Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Известна расхожая фраза «не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним». Но что делать, если страдаешь? Разве можно как-то иначе осмыслить страдания, кроме как зло, от которого надо держаться подальше? Оказывается, можно. О том, как это сделать, рассказывается в 115-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 115.
1 Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушён.
2 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
5 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.
6 Дорога в очах Господних смерть святых Его!
7 О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.
8 Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.
9 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его,
10 во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия.
Помню, как однажды профессор, который преподавал нам в университете курс по Достоевскому, сказал мне, что он не верит в Бога, потому что в мире есть страдания. Исходя из нашего разговора было понятно, что речь идёт не о каких-то личных для него переживаниях, но о самом факте существования страданий в мире. Более того, его странным образом не смущал пример самого Федора Михайловича, который был верующим, несмотря на сомнения, которые порой его одолевали. Сегодня, через пару десятков лет после того разговора, я могу свидетельствовать о том, что в своей пастырской деятельности встречал огромное число людей, которые почувствовали присутствие Божие, именно переживая страдания. Более того, они были уверены, что смогли всё преодолеть, только благодаря Его помощи. Будто бы страдание расставило всё на свои места, и они увидели, что в их жизни главное, а что второстепенное, от кого обстоятельства их жизни зависят в большей степени и от кого в меньшей.
Похожим образом рассуждает в сегодняшнем псалме Давид, когда говорит, что верит, даже находясь в сильном сокрушении и уничижении. В его жизни было немало попыток полагаться на людей — и все они в итоге завершились ощущением человеческой немощи и его собственного глубочайшего смирения перед Творцом. Понадеявшись на людей и столкнувшись с их несовершенством, Давид радикально меняет свою позицию и опрометчиво, будто в исступлении, говорит, что всякий человек лжив. Однако дело не столько в самих людях, которые действительно несовершенны, но в Боге, который может укрепить любого. Без Бога всякий несовершенен, но с Богом и в Боге всякий свят, чист и правдив. И поэтому, научившись подлинному смирению перед Творцом, и осознав, Кто именно оказывается основой его жизни, Давид задаётся риторическим вопросом: что же воздать Господу за все Его благодеяния?
Выбор Давида оказывается прост: он решает принять всё, что пошлёт ему Бог, решает предаться Ему. Нередко чашу Господню, о которой говорит псалмопевец, ассоциируют с чашей Евхаристической, но в не меньшей степени её стоит ассоциировать со всей волей Божией о каждом из нас, как это делает Христос в Гефсиманском саду. Предстоящий крест Он так же называет чашей, то есть тем, что Ему предстоит испить сполна. И Давид, говоря о том, что он принимает чашу Господню, будто бы предвозвещает слова Спасителя «впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Единственное, что для Давида важно в ситуациях испытания — это присутствие Божие. Поэтому, соглашаясь принять чашу Господню как волю Божию о себе, псалмопевец призывает также Его Святое Имя. Имя «Существующий», обозначающее не просто факт Существования Бога, но Его динамичное личное и реальное Присутствие в жизни человека.
На этом пути Давид не только не выставляет Богу условий в виде долголетия или процветания, которые так желанны для всякого человека. Напротив, он вдруг понимает, что даже смерть святого может быть дорога в Очах Господних, потому что важен не столько факт смерти, ведь в конце концов все люди смертны, важно, как именно умирает человек. И эта мысль настолько непохожа на все обычные человеческие требования, которые обращены к Богу, что действует очень неожиданно, освобождая Давида от страха. Он называет себя рабом Господним, но поразительным образом ощущает, что Бог освобождает его от всех других уз, от всех оков… И в этой свободе, в этом ликовании веры, псалмопевец только и может, что петь аллилуия.
Псалом 115. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 115. (Церковно-славянский перевод)
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











