Рим., 81 зач., I, 28 - II, 9.

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
ГЛАВА 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол Павел предстает перед нами как тонкий психолог. При поверхностном взгляде может показаться, что грозные слова обличения обращены к внешним, чужим людям, а вовсе не адресатам послания. Но и это подтверждает дальнейший текст в обильном перечне грехов любой с лёгкостью мог узнать себя самого. Да, неприятно увидеть себя в одном ряду с теми, кого ожидает день Гнева Божия! Апостол как бы говорит о других людях, чтобы не ранить прямым обличением слушателей, но их сердца уже сжимаются от предчувствия: Бог просто так ничего не оставляет!
Почему апостол вместо того, чтобы провести анестезии грешника делает ему ещё больнее? Вместо того, чтобы пожалеть несчастного — бередит глубокие душевные раны? Разве это правильная тактика для обращения других в свою веру?
При подготовке специальных военных подразделений есть такое упражнение. Солдату связывают руки за спиной и также крепко связывают ноги. Затем бросают в глубокий бассейн. В таком положении риск утонуть — максимальный: ведь ни руки, ни ноги не работают! Есть только один шанс: принять это упражнение как есть, и опускаться камнем до самого дна. Только от которого и можно со всей силы оттолкнуться. Если солдат испугается и начнёт дёргаться, пытаться сопротивляться неизбежному погружению, он провалит эту тренировку. Ему не хватит воздуха, чтобы опуститься на дн, а все силы уйдут на безрезультатные барахтанья в воде.
Апостол Павел поступает со слушателями похожим образом: он помогает им... потонуть, точнее, опуститься до самого дна, увидеть всю бездну и безнадёжность жизни во грехах. Потому что только подойдя к самому краю, человек может из глубины со всей силой возопить к Богу: Господи, спаси меня, погибаю! Ведь Спаситель нужен только тем, кто реально чувствует, что опустился на самое дно — и уже сам не сможет выплыть сам, если только его не ухватит чья-то крепкая рука. Не даром же говорят: кто не тонул — тот и не молился!
Грех — это всегда рана души. Что было бы, если мы не испытывали боли при глубоких порезах? Боль кричит о том, что срочно надо предпринимать меры. Врач, который вместо лечения ограничится обезболивающим уколом — преступник.
Но насколько сложно называть грех грехом в современном мире! Особенно когда это касается близких людей: нам хочется всячески его скрыть, замазать, оправдать, представить чем угодно: ошибкой, случайностью — только не грехом. Но ведь это и есть губительная анестезия, от которой столь настойчиво предупреждает нас апостол!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов