Два юноши подошли к небольшой хижине посреди глухого леса. Они проделали долгий путь: из Москвы в Новгород Великий, затем побывали на реке Свирь и вот теперь духовные искания привели их на Вологодчину. Они стояли посреди дремучего Комельского леса на пороге жилища старца Корнилия:
— Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы?
В ответ преподобный Корнилий услышал: «Владыка наш, отец Корнилий, Христа ради — причти нас к своему богоизбранному стаду».
К преподобному Корнилию в глухие вологодские леса со всех уголков Руси стекались последователи. Старец понял, что пора уединения и безмолвия для него уже прошла, и настало время передать свой опыт и потрудиться на ниве просвещения.
Корнилий Комельский стал учителем для большого числа иноков. Преподобный воспитал целую плеяду святых: это Кассиан и Лаврентий, Кирилл Новоезерский, Геннадий Любимоградский, Адриан Пошехонский и другие. Согласно сохранившимся источникам среди учеников святого Корнилия Комельского восемь основателей севернорусских монастырей.
Преподобный Корнилий Комельский, Вологодский чудотворец, родился во второй половине пятнадцатого века. Он происходил из знатной боярской семьи, жившей в Ростове Великом. Юный Корнилий воспитывался при московском великокняжеском дворе. Здесь молодой человек получил лучшее для своего времени образование. Будущий святой принял монашеский постриг возрасте двадцати лет, а после долгие годы искал уединенное место для своих трудов и молитвы. Уже опытным монахом Корнилий пришел на Вологодчину в глухой тогда Комельский лес, где обитали лишь разбойники.
В 1497-ом году около пересечения рек Нурма и Талица, преподобный Корнилий нашел брошенную разбойниками хижину и поселился в ней. Однажды напали на старца разбойники, но, кроме книг, ничего не нашли. Благодаря усердной молитве и Божией помощи, святому отшельнику удалось умиротворить разбойничий люд, обитавший в то время в дремучих комельских лесах. Преподобный Корнилий смог не только противостоять их угрозам, но и обратить лихую братию на путь раскаяния и исправления.
В Комельском лесу преподобный Корнилий искал уединения, но его небольшая «пустынька» всего за полтора десятилетия превратилась в крупный монастырь. Эта обитель стала не только духовным центром. Здесь велась образовательная и просветительская деятельность. Когда братия увеличилась Корнилий начал писать Устав, ставший третьим русским уставом для монашествующих. В Комельском монастыре преподобный Корнилий организовал книгописнаую мастерскую, где трудился вместе с учениками. Начав переписывать книги еще в Кирилло-Белозерском монастыре, он не оставлял этого занятия до своей кончины — в описи Комельского монастыря 1630-го года значатся: «Псалтырь преподобнаго Корнилия письма», «Служебник чудотворца Корнилиева письма» и многие другие книги, переписанные самим преподобным.
Прославление преподобного Корнилия, как общерусского святого состоялось в самом начале семнадцатого века. А основанный им Введенский Комельский монастырь на юге Вологодского края, недалеко от современного города Грязовец просуществовал до 1924-го года.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.