
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Известна расхожая фраза «не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним». Но что делать, если страдаешь? Разве можно как-то иначе осмыслить страдания, кроме как зло, от которого надо держаться подальше? Оказывается, можно. О том, как это сделать, рассказывается в 115-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 115.
1 Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушён.
2 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
5 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.
6 Дорога в очах Господних смерть святых Его!
7 О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.
8 Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.
9 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его,
10 во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия.
Помню, как однажды профессор, который преподавал нам в университете курс по Достоевскому, сказал мне, что он не верит в Бога, потому что в мире есть страдания. Исходя из нашего разговора было понятно, что речь идёт не о каких-то личных для него переживаниях, но о самом факте существования страданий в мире. Более того, его странным образом не смущал пример самого Федора Михайловича, который был верующим, несмотря на сомнения, которые порой его одолевали. Сегодня, через пару десятков лет после того разговора, я могу свидетельствовать о том, что в своей пастырской деятельности встречал огромное число людей, которые почувствовали присутствие Божие, именно переживая страдания. Более того, они были уверены, что смогли всё преодолеть, только благодаря Его помощи. Будто бы страдание расставило всё на свои места, и они увидели, что в их жизни главное, а что второстепенное, от кого обстоятельства их жизни зависят в большей степени и от кого в меньшей.
Похожим образом рассуждает в сегодняшнем псалме Давид, когда говорит, что верит, даже находясь в сильном сокрушении и уничижении. В его жизни было немало попыток полагаться на людей — и все они в итоге завершились ощущением человеческой немощи и его собственного глубочайшего смирения перед Творцом. Понадеявшись на людей и столкнувшись с их несовершенством, Давид радикально меняет свою позицию и опрометчиво, будто в исступлении, говорит, что всякий человек лжив. Однако дело не столько в самих людях, которые действительно несовершенны, но в Боге, который может укрепить любого. Без Бога всякий несовершенен, но с Богом и в Боге всякий свят, чист и правдив. И поэтому, научившись подлинному смирению перед Творцом, и осознав, Кто именно оказывается основой его жизни, Давид задаётся риторическим вопросом: что же воздать Господу за все Его благодеяния?
Выбор Давида оказывается прост: он решает принять всё, что пошлёт ему Бог, решает предаться Ему. Нередко чашу Господню, о которой говорит псалмопевец, ассоциируют с чашей Евхаристической, но в не меньшей степени её стоит ассоциировать со всей волей Божией о каждом из нас, как это делает Христос в Гефсиманском саду. Предстоящий крест Он так же называет чашей, то есть тем, что Ему предстоит испить сполна. И Давид, говоря о том, что он принимает чашу Господню, будто бы предвозвещает слова Спасителя «впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Единственное, что для Давида важно в ситуациях испытания — это присутствие Божие. Поэтому, соглашаясь принять чашу Господню как волю Божию о себе, псалмопевец призывает также Его Святое Имя. Имя «Существующий», обозначающее не просто факт Существования Бога, но Его динамичное личное и реальное Присутствие в жизни человека.
На этом пути Давид не только не выставляет Богу условий в виде долголетия или процветания, которые так желанны для всякого человека. Напротив, он вдруг понимает, что даже смерть святого может быть дорога в Очах Господних, потому что важен не столько факт смерти, ведь в конце концов все люди смертны, важно, как именно умирает человек. И эта мысль настолько непохожа на все обычные человеческие требования, которые обращены к Богу, что действует очень неожиданно, освобождая Давида от страха. Он называет себя рабом Господним, но поразительным образом ощущает, что Бог освобождает его от всех других уз, от всех оков… И в этой свободе, в этом ликовании веры, псалмопевец только и может, что петь аллилуия.
Псалом 115. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 115. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер