Склад студии «Диафильм» — он в старинной белой церкви, что на Швивой горке. У церкви красивая шатровая колокольня, хотя и не высокая. Так ведь и не нужно высокой: Таганский холм высоту дает, да еще какую — 145 метров! Вся Москва, как на ладони. А Швивая горка настолько крута, что асфальт не держится, плывет летом, и потому оставили булыжную мостовую. Вокруг церкви пустырь и редкие деревья. Зато хорошо на санках кататься: прямо к набережной Москва-реки уезжаешь. И катались. А потом внизу построили высотку, и она закрыла Швивую горку от Москвы, и не стало широкого вида.
Теперь на Швивой горке Афонское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, и церковь, мы узнали, что она в честь великомученика Никиты. И на колокольне звонят, и службы идут долгие, монастырские. Монахи афонские ходят в круглых греческих скуфейках и принимают записки для поминовения прямо на Святой горе.
Всенощное бдение, когда служится на Подворье, то именно всю ночь до рассвета. И как только солнце заглянет в алтарное окно, иеромонах возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Вскоре после этого начинается Литургия.
Мне посчастливилось побывать на Афонском подворье несколько раз, однажды и на всенощном бдении, а главное — приложиться к честной главе великомученика и целителя Пантелеимона, которую привозили в Москву с Афона в 1996 году.
И еще звон на Подворье мне очень понравился, особенно трехчастный благовест, когда три серии ударов в большой благовестник отделяются друг от друга ударами в меньший колокол. Я это перенял, и теперь так же звоню у нас в Андреевском монастыре.
Вот такая нынче жизнь на Швивой горке, духовная. А склад студии «Диафильм» куда-то съехал или вовсе его закрыли. Да и кто сейчас помнит, что такое «диафильм»?
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема