В нашей студии были настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в деревне Подолино Солнечногорского района священник Сергий Старокадомский, учредитель фонда «Вера и дело» Ольга Адрианова и режиссер, руководитель студии «Позитивное кино» Юрий Крикунов.
Разговор шел о поддержке людей с особенностями развития, живущих в психо-неврологических интернатах.
Лиза Горская:
— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Здесь, с вами, в студии — Лиза Горская. И сегодня у нас интереснейшие гости. Это наш друг, священник Сергий Старокадомский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в деревне Подолино, Солнечногорского района, Ольга Андрианова, учредитель фонда содействия в решении социально-культурных проблем «Вера и Дело» и Юрий Крикунов, режиссёр, кинооператор, тоже соучредитель фонда и основатель... правильно?
Ю.Крикунов:
— Ну, это авторское моё, да.
Лиза Горская:
— ... основатель такого интересного проекта — «Студия Позитивное кино». Об этом обо всём мы сегодня будем разговаривать...
О.Андрианова:
— Здравствуйте!
О.Сергий:
— Здравствуйте, да!
Лиза Горская:
— Давайте начнём с того, что собрало вас вместе. Отец Сергий!
О.Сергий:
— Что собрало нас вместе? Ну, ещё раз, здравствуйте! Ещё раз, добрый вечер! Что нас собрало вместе — это очень хороший вопрос.
Ну, наверное, прежде всего — это наша вера. Вот. И правильней будет сказать, что одна из важных частей этой веры — то, без чего вера христианская совершенно невозможна. Это — служение.
Сам Господь пришёл в этот мир для того, чтобы служить. И, если мы посмотрим на земной путь Господа нашего, это — постоянное служение. Собственно говоря, так и называется это — выход на служение, в 30 лет Он выходит на своё служение, которое заканчивается Крестом.
И, действительно, если мы читаем притчу о Страшном Суде, мы не можем не обратить внимания, что Господь любого человека, находящегося рядом с тобой, называет Собою. Он говорит, что «Я — в этом человеке», «Я — вот в нём».
Ну, есть разные категории людей, которым требуется наша помощь. Но есть такая категория людей, которой особенно требуется помощь и участие — это люди, живущие в психоневрологических интернатах, это люди, которые родились с той или иной психической патологией. То есть, это не обязательно умственно отсталые. То есть, психиатрия — это очень такая сложная область. Ну, об этом, наверное, лучше поговорить с врачами. Но есть целая категория людей, которая не может жить в социуме, которая не может жить в семьях. И эти люди — они рождаются... чаще всего, они рождаются, и попадают достаточно быстро в специальные учреждения. И в этих специальных учреждениях они проживают всю свою жизнь. То есть, фактически, люди рождены с болезнью, и эта болезнь становится для них причиной пожизненного заключения.
Лиза Горская:
— Это как какая-то параллельная страна, да? Параллельная реальность.
О.Сергий:
— Это совершенно параллельный мир, да, это совершенно... ну... я думаю, что об этом... вот, с точки зрения... какой-то вот... социальной, лучше Ольга расскажет, потому, что она, в этом отношении, больше в теме. А я могу сказать, что для... так как, в общем... я, в некотором смысле... являюсь... ну... как бы это правильнее сказать... наверное, духовником этого движения. И я вот, с точки зрения Евангелия и каких-то Евангельских смыслов хочу об этом поговорить, хочу это показать.
Дело в том, что, видите... слава Богу, сейчас у Государства хватает средств на то, чтобы более-менее как-то содержать людей. То есть, ну... помещения худо-бедно ремонтируются — скорее худо и бедно, чем... но, тем не менее, жить можно. Еда, слава Богу, есть. Какие-то, в общем, лекарства — тоже попадаются. Есть с этим тоже сложности, конечно, там... и памперсы, там, и прочие вещи, которые постоянно нужны, но об этом, наверное, лучше Оля расскажет.
Но есть то, что невозможно сделать государственным образом никак. Дело в том, что каждый человек, помимо потребности есть, пить, имеет такую потребность — ему нужны друзья. И неважно, больной человек или здоровый человек — это такая же естественная человеческая потребность — иметь друзей. И то, чем мы занимаемся, то, что мы ставим своей целью — это быть, прежде всего, друзьями для этих людей. В этом — наше служение. Господь нас называет друзьями — помните, да? «Уже не рабами называю вас, но — друзьями». И вот, мы пытаемся какими-то силами — быть друзьями. Какими-то разными способами. Вот.
Наверное, такое... вступление немножко долгое, простите.
Лиза Горская:
— Быть друзьями людям, которые находятся в заключении...
О.Сергий:
— Да, быть друзьями людям, которые... да, которые живут в интернатах.
Лиза Горская:
— Я вот... действительно... так вот, в повседневной жизни, и не задумываешься об этом. Может быть, Ольга расскажет, как... вообще... возникла идея? Почему именно интернаты эти?
О.Андрианова:
— На самом деле, это очень долгий путь... для того, чтобы попасть в такое учреждение. Всё началось с простой экскурсии в замечательный город Торжок, Тверской области, которая произошла 12 лет назад, и я в первый раз приехала в Торжок.
Торжок мне очень понравился. Особенно понравился монастырь Борисо-Глебский. И так вот получилось, что я туда стала приезжать. Сначала мы помогали монастырю, потому, что монастырь на тот момент находился не в самом лучшем состоянии, были там определённые трудности, ну, а мы помогали, чем могли братии, проживающей в монастыре.
Лиза Горская:
— У нас был, кстати, отец Арсений в студии.
О.Андрианова:
— Ну, вот... отец Арсений, да, игумен монастыря. И... ну, так получилось, что духовный наставник, собственно говоря, человек, который меня вёл к Богу — это вот отец Гавриил, человек, которому я очень признательна по жизни.
Когда я ещё работала в Суде, председатель Суда знала, что я езжу в Торжок. И мы решили так вот... она решила, что наш Суд должен какой-то акт благотворительности проявить. И говорит: «Ну, найдите нуждающихся в городе Торжке». Ну, соответственно, я — к батюшке. Говорю: «Батюшка, кто ж тут, в Торжке, нуждается?» И он меня познакомил с директором Интерната торжокского. Интернат для женщин, 250 человек сейчас в Интернате проживает. Директор Интерната — Елена Сергеевна Васильева. Я приехала в первый раз, и говорю: «Чем вам помочь?» Ну, она озвучила какие-то, там, проблемы насущные. Мы оказали эту помощь от Суда, ну, и, собственно говоря, на этом всё закончилось — благотворительная деятельность нашего судейского сообщества.
Так получилось, что я с ней подружилась, стала приезжать... ну, и, по возможности, там, когда-то какие-то вкусности девчёнкам привезёшь к празднику. Но вот, на самом деле, Вы правильно сказали, что когда ты живёшь в повседневной жизни, ты даже об этой теме не думаешь. Вот, как-то... работа-дом, дом-работа, насущные заботы-проблемы, ну и... как-то вот не видишь того, что происходит вокруг тебя.
Вот, когда я первый раз приехала в это учреждение, меня, конечно, поразило то, что... вроде бы — как живые люди, но они абсолютно без эмоций. Вот, «что воля, что неволя — всё равно» — вот, изо дня в день — одно и то же. Вот эта серая жизнь, однообразная жизнь, одни и те же лица сотрудников, которые приходят на работу, и, в общем-то... ну, конечно, они, там... может быть, пробегая по коридору, какое-то слово скажут, уделят внимание проживающим в Интернате, но это, всё равно, не то.
И, как-то вот... ну, как-то так получилось, что после того, как я ушла с работы в отставку, начались поиски применения себя. Ну, и, соответственно, главный вопрос был: как послужить Богу, как послужить ближнему? Ну, как? Как эти заповеди исполнить?
И вот, мой духовный наставник сказал: «Вот — точка приложения твоих сил! Вот — Интернат, помогай Интернату». Ну, я как-то так... подрастерялась поначалу, и говорю: «А как помогать, когда денег нет, возможностей нет, вообще ничего нет?» И вот, он тогда мне сказал такую замечательную фразу: «Легко помогать, когда есть деньги! А ты помоги, когда у тебя их нет».
Ну, вот, четыре года назад он мне эту задачу задал, и вот — мы её решаем, решаем, решаем, пытаемся решать... Ну, вот, собственно говоря... вот как я туда попала.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
Лиза Горская:
— «Светлый вечер» в студии радио «Вера». Здесь, с вами, в студии Лиза Горская, священник Сергий Старокадомский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в деревне Подолино, Солнечногорского района, Ольга Андрианова, учредитель фонда содействия в решении социально-культурных проблем общества «Вера и Дело» и Юрий Крикунов, режиссёр-документалист, кинооператор, и основатель «Студии позитивного кино».
Мы продолжаем наш разговор. Юрий, а Вы как оказались в этой дружной, прекрасной компании?
Ю.Крикунов:
— Ну, в отличие от Оли, я не так долго сотрудничаю, совместно с нашей компанией — где-то... четвёртый год, по-моему, я... да? Около четырёх лет мы работаем уже довольно так... тесно.
Произошло это очень просто, на самом деле. Мы, через нашего общего знакомого, моего друга — адвоката, мецената — Михаила Юрьевича Савченко... именно через него я познакомился с Олей, узнал о её деятельности, и мы решили... а мы с Михаилом уже до этого сняли одну работу, такую, общую, и нам это понравилось — так сказать, такой тандем. Потому, что я... где-то... в 2009 году я ушёл из Останкино, то есть — закончился проект, и я тоже искал точку приложения, чем мне заниматься дальше. Потому, что я... на самом деле, то, что происходило на телевидении, мне стало мало интересно — ну, в плане... как-то... для меня, для... лично, так сказать... как мне... какие-то мои личные планы исполнить в профессии. Потому, что уже, казалось бы, всё мы сделали, я 25 лет там отработал, на Центральном телевидении. Снимал интересные, в общем-то, программы, и ещё тогда «Позитивное кино», студия — оно у нас, название это, с 2005 года, на самом деле, — тогда, с Константином Нгуеном, продюсером и режиссёром, мы сняли два фильма. И эта студия «Позитивное кино» — именно так мы её назвали, потому, что тогда уже видели какой-то... ну... недостаток, что ли, какого-то тепла, позитива в обществе...
Лиза Горская:
— Я вот как раз хотела спросить — это просто название, или это — концепция, и вот, Вы отвечаете, что это — концепция...
Ю.Крикунов:
— Конечно, это концепция, да. Это — зеркало, отражение того состояния, в котором мы сами находились, общество находилось, потому, что это, как раз, середина 2000-х. Только-только мы начали как-то... вот... вставать. Телевидение приходило в порядок... И я, уже в 2009 году, когда уже окончательно ушёл из Останкино, я думаю: «Буду-ка я сам себе режиссёр, что называется». У меня образование — оно позволяло, оно и режиссёрское, и операторское, я кинооператор по специальности. И я решил сделать такое... авторское кино создавать, снимать. Искать деньги — сам — на всё это производство, и снимать это кино.
И вот, Господь так свёл все ниши дорожки... стёжки-дорожки... что мы познакомились с Ольгой. Я съездил туда на экскурсию, хотя взял сразу с собой аппарат уже. И, конечно, был поражён той теплотой и... такой... простосердечностью, так скажем, с которой меня встретили все эти... жители этого Интерната. Там даже не скажешь — взрослые они, или дети. Они, вроде, и взрослые — там, действительно, от 18 и до... так сказать, до конца жизни люди остаются жить, но встречали они с такой детской непосредственностью, с какой-то неподдельной искренностью, и с любовью! И они уже запомнили... я, естественно, всех их знать не мог по именам, но они уже обращались ко мне: «Юрий... Юрий... Юрий...»
Лиза Горская:
— Они знали, что к ним приедет Юрий, и они ждали Юрия.
Ю.Крикунов:
— Да, они ждали. Оленька сказала, что приедут друзья, и я приехал, начал снимать, и...
Лиза Горская:
— ... и уже — родной.
Ю.Крикунов:
— Уже родной, да... практически, сразу. То есть, они как-то, тебя — р-раз! — в такую атмосферу погружают... Не всё просто, конечно. Но я просто до этого снимал... у меня был опыт таких... необычных, что ли, ситуаций. Я 10 лет делал программу «Здоровье», с Юлией Васильевной Белянчиковой ещё, и затем какие-то у меня были репортажи... как сказать... ну... с необычной, что ли, обстановкой, назовём её так — то есть, больницы, милиция и так далее. И я когда оказался в такой... это не совсем такая простая атмосфера — потому, что там разные есть диагнозы у этих людей, — я как-то поначалу так... осторожно, конечно, относился к ним, но потом это всё проходит. То есть, эта искренность — побеждает, и... Ну, и уже тогда родилась идея, что нужно что-то здесь сделать, какую-то работу — я видел уже, что основание для работу было. Потому, что... там — целые истории, целые истории... С каждым человеком — целая история, это его маленькая жизнь.
Лиза Горская:
— Судьба, да?
Ю.Крикунов:
— Да. Поэтому, потихоньку копился материал.
Лиза Горская?
— Мы уже подбираемся к фильму, про который я хочу поговорить, который, собственно, нас и познакомил с вами не так давно. У меня параллельно возник вопрос, сейчас немножко отвлечёмся от темы. Ольга, когда говорила про свой первый визит в Интернат, сказала, что там были люди, лишённые эмоций, абсолютно — «что воля, что неволя — всё равно». А Вы говорите, что Вас встречали... вот, как произошла эта метаморфоза? Это — какой-то путь этот социум... микросоциум... прошёл к этому моменту уже, получается?
О.Андрианова:
— Ну, на самом-то деле, Юра-то уже — подключился на определённом этапе нашего взаимодействия с Интернатом. Мы уже на протяжении двух лет вели там работу.
Работа наша заключается в том, что мы нашли воспитателя, привлекли к работе воспитателя. То есть, с ними регулярно проводятся занятия. Каждый день приходит человек на работу и проводит с ними занятия.
Мы открыли две мастерские — керамическую и мастерскую рукоделия. То есть, у нас уже трудовой процесс организован. Плюс уже, так или иначе, подтянулись люди... я приезжаю туда не только одна, в одиночестве. Со мной уже приезжает группа людей — добровольцев, которые жертвую своим свободным временем, в выходной день — срываются, едут для того, чтобы... ну... какую-то атмосферу праздника принести в эти учреждения.
И, на самом деле... вот, Юра говорит, что вот... как-то их трудно определить — кто там тебя встречает? Ну, да... первая реакция у людей, когда попадаешь в психоневрологический интернат — ну... какое-то непонимание, куда ты попадаешь. Перед тобой стоит убелённая сединами женщина, и смотрит на тебя глазами ребёнка! Я вот, для себя, открыла определение такое, что это — действительно, взрослые люди с душой ребёнка. Они просто не взрослеют, они так и остаются детьми по жизни. И Юра правильно говорит, что это — очень искренние, это — очень добрые, это... не знаю... заботливые...
Ю.Крикунов:
— Очень разные...
О.Андрианова:
— ... очень разные, да... Они все разные, но вот... на самом деле... вот эта вот искренность, эта детская непосредственность — она берёт своё, она подкупает, конечно.
Вот. И мы уже вели работу, поэтому для них уже, когда приезжает новый человек в Интернат... ну... как это сказать...
Ю.Крикунов:
— Прежде всего, это — твой друг уже, а значит, это — и их друг становится автоматически...
О.Андрианова:
— То есть, если со мной кто-то приезжает — всё, это однозначно. Даже его не знают, как зовут, ещё не представили — вот, мы только выходим из машины — всё: «Приехали друзья!» Тебя окружает группа наших подопечных, и, в общем...
Ю.Крикунов:
— ... начинается общение, конечно...
О.Андрианова:
— Начинается общение, да... и самое главное, что даже те люди, которые один раз приезжали в этот Интернат — они их помнят! «А когда он приедет? А когда...» — то есть, если туда приезжаешь, уже обратно не уйдёшь. То есть... только туда, только — туда!
Лиза Горская:
— Возвращаясь к фильму, который меня потряс, и я всем нашим слушателям советую его посмотреть — всего 28 минут — «Три праздника Мирко Кастелло». Как возникла эта история. Есть мим итальянский, который... ну... на меня производит впечатление какого-то блаженного, честно говоря, человека. Он работает с детишками, и работает с детишками. И это — то, чему учатся, то, что не каждому, наверное, даётся. Есть Россия, есть наши психоневрологические диспансеры. Как это всё сложилось в какую-то одну историю? Как, вообще, возникла идея пригласить этого мима, чтобы он ездил по нашим этим интернатам и веселил людей, дружил с ними, открывал в них какие-то эмоции, чтобы они открывались навстречу ему?
Я смотрела этот фильм, и вот... ещё раз, посмотрите — он вдохновляет очень! Там просто видно, как расцветает душа, из-за каких-то простых вещей. Вот. Рассказывайте теперь Вы, я... пытаюсь сформулировать то, что очень сложно сформулировать... но Вам, в 28 минутах, удалось!
Ю.Крикунов:
— Я думаю, что, может быть, начало положит отец Сергий? Потому, что именно через него — он пригласил Мирко в Россию... а я подхвачу, давайте так?
О.Сергий:
— Ну, да. Мы... когда только-только всё это служение начиналось, мы поехали в гости и за опытом к нашим большим друзьям. В Минске есть такое Братство Спиридона Тримифунтского, и они занимаются ровно тем же самым служением, только, конечно, в несравнимо больших масштабах. В Минской области 13 интернатов, и они все — огромные. Там есть интернаты по 300-400 человек. Это очень большое Братство, и они умудряются построить своё служение таким образом, чтобы хотя быраз в месяц в каждый из интернатов приезжали какие-то друзья. Там всё это служение ведёт, тащит, кладёт душу свою такой, в прошлом военный, а ныне гражданский лётчик Сергей Довгаль, замечательный совершенно человек.
И вот, мы с ним поездили. И когда мы приехали с ним в один, в другой интернат, мы обратили внимание на то, что люди в интернатах... Они приезжают туда, всегда устраивая некий праздник. Это — замечательное приходское действие. Весь приход у них печёт пирожки для этих праздников. И они туда приезжают. А перед тем, как туда ехать, они заезжают в приход к какой-то очередной дежурной бабушке, которая по своей чреде пирожки эти напекла, загружают машину этими пирожками, и едут туда. И они обязательно устраивают праздник с танцами. И это удивительно было! Потому, что для этих людей танец... прямо было видно, что танец — это для них отдушина. Но танец бывает же разный!
И тут, на одном из семинаров я познакомился, как раз, с Мирко — Мирко Кастелло — он показывал свои танцы для детей. Он это сам танцами не называет, он это называет «играми под музыку».
И прямо было видно, что вот его танец, вот то, что он делает — ну, должно лечь замечательно совершенно вот в эту среду. Потому, что и танец тоже может быть разный — танец может человека как собирать, так и разбирать! Я заснял эти танцы с Мирко, и... мы, как раз, приехали к Лене в Торжок — директору Интерната, показали, и решили, что — да, надо попробовать.
Ну, и... в общем, началась организация этого процесса. Организация этого процесса была не очень простая. Потому, что... ну... понятно, что... сам Мирко — очень верующий человек, и он за свою работу никаких денег не берёт, но его надо было привезти — это билеты, виза и прочая, прочая, прочая. Был один ужасно забавный момент, когда я бегал по своим друзьям и искал деньги на то, чтобы это всё организовать. Мне одна моя знакомая — такой, серьёзный бизнесмен, очень такой конкретный человек... я ей начинаю рассказывать, что мы планируем делать, как и чего, и она мне, послушав меня внимательно, задаёт вопрос: «Постой, ты серьёзно вот сейчас просишь 2000 долларов на то, чтобы танцевать с дураками?» — «Нет, — говорю, — с друзьями».
Сейчас вот фильм вышел, надо ей отправить этот фильм...
Лиза Горская:
— Не отправили ещё?
О.Сергий:
— Ещё нет! Не отправил. Вот, прямо сейчас, передам слово кому-нибудь, и отправлю!
Лиза Горская:
— Передайте слово мне!
О.Сергий:
— Да?
Лиза Горская:
— Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». В студии Лиза Горская, священник Сергий Старокадомский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в деревне Подолино Солнечногорского района, Ольга Андрианова, учредитель фонда содействия в решении социально-культурных проблем общества «Вера и Дело» и Юрий Крикунов, режиссёр-документалист, кинооператор и основатель «Студии позитивного кино».
Оставайтесь с нами, мы вернёмся через минуту.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
Лиза Горская:
— «Светлый вечер» в студии радио «Вера». Здесь, с вами, в студии Лиза Горская, священник Сергий Старокадомский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в деревне Подолино Солнечногорского района, Ольга Андрианова, учредитель фонда содействия в решении социально-культурных проблем общества «Вера и Дело» и Юрий Крикунов, режиссёр-документалист, кинооператор и основатель «Студии позитивного кино».
Продолжаем говорить о «Трёх праздниках Мирко Кастелло». Отец Сергий...
О.Сергий:
— Уже отправивший.
Лиза Горская:
— ... уже отправивший этот фильм своей подруге, которая не понимала, зачем давать деньги «на танцы с дураками». Всё-таки, дала, как я понимаю?
О.Сергий:
— Нет.
Лиза Горская:
— Нет? А теперь — пожалела?
О.Сергий:
— Думаю, что да.
Лиза Горская:
— И — что вышло! Как вам удалось, всё-таки? Кто эти люди, вообще, кто в это поверил, и как вам удалось это всё организовать, и что помогло вам не сдаться, не опустить руки? Потому, что, конечно... когда встречаешь такую реакцию, такое непонимание, очень важно стержень этот сохранить.
О.Сергий:
— Да, Вы знаете, как... всё-таки, слава Богу, мы-то уже не подростки, чтобы зависеть от реакции окружающих!
Лиза Горская:
— Слава Богу!
О.Сергий:
— Это для подростков важно. А тут... если есть дело, которое ты делаешь ради Господа... ну, что — встал, отряхнулся, пошёл дальше!
Вообще, я считаю, что все христиане — это такой «клуб неваляшек». Ну, потому, что... ну... все падают. А задача христиан — падать, и вставать, падать, и вставать! Ну... «неваляшки» такие... Так, что, исходя из логики «Клуба неваляшек», встали и пошли дальше!
Лиза Горская:
— Главное, не качаться на месте... так вот... как маятник, бестолково! Извините, я о своём...
О.Сергий:
— Да, тоже хорошее замечание, которое говорит о том, что никакой образ — он не бесконечен. Никакой пример — не безгранен...
Вот. И, слава Богу, нашлись люди, которые помогли, которые выделили какие-то такие... абсолютно свои собственные средства — это не организации, ничего. Это — просто люди, которые просто вот — сами купили, там, билет, сами... там... заплатили за визу, и выделили деньги на организацию, на всякие... там... транспортные, гостиничные и прочие вещи.
И, когда мы начали... тут было, вообще, всё очень интересно. Я, естественно, не знаю итальянского языка, да и, в общем, никакого, кроме русского, с трудом... мы договаривались с Мирко через переводчика. И когда Мирко уже сюда приехал, первый интернат, куда мы поехали — это был интернат в Солнечногорском районе, к нам самый близкий — в деревне Шахматово.
После этого интерната Мирко... так... немножко задумчиво сказал, что: «Я-то, вообще, рассчитывал на другое...» Я говорю: «А на что ты рассчитывал?» Он говорит: «Я так понял, что я буду учить тех людей, которые дальше будут танцевать с людьми с особенностями» — а то для него это тоже было... такое... первое погружение в этот мир, и очень важное, но... будучи очень, с одной стороны, открытым, искренним и верующим человеком, и очень профессиональным человеком, он с этим справился очень достойно. Ну, потому, что... как вот Юра говорил, и Ольга тоже говорила — встречаешь удивительно детские души. Что здесь — дети, что там — дети.
Знаете, вот этот парадокс, что ты туда можешь приехать один раз, в следующий раз приехать через два года — и тебя будут помнить по имени. По имени, и даже больше того — могут разговор, который у вас закончился два года назад, начать с этой же фразы, которой тогда он закончился!
Лиза Горская:
— Что это, если не любовь? К ближнему.
О.Сергий:
— Я не знаю, что это... я не знаю, что это... я, в данном случае, какие-то вещи даже не пытаюсь проанализировать, структурировать и назвать каким-то именем. То есть, в какие-то модели Аристотель не влезает! То есть, не каталогизируешь, не разберёшь! Ты точно знаешь, что ты, приезжая туда, приезжаешь дружить с Христом. Вот, это я точно совершенно знаю. Это вот — прямо видно. И ты точно совершенно знаешь, несмотря на то, что... там... люди говорят, что «надо заниматься серьёзными вещами, а ты приезжаешь туда заниматься глупостями», мы, действительно, все средства, которые собираем на какие-то «глупости» — ну, там... кружки, поехать куда-нибудь, потанцевать, ещё что-то такое... просто дружить — то есть, вроде бы, дело несерьёзное, — но ты понимаешь, что именно это для дружбы с этими людьми — нужно! И каким образом это работает... ну, потом узнаем! Один мой друг замечательно говорил: «Помрём и спросим».
Лиза Горская:
— Какое замечательное выражение!
Ю.Крикунов:
— Я думаю, что это — простота. Вот, они дают то первоначалие, что было, наверное, в человеке раньше — простота. В общении. Без усложнений, без лицемерия — того, что сейчас в обществе у нас на каждом шагу. И ты с этим когда сталкиваешься, ты... ты от этого и столбенеешь! Потому, что... вот эта простота в общении, с которой они к тебе подходят — она даёт такую... ты самооценку проводишь в себе — а ты, такой же? Нет, ты начинаешь что-то там придумывать, ты начинаешь... чтобы хорошо и красиво выглядеть, умничать и так далее. Вот, они дают простоту.
О.Сергий:
— Вот, видите, какая ещё очень важная вещь. Это — что-то очень важное про человека.
Ю.Крикунов:
— Да.
О.Сергий:
— Дело в том, что мы постоянно меряемся образами. Я создаю образ себя вот такого вот. Я создаю образ себя — какого-то значимого, какого-то серьёзного, какого-то, умеющего что-то делать. И я встречаюсь с образом человека, который тоже себя каким-то... таким же образом презентует. Но, при том, что мы встречаемся образами, мы чувствуем страшный дефицит — человечества. Страшный дефицит нормальной человечности! Потому, что мы, как люди — не встречаемся.
Когда ты попадаешь в среду людей, которые... просто не умеют создавать эти образы... они бывают разные — они бывают злые, рассерженные, обиженные, радостные — разные. Но когда он радостный — он радостный!
Ю.Крикунов:
— Я думаю... вот, как раз, мы сейчас вышли на тот... ну ту тонкость, которую, наверное, и я хотел... о которой я хотел рассказать. Мы можем об этом говорить, наблюдать, замечать, а в фильме, на плёнке — это всё очень чётко отражается.
То есть, о чём я хочу сказать? Профессия режиссёра документального кино — она сопряжена с тем, что ты сталкиваешься с жизнь, как она есть. «Live» такой, по-английски — жизнь, как она есть.
Лиза Горская:
— Сталкиваешься, если повезёт, мне кажется тоже...
Ю.Крикунов:
— Нет... ну...
Лиза Горская:
— Нет?
Ю.Крикунов:
— Ты можешь её сам найти. Её надо искать, просто. Её надо искать. И, в данном случае, когда я узнал, что приедет Мирко Кастелло, и вот будет такая, примерно, ситуация — будут три интерната, и надо будет с ним путешествовать вместе — я подумал, что, конечно, надо снимать. Потому, что то, что будет происходить, никто не знает. Я даже честно скажу, что я не писал сценарий. Никакого вообще сценарного плана, я имею в виду. Ничего не было. Я... полагаясь на волю Божию, так сказать, да, крепкость рук и глаза своего — мы поехали.
И в фильме, кстати, хорошо заметно, как сам Мирко меняется. Вот, его настороженность сперва, потому, что там сидят люди... ну... с различными... там... скажем... интеллектуальной сохранностью, по-разному себя могут вести. Там есть санитары, которые... ну, мало ли, что... И он очень осторожно начинал вести эту беседу про эти танцы под музыку...
О.Сергий:
— Игры под музыку.
Ю.Крикунов:
— Да... и постепенно он оттаивал — так же, как и все люди. То есть, это происходит в момент этого действия — началось, они стали ему уже доверять полностью, приняли за своего, и уже... так сказать... дальше вся история начала развиваться. И он расслабился, и полностью профессионально уже включил, так сказать, все свои способности.
Он не ожидал, конечно... действительно, как вот отец Сергий сказал, что он думал, что он обучит специалистов, которые будут потом заниматься с такими людьми. Но, всю дорогу, все эти три дня, все три дня этого путешествия, необыкновенные совершенно, он делает всё сам.
Это не значит, что он сразу успокоился — нет. Все три эти места — затем был Торжокский женский интернат, потом — мужской, в другом месте, и везде были, конечно, свои... какие-то там... тонкости, — но, на самом деле, всё прошло хорошо. И только в конце он дал себе волю уже немножко так расслабиться, улыбался уже, и пошутил, сказав, что: «Даже русских нам удалось рассмешить и порадовать!»
Лиза Горская:
— Что значит «даже русских»?
Ю.Крикунов:
— Не знаю. Он так выразился, да.
Лиза Горская:
— А-а, этих северных людей, которые с медведями невозмутимо ходят по улицам?
Ю.Крикунов:
— Это было зимой! Это было зимой, среди... там, в Тверской губернии, какие-то мы проезжали домики, которые, к сожалению — есть это и в фильме — многие покинуты, и разрушены, потому, что... деревни... так... пустеют, местами очень сильно. И, конечно, атмосфера складывалась такая. Во-первых, было... по-моему, даже холодно было, да? Я сейчас не помню, сколько... но... такой, лёгкий морозец стоял, и...
Лиза Горская:
— ... и унылые пейзажи Тверской области.
Ю.Крикунов:
— ... в фильме видно, что у него красный нос и красные щёки! Ну, что... итальянец приехал в русскую зиму!
Лиза Горская:
— Без шапки, по-моему, даже.
Ю.Крикунов:
— Ну, у него капюшон такой был, да. То есть, для него это путешествие было, конечно, очень необыкновенным...
О.Сергий:
— Приключения итальянца в России!
Ю.Крикунов:
— Почти... я так и хотел назвать... первоначально хотел именно так назвать фильм!
Лиза Горская:
— «Три праздника...» — чудесное название!
Ю.Крикунов:
— По его словам. Я думал, как назвать, но в конце услышал... это фраза его, он говорит: «Мы сделали три праздника!» Вот. И, действительно, три праздника. Потому, что это и в фильме видно, и мы наблюдали просто, как люди... Я иногда, когда вижу, что происходит у меня — я же сам снимаю — я иногда о камере забываю, и слушаю, и вижу, что происходит. И думаю: «Так, надо вернуться в реальность, я должен контролировать ситуацию, как оператор...» И это были — три праздника, потому, что люди... радовались, люди... входили, так сказать, вот в это... общение, и то, что — вот, как я для себя понял, — вот эти танцы под музыку... или движения, там, под музыку... ведь он не просто танцует, он... учит людей не просто двигаться, а... как это сказать-то... вот, там же у многих парезы, ДЦП... с нарушенной моторикой какой-то мелкой пальцев и так далее, а он давал такие движения — и люди потом повторяли это, не сразу, но постепенно, и им удавалось это! Это — реабилитация, самая настоящая медицинская реабилитация! Это не просто задор какой-то, и... подвигаться-потанцевать — нет! Там всё гораздо сложнее, медицински это всё — тоньше...
О.Сергий:
— Очень профессионально, конечно, очень профессионально...
Ю.Крикунов:
— Да, это очень профессиональная история, очень профессиональная.
О.Андрианова:
— На самом деле, очень интересно было наблюдать, как раз, за ребятами. Вот, когда мы начинаем только вот этот вот танец — там где-то, наверное, по часу у нас это всё происходило...
О.Сергий:
— Где-то... час сорок.
О.Андрианова:
— Ну, это мы в Торжокском затанцевались, да... там мы затанцевались-то, конечно, хорошо — разошлись все!
Они как-то... ты правильно сказал, Юра, что это — реабилитация медицинская, не всё так просто. Не просто вот приехал Мирко из Италии, проехал по трём интернатам, и просто повеселил — нет! Там была задача намного глубже. Потому, что во всех этих танцах, действительно, есть смысл. Это — полушария выравниваются. То есть, у них нарушена координация, там, они как-то невпопад могут... ну... там свои сложности, в том числе и физические недостатки у наших ребят. И, когда это всё начиналось там, это как-то неумело, невпопад... но через полчаса, когда ты на них смотришь — они уже все движения чётко повторяют, а уж к концу действа там, вообще, практически все профессионалами становятся. Это, вообще-то... удивительно было на всё это смотреть, как это всё менялось. Даже вот в грузинском интернате — уж мальчик вот этот... ну... там... Почему у нас «девочки» и «мальчики» в интернатах? Потому, что там нет понятия возраста...
О.Сергий:
— Поясню, почему — грузинский. Он находится в селе Грузины, которое недалеко от города Торжок — там, километров 10, есть такое село, оно называется Грузины. Очень смешно. Всякий раз, когда говоришь «грузинский интернат»...
О.Андрианова:
— ... все очень удивляются — как это? В глубинке тверской — ещё какие-то грузины?
Ю.Крикунов:
— Там икона Божией Матери «Грузинская» была...
О.Андрианова:
— Да.
О.Сергий:
— Да, да... да, известное место...
О.Андрианова:
— И поэтому, это не только веселье, вот этот праздник, но это ещё, действительно, глубина очень большая. И праздник, причём, был не только для тех, для кого мы всё это организовывали, а, в том числе, и для нас. Потому, что уже на третий день в такой азарт входишь с этими танцами!
О.Сергий:
— Ну, безусловно, в этом есть ещё, конечно, очень большой профессионализм, который виден сразу. Потому, что есть такая реакция у людей, которые с этим первый раз встречаются: «Ой, там... привезти аниматора из Турции — он так же спляшет!» Нет, это, конечно, не так. Это, конечно, не так. Потому, что... это — серьёзная работа, серьёзная подготовка. У меня в Торжке, в женском интернате, была партнёром по танцам девочка на коляске — с ДЦП, с серьёзным ДЦП, и она еле-еле двигается. Но... вы можете посмотреть в фильме, на плёнке — там показано, что она умудряется, при всём том... особенно, когда ты с ней это танцуешь, ты понимаешь, что она попадает и в музыку, и в такт! То есть, как бы, вот... а как это получается — непонятно. Но ты прямо понимаешь, что она — танцует! Понимаешь, и видишь, какая для неё это радость, и видишь то, что в ней что-то расцветает... вообще — в человеке что-то просыпается! От хорошего, правильного танца.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
Лиза Горская:
— Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь, с вами, в студии — Лиза Горская, священник Сергий Старокадомский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в деревне Подолино Солнечногорского района, Ольга Андрианова, учредитель фонда содействия в решении социально-культурных проблем общества «Вера и Дело» и Юрий Крикунов, режиссёр-документалист, кинооператор и учредитель, создатель «Студии позитивного кино».
О. Сергий:
— По-моему, мы половину эфира тратим на наши называния! Шучу! Шу-чу!
Лиза Горская:
— Потому, что вас здесь — трое, и я молчу не потому, что вы прекрасно втроём беседуете без меня, я молчу потому, что у меня накапливаются мысли, которые мне хочется думать и не расплескать.
Мы говорим о фильме «Три праздника Мирко Кастелло», об этом... и, заметьте, ничего не просим — просим только этот фильм посмотреть — 28 минут в Youtube. Пожалуйста, потратьте эти 28 минут, и вы приобретёте удивительные впечатления, откроете для себя новые смыслы, и этот фильм многое вам даст — просто посмотрите.
О.Сергий:
— Это, действительно, удивительно! Представляете себе, человек — не говорит, не двигается, но — танцует!
Лиза Горская:
— И радуется!
О.Сергий:
— И радуется при этом! Вот это — можно увидеть в фильме. Вот эту вот девочку, да, моего партнёра по танцам в Торжокском интернате.
О.Андрианова:
— Я просто хотела сказать про эту девочку. Действительно, это — удивительная девочка, зовут её Таня Жилина. Это очень светлый человек в Интернате. Отец Сергий сказал, что она не ходит, не двигается. У неё очень большие проблемы с конечностями — и с нижними, и с руками. Но это... вот... это — вообще, это просто какое-то...
Ю.Крикунов:
— ... солнышко.
О.Андрианова:
— Это — солнце в Интернате! В любой момент, когда бы ты ни пришёл, она всегда ждёт. Она всегда ждёт, она не выходит из своей комнаты, ещё только на коляске вывозят, когда мы приезжаем и большие праздники проводим. А так вот, если приедешь в Интернат и к ней не зайдёшь поздороваться — она расстроится, она будет плакать... она не всегда светит, она очень тоже расстраивается... вот... но, на самом деле, это — солнце! Это просто вот... она всегда радуется всему! Вот, когда на неё смотришь, думаешь только об одном: ну, какие у тебя основания для грусти? Никаких! Вот, всё — при тебе: руки, ноги, голова, слава Богу, работает... И у меня вот масса людей, которые, как это модно сейчас говорить, «в депрессии находятся» — ну, есть в окружении такие, — которым всё плохо, жизнь не удалась... там... на работе... не пойми чего, дома — не пойми чего — всё плохо! Я всем говорю: «У меня есть хороший рецепт. Тебе плохо? Поехали со мной! Покажу людей, у которых всё хорошо».
Лиза Горская:
— Одна совершенно моя чудесная знакомая своих детей, когда начинаются проблемы, нытьё, берёт и говорит: «Всё, выходные проводим в интернате!» — и с ними едет в интернат. Обедают со всеми: «Ешь!» — «Что, это еда?» — «Ешьте!» — и, говорит, на полгода хватает.
Действительно, жизнь, о которой, если Бог дал, и всё благополучно, мало кто задумывается. Я — человек наблюдательный, и вот Вы, Оля, Вы, Юра — вас объединяет то, что будучи людьми состоявшимися, и имея карьеру, вы, в какой-то момент, задумались... вообще... о смысле всего, правильно? Вы ушли из Останкино, Вы — ушли в отставку с хорошей должности. О чём это? Что к этому привело? Почему вы начали задумываться о том, о чём... некоторым жизни не хватает, чтобы задуматься? Отцу Сергию вопрос не задаю этот — с ним всё ясно.
О.Сергий:
— С ним всё понятно. Он никуда не уходил.
Лиза Горская:
— Жалко, что по радио нельзя говорить хором... кто — первый? Юра.
Ю.Крикунов:
— Сложно, как-то, дать оценку — так, чтобы я взял так вот, и сразу сказал — почему. Я ушёл, в общем-то, в никуда. Когда уходишь, допустим, с телевидения, ты уходишь в никуда. Потому, что профессия эта тесно связана с каким-то производством непосредственным, постоянным, практически, на телевидении.
Но у меня какой-то выработался такой внутренний запас — и профессиональный, с точки зрения, как я знаюто, чем я занимаюсь, свою специальность, и внутренний мой процесс, внутри который происходит — умственный, там, сердечный — он, к этому моменту, говорил мне, что нужно что-то большее теперь уже. То есть, я вступил на путь воцерковления, вот... а это — не просто слова. То есть, если ты идёшь по этому пути, ты должен постоянно двигаться и идти. Вот, как отец Сергий сказал: ты можешь, конечно, падать, но ты, всё равно, встаёшь и идёшь дальше. И — Господь помогает! Это не просто слова. То есть, это всё — даётся. Даются какие-то определённые, маленькие-маленькие, каждому человечку дары такие... и вся наша встреча — вот, сегодня, здесь она, это же — всё тоже не просто так. То есть, мы какими-то дорожками, какой-то своей дорожкой каждый, мы пришли в одно место. Поэтому, выбрав такой именно путь, и сказав себе однажды, что вот я — попробую снимать вот такое кино, сам буду это делать, с помощью друзей, конечно, но... уже вот в этом направлении.
Как-то всё стало складываться. Ну, не всё просто, может быть... Не было поначалу своей аппаратуры, но она постепенно появилась — то есть, какая-то необходимая... там... камера... сейчас, слава Богу, процесс монтажа облегчен, в связи с современными технологиями компьютерными, и так далее. То есть, это всё стало проще. Ну, и... не буду говорить громкие слова, там... про служение, хотя это тоже всё есть — это и есть служение, когда ты... Меня, как-то, однажды Оля спросила — мы готовились, я не помню, к чему... к какой-то встрече тоже — что же мы делаем? Ну, это и есть, на самом деле, «носите тяготы друг друга». То есть, этим людям не хватает одного, а нам не хватает — другого чего-то. Мы идём навстречу друг другу. И вот, в этом месте, в точке пересечения — в данном случае это, там, Торжокский интернат, или это Грузины, и так далее... ещё какой-то будет впереди у нас — у нас, на самом деле, несколько фильмов уже есть. У нас есть фильм замечательный, вообще, о деятельности, в том числе вот — Ольги Владимировны, и через неё показаны все жители Торжокского женского вот этого интерната. Причём, не просто... там же — тоже путь, внутри — свой путь у этих людей. Потому, что мы крестили многих из них. Они Причащаются, они каются — всё происходит это. Вот, как раз, о дурачках-то, да? На Руси всегда любили таких людей, и... у нас всё произошло. То есть, сейчас... я не знаю, там, в процентном соотношении... очень многие насельники этого Интерната — они крещёные. И после этого даже вот одна у нас ушла из мира сего — Наталья — но мы успели её крестить, она в фильме у нас осталась. «Верить, надеяться, любить» — это ещё один фильм, который сняла наша студия «Позитивное кино». Это можно тоже посмотреть у нас на сайте позитивноекино.рф, там все эти фильмы есть — потому, что мы не сказали, на самом деле, где посмотреть-то! Они не просто в Youtube, но ссылки на Youtube туда идут. То есть... ну, вот... это путь такой. Как он там дальше будет... я не знаю. Я пока полностью удовлетворён тем, что я делаю, чем я занимаюсь.
Лиза Горская:
— Страшно не было?
Ю.Крикунов:
— Страшно? Нет.
Лиза Горская:
— Оля, а теперь Вы расскажите. Если хотите. Если это — не секрет.
О.Андрианова:
— Ну, какой это может быть секрет? Юра правильно сказал. Наверное, когда становишься вот на этот путь воцерковления... наверное, это тоже был какой-то этап определённый. То есть, ну... наверное, пришло время сменить род деятельности. Просто Юра так сказал — то, что примерно я ощущала на тот момент, когда хотелось каких-то перемен в жизни, а я ещё занимала ту должность, которую занимала. Хотелось чего-то большего. Я чувствовала, что моей душе эти рамки, в которых я живу, они — маловаты, их надо расширять.
И, на самом деле, конечно, страшно, страшно было! Потому, что для меня, вообще, был уход в никуда, и очень долго я искала себе вот эту точку применения своих сил. Но, на самом деле, когда... идёшь с Богом по жизни, Господь всё равно направляет. И вот сейчас, когда я смотрю, сколько людей вокруг меня — интересных... это вот, действительно, настоящая команда друзей-единомышленников, это — то, чего хотелось мне, вообще, по жизни, на самом деле — иметь таких друзей. И, в общем-то... наверное, это путь поиска Бога, и вот, именно... как раз вот... служение Богу и ближнему — то, о чём я уже говорила.
Кстати, наш фонд называется «Вера и Дело» — наверное, это тоже неслучайно было. Потому, что у меня когда вот встал вопрос «надо учредить фонд», то есть, надо делать уже больше, как-то профессиональней, грамотней — как его назвать? Ну, как это... как в мультфильме — как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Ну, хотелось какое-то такое название... и вот прямо, буквально в какой-то момент, было такое прозрение, и я думаю: «Чего я думаю-то? „Вера и Дело“. Вера без дел мертва — вот оно, оно!» Вот оно!
Лиза Горская:
— Отец Сергий, я случайно на одной радиостанции сегодня, по дороге сюда, услышала включение психолога, которому звонили с вопросами слушатели, и один пожаловался, что ему не хватает друзей — ну, вроде, всё есть, а друзей нет. На что психолог ему сказал: «Ну, это в Вас просто стереотип с детства вложили, что... — прям вот это в эфире федеральной радиостанции, прям вот „специалист“... или и правда специалист говорит, что друзья, вообще-то, не нужны, — То есть, Ваше представление о том, что Вам нужны друзья, связано с Вашими установками, заложенными с детства. Вы просто поймите, что Вам и так — хорошо». На меня, прям, таким холодком повеяло от магнитолы... Вот, у нас осталась буквально минута. Что, вообще, самое важное про человека, что важное про нас, что важно про людей, которые находятся в психоневрологических интернатах, с которыми вы стараетесь дружить?
О.Сергий:
— Я могу на это ответить только как человек верующий, только словами Евангелия и только Евангельской логикой. Я не знаю, как можно ответить по-другому.
Господь приходит в этот мир для того, чтобы быть с нами, для того, чтобы нам послужить, и, при этом, Он нас называет друзьями. Для меня — это является ответом, что, конечно же, человеку нужны друзья. Конечно, человеку нужны люди, ради которых он готов что-то делать.
Та логика, о которой вот Вы говорите — это логика очень понятная. Это логика такого вот... секулярного эгоизма. Это та логика, которая сейчас, к сожалению, является, наверное, преобладающей, к сожалению, в психологии. Потому, что, если сформулировать большинство психологических методов... всевозможных, там... курсов личностного роста, всяких, там... и прочих вещей, важно научить человека как можно качественней плевать на то, что вокруг тебя происходит — вот! Как можно более качественно сказать, что: «Я — самодостаточен сам в себе, и мне наплевать на окружающих. При этом, мне нужно сделать такую удобную и качественную при этом физиономию, чтобы мне не плюнули вслед». Вот. И ещё есть некая культурная такая... фишечка, что «моё одиночество не должно затрагивать одиночества другого» — мы бережём одиночество другого человека, называя это иногда тактичностью. А на самом деле, это имеет совершенно другой корень: " Я не хочу соприкасаться с тобой, как с человеком. Я не хочу соприкасаться с чужой жизнью, потому, что это — затраты эмоциональные, это затраты человеческие. При этом, я не хочу также, чтобы и с моей жизнью тоже соприкасались, потому, что я, типа, могу всё выстроить«.
Но реально всё происходит совсем по-другому! Мы и страдаем оттого, что с нами никто не соприкасается! Мы, ради того, чтобы с нами соприкасались — мы готовы горы свернуть! То есть, те близкие люди, которым мы позволяем с нами соприкасаться, они для нас ценны, и мы, там... полмира проедем для того, чтобы встретиться с этим одним человеком! Просто мы своё человеческое поле сужаем, когда говорим, что говорим и делаем всё для того, чтобы у нас не было больше страданий, а, соответственно, больше друзей. Мы не пускаем людей в свою жизнь!
Есть такое глупое выражение, что друзья приобретаются, там... до 20 лет, до 25 лет — всё это глупость. Друзья приобретаются ровно до того момента, пока ты готов открываться и включаться, пока ты готов быть включённым в кого-то. И это самая большая и самая глубокая потребность человека — быть включённым в кого-то, и чтобы кто-то был включён в него. Мы так устроены. Господь так мир создал.
Лиза Горская:
— Священник Сергий Старокадомский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в деревне Подолино Солнечногорского района, Ольга Андрианова, учредитель фонда содействия в решении социально-культурных проблем общества «Вера и Дело» и Юрий Крикунов, режиссёр-документалист, кинооператор и учредитель, создатель «Студии позитивного кино» провели этот светлый вечер в студии радио «Вера». С вами ещё была здесь Лиза Горская. Посмотрите фильм «Три праздника Мирко Кастелло» — не пожалеете!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM