
— Давай, Авель! Расправь крылья! Вот так. Ну же, лети! Хорошо. Ты справишься, Авель, всё получится.
Когда мы слышим имя Авель, на ум приходит известная библейская история о двух братьях, сыновьях Адама и Евы. Художественно переосмысленная, она легла в основу австрийского кинофильма «Братья ветра», фрагмент из которого только что прозвучал. Но почему у Авеля — крылья и куда он должен лететь? Всё просто: Авель — горный орёл. Маленького, едва оперившегося, его вытолкнул из гнезда родной брат. Птенец чудом выжил. Его нашёл сын местного охотника Лукас. Накануне мальчик читал Библию, как раз ту самую историю про братьев. И решил назвать орлёнка Авелем. Лукас подобрал птенца, вырастил и даже научил летать.
Картину о дружбе мальчика с птицей в 2015 году снял режиссёр Херардо Оливарес. История, которую он воплотил на экране, разворачивается в австрийских Альпах, на фоне красивейших горных пейзажей. Хочется отметить и талантливую операторскую работу: после просмотра фильма ещё долго не оставляет ощущение полёта. Съёмки настолько яркие и динамичные, а природа в кадре — прекрасная и удивительная, что буквально захватывает дух.
Историю Лукаса и Авеля рассказывает нам старый егерь по имени Данзер — его сыграл известный французский актёр Жан Рено. Диалогов в картине совсем не много: большинство из происходящего на экране попросту не нуждается в комментариях или репликах, и говорит само за себя. Мы не просто наблюдаем за тем, как мальчик трогательно заботится о выпавшем из гнезда птенце и помогает ему вырасти и окрепнуть. Мы становимся свидетелями роста самого главного героя. Видим, как преображаются душа и сердце Лукаса. Это очень хорошо видно в эпизоде, когда Данзер напоминает Лукасу о том, что пришло время отпустить Авеля на волю. Слова егеря заставляют мальчика глубоко задуматься о том, что значит — любить бескорыстно, ища блага не для себя, а для ближнего.
— Пришло время, Лукас. Вернуть Авеля в его мир.
— Нет!
— Авелем движут инстинкты. И память о том, как жить в дикой природе. Если ты оставишь его, это его стремление затухнет, и он не сможет вернуться к горе. И никогда не станет свободным. Этого ты хочешь?
Лукас отпускает орла на волю. И с удивлением обнаруживает, что не потерял, а приобрёл! Приобрёл радость от того, что Авель теперь счастлив в своей родной стихии. И надежду на то, что когда-нибудь они обязательно встретятся.
Интересно, что орла Авеля наряду с Лукасом тоже можно полноправно назвать главным героем кинофильма. И снова поражаешься таланту оператора, сумевшего показать птицу существом чувствующим, понимающим и благодарным. И мастерству режиссёра Херардо Оливареса, который с помощью удивительно красивой и трогательной истории продемонстрировал, что преодолеть инстинкты под силу любому живому существу, если сердце его наполнено любовью, надеждой и верой. Этот мотив очень ярко звучит в одном из финальных эпизодов картины «Братья ветра», когда Лукас даёт понять своему отцу, что надеется на возвращение Авеля.
— Это нужно прекратить. Тебе его не найти.
— Он здесь... где-то.
— Откуда тебе знать?
— Мне не нужно знать. Я должен верить.
«Вера горами движет» — эта поговорка, по сути повторяющая евангельские слова Христа, приходит на ум после просмотра удивительной картины «Братья ветра». В которой есть и горы, и вера человека в доброту и любовь, которые обязательно возвращаются к тому, кто искренне и бескорыстно отдаёт их другим.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов