, что смех – это что-то нехорошее. Только какое-то… если кто-то громко смеётся – очевидно, это какой-то дурной человек, замысливший что-то нехорошее. А если человек грустит, то, с большой долей вероятности, это – хороший человек. Есть у меня такая установочка…
А.Митрофанова:
- При этом, жена этого человека, в неэфирное время, хохочет, практически, без перерыва…
А.Ананьев:
- Да, да, делайте выводы, делайте выводы…
А.Ткаченко:
- Ну… если бы Вы пришли ко мне на приём, я бы Вам предложил поисследовать, откуда эта установочка, когда она у Вас появилась, кто Вам её дал…
А.Ананьев:
- Вот…
А.Ткаченко:
- То есть, этот клубочек можно размотать и посмотреть, в чём его смысл.
А.Ананьев:
- Однако, у меня к Вам будет другое предложение. У нас осталась, буквально, пара минут от «Семейного часа», передо мною – книга, которая называется «Снежные чувства»…
Кстати, друзья, 1 декабря в «Петровской кофейне», в актовом зале, мы с Александром будем её представлять. И вы – будете задавать вопросы, Александр будет отвечать. Это – возможность испытать простую человеческую радость от прекрасного общения. В общем, присоединяйтесь, это – в 14.00, 1 декабря, воскресенье, после Литургии – по-моему, идеальное время, ещё и начало зимы, ещё и… «Снежные чувства» – я уверен, будет идти красивый снег…
Так, вот… здесь есть чисто белое пространство на обложке. Я бы хотел попросить Вас вот о чём. Я бы хотел попросить Вас подписать её с пожеланием для нас, для тех, кто слушает радио «Вера» сейчас – пожеланием, которое, на Ваш взгляд, было бы самым важным, и касалось бы того, чего нам всем не хватает больше всего! Что бы это было?
А.Ткаченко:
- Нам много чего не хватает! Знаете, тут… как бы… я боюсь, вот этих вот полей не хватит для перечисления всего…
А.Митрофанова:
- Ну… по Вашему опыту… самые частые запросы.
А.Ткаченко:
- Вот, именно как психолог, да?
А.Митрофанова:
- Да.
А.Ананьев:
- Потому, что часто желают – любви, здоровья… всё это понятно. А вот чего нам, на самом деле, важно?
А.Ткаченко:
- Я бы пожелал того, чего людям не хватает для любви и для здоровья.
А.Митрофанова:
- Что это?
А.Ткаченко:
- Это – умение слышать свои чувства. Опознавать их, проживать их, выражать их – открыто, не таясь. Но, при этом, экологично, конечно – не делая другим людям больно.
Потому, что… вот, тут снеговик на обложке нарисован. Знаете, есть вот такая метафора у меня – я очень кратенько её расскажу.
Человек… маленький человек, когда рождается – это снеговичок. Самая большая часть – это его телесная сторона, самая маленькая, на которой ведро надето и морковка – ну, это понятно – это голова, это – рацио, а средняя – это сердце, это – чувства.
И вот, телесной стороной родители занимаются очень много – ну, кормят ребёночка, купают его, лечат, если заболел, развивают физически… всё это... С интеллектуальной стороной – тоже всё понятно: развивающие игры, там… учат читать, на какие-то курсы его отдают, книжки ему покупают…
Но кто – даже из ответственных и вменяемых родителей – так же целенаправленно занимается воспитанием чувств своего ребёнка?
Понимаете, очень часто бывает так, что в нас, вместо этого среднего шарика, у снеговичка – пустота.
Так, вот, я хотел бы пожелать, чтобы эта пустота, наконец, заполнилась. Чтобы мы, наконец, научились осознавать и проживать свои чувства, и научили своих детей этому. Чтобы научились в своих детях видеть человеческие чувства, с уважением к ним относиться, беречь их, воспитывать их – точно так же, как тело и ум.
А.Митрофанова:
- Какое прекрасное пожелание! А можно я здесь немножко своим опытом поделюсь, хотя Александр Владимирович смотрит на меня очень строго… я сегодня очень много болтаю – простите меня пожалуйста, но тема, правда, такая…
Я, слушая Вас, вспомнила, как в моей жизни – не знаю, конечно, насколько осознанно… или – сознательно – это слово мне чуть больше нравится… я отношусь к собственным чувствам и прочая – это Вам, как психологу, виднее, не мне проводить самодиагностику – но совершенно чётко я помню, как в моей жизни наступил новый этап вот этого осознания себя – когда я стала ходить на исповедь. Исповедь дала опыт очень вдумчивого отношения к себе, внимательного вглядывания в подлинные мотивы моих поступков, поведенческих реакций, и так далее. И это – какой-то невероятный бесценный опыт. Ну, особенно, если есть рядом хороший, мудрый, опытный священник, подсказывающий…
А.Ткаченко:
- Вот, я только хотел сказать – здесь очень многое зависит от того, кому ты исповедуешься.
А.Митрофанова:
- Вот, я желаю тоже… Можно, вот, тогда… рядом с Вашим пожеланием, написать, чтобы – мудрого пастыря ещё рядом?
А.Ткаченко:
- Конечно, конечно…
Потому, что, понимаете, психология духовными вопросами, по большому счёту, не занимается. Это – вне её сферы. Мировоззренческие смыслы, духовные смыслы, экзистенциальные смыслы человек должен находить сам. Психолог ему в этом не поможет.
А.Митрофанова:
- Но, при этом, знание этих законов помогает оздоровить, наверное, и психическую систему в своём собственном организме тоже?
А.Ткаченко:
- Ну, конечно… Понимаете, это – точно так же, как и с физическим здоровьем. Если у человека сломаны ноги, он не может пойти в храм. Просто из-за того, что у него ноги сломаны. Если у человека – какой-то тяжёлый невроз, если у человека какие-то депрессивные… там… состояния тяжёлые, если у человека энергия ( вот… эти чувства – это же наша энергия, понимаете? ) перекрыта каким-то хроническим негативным эмоциональным состоянием – для него духовная сфера может быть закрыта. Ему – не до этого…
А.Ананьев:
- Я – Александр Ананьев. Я прощаюсь с вами до следующей недели, оставляю мою жену и коллегу Аллу Митрофанову и блестящего писателя, психолога, публициста Александра Ткаченко продолжать общаться – потому, что это, действительно, разговор без конца. И – спасибо Вам, Александр, за этот разговор!
А.Ткаченко:
- Да… до свидания!
А.Ананьев:
- Спасибо Вам. Всего доброго! До новых встреч!
А.Митрофанова:
- До свидания!
Зеркальные жёны

В одной деревушке жила мать-старушка с двумя сыновьями. Выросли они, и появилась у матери новая забота: как бы их женить? Давно хотелось старушке внуков понянчить, да уж парни оказались насчёт невест слишком привередливые: все девушки для них недостаточно красивые.
Однажды ночью не спалось матери, поднялась она с кровати, дверь отворила, смотрит — небо звездами усыпано, а вокруг тьма кромешная. Подняла старушка к небу голову и говорит:
— Кто же мне поможет моим сыночкам жён по сердцу найти?
Вдруг видит: на юго-западе одна звезда с неба сорвалась и прямо к ней летит. Опустилась звезда во дворе: так блестит, аж глазам больно, похожа на серебряное зеркало.
— Не горюй, подыскал я для твоих сыновей жён, — сказал ей с зеркальной звезды старец с длинной белой бородой.
— Боюсь, что пустые твои хлопоты, почтенный, — вздохнула старушка. — Я и сама не знаю, кто придётся моим сыновьям по сердцу. Но коли дозволишь, я посмотрю на невест и потолкую со свахами.
— Не понадобятся тебе ни свахи, ни приглашения на красной бумаге, ни свадебные паланкины, — уверил её старец. — Дам я тебе два зеркальца... Завтра в полночь пусть сыновья повернут к юго-западу, от зеркал лучи пойдут, и широкая дорога откроется. По этой дороге пусть твои сыновья идут — там и жён себе найдут.
С этими словами звезда растаяла, словно это была большая льдина, а на её месте остались лежать два круглых зеркальца.
Проснулись наутро сыновья, мать-старушка им про ночной случай рассказала и по зеркалу вручила.
Увидел в своём зеркале старший сын девушку в красном платье с красным пионом в руке. Такая красавица, каких свет не видывал!
Младший сын тоже заглянул в зеркальце, а ему оттуда красавица в жёлтом платье улыбается, в руке жёлтый пион держит.
— Вот на них, матушка, мы жениться хотим, — сказали сыновья и стали дожидаться полночи, чтобы по лучу отправиться за жёнами.
Всю ночь они шли без устали, а на рассвете очутились у высокой горы. Обошли сыновья гору и увидели пещеру, от которой шёл серебристый свет. Внутри оказалось большое зеркало, в котором парни увидели двух девушек небывалой красоты: одну с красным цветком в руке, другую с желтым.
— Как же вас освободить, чтобы к матушке домой привести и сразу две свадьбы сыграть? — спрашивают сыновья.
— А зачем? — говорят красавицы. — Нам и здесь хорошо. На самом деле, мы живём на далёкой звезде. Пришла пора замуж нам выходить, и отец сделал так, что в этой пещере наши мужья могли сколько угодно любоваться нашим отражением. Повезло вам: у всех обычные жёны, а у вас двоих будут зеркальные...
Переглянулись братья — и бегом обратно домой. Полюбоваться красавицами в зеркале, конечно, хорошо, но ведь не всю жизнь!
Вскоре оба парня на радость матери благополучно женились в родном селе. И живут, как говорится, рука в руку, душа в душу, чего и другим желают.
( по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Бабушка Тан

Фото: Manny Becerra / Unsplash
Знаете ли вы, что в Китайской Народной Республике официально установлено звание «Национальный образец нравственности»? Эту награду регулярно присуждают гражданам страны за добродетельные поступки. Одна из почётных лауреатов — пенсионерка по имени Тан Цайин, или «бабушка Тан», как называют её приёмные дети.
А таких детей у неё 38! Сегодня это взрослые мужчины и женщины, которых объединяет одно: каждого из них в младенчестве бросили родители, а наша героиня взяла под опеку.
Это началось много лет назад, когда Тан работала уборщицей в больнице города Синью, в одной из провинций на юго-востоке Китая. Однажды зимним утром она заметила рядом с железнодорожными путями плачущего ребёнка, завёрнутого в пальто. Это оказалась девочка. Тан Цайин отнесла её домой, искупала, накормила и дала ей имя Фанфан, то есть цветочный аромат.
К тому времени у Тан было пятеро родных детей-подростков. Одна из старших дочерей, выпускница школы по имени Айпин, ухаживала за малышкой Фанфан, пока мама работала.
Вторым найдёнышем стала девочка, которую Тан назвала Чжэньчжэнь, — в переводе с китайского «драгоценный дар». Её кто-то оставил в больнице, где работала Цайин.
Таким образом за десять лет добрая женщина спасла почти сорок брошенных девочек и мальчиков! Большинство из них были новорождёнными. Тан благодарна руководству своей больницы за то, что в те годы ей выделяли свободную палату. Там лежали ослабленные младенцы, и уборщице было удобно за ними ухаживать.
«Мой покойный муж сначала ворчал, что нашего дохода едва хватает на собственных детей, не говоря уже о приёмных, — вспоминает Тан Цайин события полувековой давности. — Но я была полна решимости спасать подкидышей, и со временем строгий, но добрый дедушка их тоже полюбил».
Выйдя на пенсию, многодетная мама подрабатывала сбором и сортировкой мусора, чтобы на вырученные деньги покупать детям еду. А в более почтенном возрасте, когда сил у неё поубавилось, пенсионерка занялась поиском приёмных родителей для подопечных. Сегодня повзрослевшие дети не только навещают бабушку Тан, но и помогают ей материально.
После номинации на звание «Национальный образец нравственности» об огромной семье Тан Цайин узнали миллионы китайцев! Её родная дочь Айпин рассказывает: «Для моей матери добрые дела — не вопрос выбора, а то, что она считает просто необходимым делать».
А я любуюсь улыбкой бабушки Тан на фото к публикации проекта Баба-Деда и понимаю, что эта женщина показала нам, что такое любовь.
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.